Екатеринбург |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А71-7703/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Вдовина Ю. В., Токмаковой А. Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вукошурнефть" (далее - общество, ООО "Вукошурнефть") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.10.2021 по делу N А71-7703/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ООО "Вукошурнефть" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, Росприроднадзор) о назначении административного наказания от 23.06.2020 N 06-03/57-Ю.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.10.2020 (судья Коковихина Т.С.) постановление Управления от 23.06.2020 N 06-03/57-Ю о назначении административного наказания признано незаконным и изменено в части назначения наказания, размер административного штрафа, назначенного ООО "Вукошурнефть", уменьшен до 150 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 (судьи Гулякова Г.Н., Борзенкова И.В., Голубцов В.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Общество указывает, что у не имелось возможности исполнения действующих требований протокола Приволжской нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 18.12.2018 N 1610 (далее - протокол N 1610) в вопросе определений нефтенасыщенной толщины, коэффициента насыщенности геофизическими методами во всем действующем фонде скважин по независящим от общества причинам. Весь действующий фонд скважин ООО "Вукошурнефть" на момент проведения надзорным органом и на текущий момент проверки, является перфорированным.
У ООО "Вукошурнефть" в данном случае отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность и были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Указывает на несоответствие протокола N 1610 Методическим указаниям "Комплексирование и этапность выполнения геофизических, гидродинамических и геохимических исследований нефтяных и нефтегазовых месторождений" (РД 153-39.0-109-01), утвержденным приказом Минэнерго России от 05.02.2002 N 30 (далее - РД 153-39.0-109-01), а также действующему техническому проекту.
Ссылается на отсутствие правовой оценки письма общества с ограниченной ответственностью "Удмуртнефтегеофизика" от 05.10.2020 на запрос ООО "Вукошурнефть" от 08.09.2020 N ВН-499/2, согласно которому определение текущего коэффициента нефтенасыщенности в действующих скважинах, решается методами импульсного нейтронного каротажа только на качественном уровне и только для неперфорированных пластов. Иными словами, определяется только характер насыщения неперфорированных пластов-коллекторов - "нефть", "нефть+вода", "вода+нефть", "остаточая нефть" или "вода". Перфорированные пласты-коллекторы, обычно участвующие в эксплуатации, не подлежат интерпретации в связи с искажением флюидом, находящимся в скважине на момент исследования.
Судами не дана оценка доводам о том, что в постановлении не указано, какие конкретно объекты капитального строительства в пределах Вукошурского участка недр эксплуатируются в отсутствие разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, не указано, какие конкретно нормативно-правовые акты были нарушены ООО "Вукошурнефть" для выводов, изложенных в Постановлении об эксплуатации объектов капитального строительства в отсутствии разрешений на строительство на объекты капитального строительства, ввод в эксплуатацию.
Указывает на процессуальные нарушения, допущенные при о составлении протокола об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу Росприроднадзор просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, указывает на то, что доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, им дана надлежащая правовая оценка.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 27.02.2020 N 151-У Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении ООО "Вукошурнефть".
Задачами проверки являлись проверка фактического соблюдения ООО "Вукошурнефть" требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами производства и потребления, в области использования и охраны водных объектов, земельного законодательства, законодательства о недрах, лицензионного законодательства.
В ходе проверки установлено, что ООО "Вукошурнефть" осуществляет пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией ИЖВ 01951 НР, которые выразились в следующем:
ООО "Вукошурнефть" нарушен пункт 10 Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии), согласно которому "Пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами", а именно:
1) эксплуатация нефтедобывающей скважины N 1458 Кыквинского месторождения нефти осуществляется в отсутствие проекта обустройства, согласованного и утвержденного в установленном порядке;
2) отсутствует разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в пределах Вукошурского участка недр;
3) не выполнены в полном объеме предусмотренные проектом в 2019 году в Программе исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения нефти, в том числе, работы по определению нефтенасыщенной толщины, коэффициента насыщенности в наблюдательных и действующих скважинах (выполнено 2 определения вместо 7).
Выявленные нарушения зафиксированы административным органом в акте проверки 09.04.2020 N 91-ПКУ.
По факту нарушений в адрес заявителя направлено уведомление от 19.05.2020 N ИЧ-06-4632 о необходимости явки 22.05.2020 для составления протокола об административном правонарушении, которое получено обществом 20.05.2020, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на уведомлении.
Общество 20.05.2020 направило ходатайство о невозможности обеспечить явку представителей в связи с действующими ограничениями в условиях эпидемического распространения COVID-19.
Письмом от 21.05.2020 Управление уведомило общество о том, что составление протоколов будет происходить при организации видео-конференц-связи 22.05.2020.
Должностным лицом Росприроднадзора 22.05.2020 в присутствии представителей общества Калабиной А.С., Шляпникова В.Д., действующих на основании доверенностей, по видео-конференц-связи с использованием программного обеспечения "Skype", о чем в протоколе сделана соответствующая запись, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Копия протокола и определение от 22.05.2020 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на 22.06.2020 на 14-00 час. направлены в адрес общества и получены ООО "Вукошурнефть" 01.06.2020.
Обществом представлены возражения на протоколы об административном правонарушении от 17.06.2020 N ВН-258 и ходатайство от 19.06.2020 о рассмотрении дела с использованием видео-конференц-связи.
Определением от 19.06.2020 ходатайство общества удовлетворено, рассмотрение материалов административного дела назначено на 22.06.2020 на 14-00 с использованием видео-конференц-связи.
Постановлением Росприроднадзора от 23.06.2020 06-03/57-Ю ООО "Вукошурнефть" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Несогласие заявителя с постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения, соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности, однако, счел возможным снизить размер штрафа до 150 000 руб.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, влекущая наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Частью 5 статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с пунктом 9.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, владельцы лицензии несут ответственность за соблюдение ее условий.
Пунктом 10 части второй статьи 22 Закона о недрах установлена обязанность пользователя недр обеспечить выполнение лицензионных условий.
Суды установили, что ООО "Вукошурнефть" имеет лицензию на пользование недрами ИЖВ 01951 НР от 11.08.2016 со сроком действия 31.12.2075.
Приложением N 1 к лицензии ИЖВ 01951 НР установлены условия пользования недрами (далее - Условия).
Согласно пункту 10 Условий пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Частью второй статьи 22 Закона о недрах установлено, что пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр (пункт 1); соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья (пункт 2); соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (пункт 7); выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции (пункт 10).
В соответствии с пунктом 13 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71 технические проекты на пользование участками недр и дополнения к ним, согласуемые органами Госгортехнадзора России могут состоять из проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технико-экономических обоснований, технологических схем и т.д.
В соответствии с пунктом 13.1 Приказа Минприроды России от 14.06.2016 N 356 "Об утверждении Правил разработки месторождений углеводородного сырья" (далее - Правила N 356), проектирование объектов обустройства месторождения осуществляется на основании технического проекта разработки месторождения, а также технического задания, утвержденных недропользователем с соблюдением действующих норм и правил промышленной безопасности в нефтегазодобывающей отрасли.
Проектная документация на обустройство месторождения должна соответствовать технологической схеме разработки месторождения, в целях обеспечения оптимальной разработки месторождения.
В ходе контрольных мероприятий установлено, что действующими проектными документами на обустройство объектов добычи и переработки УВС на Вукошурском участке недр являются; рабочий проект "Обустройство для пробной эксплуатации поисковых скважин Вукошурского участка недр" и проектная документация "Обустройство скважины Вукошурского участка недр для захоронения извлекаемых вод", проектный документ "Обустройство Вукошурского нефтяного месторождения, Система внутрипромыслового сбора и транспорта нефти до УПСВ "Бондарчуковского месторождения нефти", которые не соответствуют фактическому обустройству участка, а именно: в проектных документах отсутствуют технические решения по обустройству эксплуатационной скважины N 1458 Кыквинского месторождения нефти.
Кыквинское месторождение в промышленную разработку введено в 2009 году на основании "Технологической схемы разработки Вукошурского и Кыквинского нефтяных месторождений (Вукошурский участок недр) Удмуртской Республики" (протокол ЦКР Роснедр от 21.12.2009 N 489).
Приказом ООО "Вукошурнефть" от 29.12.2017 N 32 введена скважина N 1458 Кыквинского нефтяного месторождения в эксплуатацию с 30.12.2017 с помощью оборудования ОРЭ6 глубинного насоса УЭВН-7-1800 на заволжский объект и глубинного насоса НВ-38 на башкирский объект.
Вместе с тем, как установлено судами, в проектные документы на обустройство месторождений ООО "Вукошурнефть" не внесено обустройство скважины N 1458 Кыквинского месторождения (о подготовке углеводородного сырья, добытого из нефтедобывающей скважины, дальнейшей переработке).
Таким образом, обустройство скважины N 1458 Кыквинского месторождения произведено в отсутствие проектных решений.
Технические решения по обустройству нефтедобывающей скважины N 1458 Кыквинского месторождения нефти отсутствуют, что установлено в ходе проверки заинтересованным лицом, доказательств обратного заявителем не представлено (статья 65 АПК РФ), возражения по существу не заявлены.
Таким образом, добыча УВС из скважины N 1458 (Кыквинское месторождение) осуществляется в отсутствие проекта на обустройство, что является нарушением пунктов 1, 2, 10 части 2 статьи 23.2 Закона о недрах, пункта 13.1 Правил N 356, пунктов 352, 548 Федеральной нормы и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности", утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 N 101, пункта 31 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.03.2003 N 71.
В ходе проверки Управлением также установлено, что у недропользователя отсутствует разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в пределах Вукошурского участка недр.
Положениями статьи 23 Закона о недрах установлены основные требования по рациональному использованию и охране недр, к числу которых отнесено соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование.
Согласно пункту 10 статьи 23 Закона о недрах к основным требованиям по рациональному использованию и охране недр относится предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях.
В силу части 1 статьи 25 Закона о недрах проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.
Согласно части 2 статьи 25 указанного Закона (в редакции, действующей в период получения разрешений) застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных подразделений и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
В силу пункта 31 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71, не допускается строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации.
Между тем в ходе проверки обществом таких разрешений Управлению не представлено.
Судами указано, что в материалах дела имеются разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию, однако, в нарушение вышеперечисленных норм (статьи 25 Закона о недрах), они были выданы обществу не федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом, а органом местного самоуправления - Администрацией МО "Шарканский район".
Отсутствие в Градостроительном кодексе РФ до внесения изменений 18.07.2011 обязанности по получению разрешения на строительство в федеральном органе управления государственным фондом недр не отменяет указанную обязанность, предусмотренную статьей 25 Закона о недрах.
Как следует из материалов дела и установлено судами, после проверки и составления в отношении общества протокола от 22.05.2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в рамках устранения нарушения ООО "Вукошурнефть" получено разрешение на строительство от 17.06.2020 N 18-94 622 000 - 3000707-УВС/С-2020, выданное Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу, это подтверждает, что общество действовало с нарушением требований действующего законодательства в сфере недропользования при строительстве объектов капитального строительства.
Устранение выявленного правонарушения не освобождает общество от административной ответственности.
Отклоняя ссылку заявителя на отсутствие в акте проверки, протоколе и оспариваемом постановлении перечня объектов капитального строительства, апелляционный суд указал, что указанное обстоятельство не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку обществом ни в ходе проверки, ни в материалы административного и арбитражного дела соответствующих разрешений ни на один объект не представлено. При этом наличие объектов капитального строительства на проверяемом объекте обществом не оспаривается.
Доводы общества о том, что в ходе выявления правонарушений относительно отсутствия технического решения обустройства скважин и разрешений на строительство капитальных объектов, Управление вышло за предмет проверки, установленный приказом от 27.02.2020 N 151-У, вопросы застройки месторождения не входят в компетенцию Управления, апелляционной коллегией рассмотрены и не приняты, поскольку Положением о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293, в подпункте "м" пункта 4 предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор по вопросам предотвращения самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых.
В приказе от 27.02.2020 N 151-У о проведении плановой проверки указано на проверку соблюдения требований, в том числе Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Закона о недрах, мероприятий по предотвращению вреда жизни, здоровью граждан, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе техногенного характера, а также предусмотрен выезд на объекты предприятия и натурное обследование объектов и представление документов, в том числе справки о фонде скважин по участкам недр, проектов на ведение работ, их утверждения, согласования, справок и документов о соответствии выполняемых работ проектной документации.
Таким образом, суды справедливо заключили, что совокупность изложенных сведений свидетельствует об отсутствии оснований полагать, что Управление вышло за пределы предмета проверки, поскольку соответствующие требования установлены именно законодательством о недрах, их соблюдение направлено на предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, причинение вреда и т.д.
В ходе проверки Управление также установило, что обществом не выполнены в полном объеме предусмотренные проектом в 2019 году в Программе исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения нефти работы по определению нефтенасыщенной толщины, коэффициента насыщенности в наблюдательных и действующих скважинах (выполнено 2 определения вместо 7).
В силу части 1 статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.
Согласно части 2 статьи 23.2 Закона о недрах технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Пунктом 116 Правил охраны недр предусмотрено, что с целью изучения текущего состояния разработки, изучения причин отклонения (при наличии отклонений) фактических технико-экономических показателей от проектных и совершенствования систем разработки, повышения их эффективности и увеличения уровня извлечения нефти и газа, а также в целях обобщения опыта разработки месторождений пользователем недр осуществляется систематический контроль за разработкой месторождения нефти и газа. Результаты контроля за разработкой месторождения ежегодно анализируются и соответствующий анализ утверждается руководителем организации.
Виды, объемы и периодичность исследований в процессе разработки месторождения определяются техническим проектом в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями, в отдельных случаях, рабочими программами (пункт 12.6.2 Правил N 356).
Как установлено судами и следует из материалов дела, протоколом N 1610 согласованы "Дополнения к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики", а также программа исследовательских работ (таблица 9).
В указанной таблице поименованы такие работы как определение нефтенасыщенной толщины, коэффициента нефтенасыщенности в наблюдательных и действующих скважинах с определением периодичности проведения и объема данных работ: 2018 - 3, 2019 - 7, 2020 - 7 и т.д.
Вопросы выполнения исследовательских работ, а также ведения документации по исследовательским работам, согласно пп. 12.6.2 - 12.6.6, 15.4, 15.5 Правил N 356, являются неотъемлемой частью разработки месторождений углеводородного сырья и, соответственно, должны исполняться, как и иные требования технического проекта.
Невыполнении обществом в полном объеме предусмотренных проектом в 2019 г. в Программе исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения нефти работ по определению нефтенасыщенной толщины, коэффициента насыщенности в наблюдательных и действующих скважинах (выполнено 2 определения вместо 7), подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки от 09.04.2020 N 91-ПКУ, справкой ООО "Вукошурнефть" о выполнении программы исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения от 12.03.2020 N ВН-159.
Доводы общества в части отсутствия обязательств по выполнению определений нефтенасыщенной толщины, коэффициента насыщенности в наблюдательных и действующих скважинах, обоснованно не приняты судами, поскольку из пункта программы исследовательских работ следует, что исследования должны проводиться в наблюдательных и действующих скважинах без каких-либо дополнительных указаний и примечаний.
Суды также отклонили ссылку заявителя на отсутствие в таблице 12.1 Программы исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения, приведенной на странице 245 технического проекта "Дополнение к технологической схеме разработки Вукошурского нефтяного месторождения Удмуртской Республики", обязанности недропользователя по проведению исследований в виде определения нефтенасыщенности толщины, коэффициента насыщенности в действующих скважинах, поскольку работы по определению нефтенасыщенной толщины, коэффициента насыщенности относятся к работам по уточнению физико-химических свойств флюидов продуктивных пластов, предусмотренных таблицей 12.1, приведенной в техническом проекте на стр. 245.
Доводы общества о невозможности проведения указанных работ также рассмотрены и отклонены апелляционным судом, поскольку опровергаются самим фактом частичного их проведения, что подтверждается справкой ООО "Вукошурнефть" о выполнении исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения от 12.03.2020 N исх. ВН-159 на основании программы исследовательских работ и доразведки Вукошурского месторождения, предусмотренной в протоколе N 1610 (таблица 9).
Ссылка заявителя на письмо ООО "Проект-НАФТА" от 31.08.2020 N 56, из которого следует, что условия и возможности для осуществления контроля положения ВНК и оценки изменения нефтенасыщенности на Вукошурском месторождении на 01.09.2020 не сформировались, судом апелляционной инстанции не принята во внимание, поскольку представители указанного общества участвовали в заседании Приволжской нефтегазовой секции 18.12.2018, ведущий инженер ООО "Проект-Нафта" являлся основным докладчиком по указанному вопросу, таблица 9 согласована как неотъемлемая часть представленной указанным обществом работы.
При этом суды учли, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении общества составлен 22.05.2020, с соответствующим запросом общество обратилось ООО "Проект-НАФТА" 31.08.2020, что не может быть расценено как проявление должной заботливости и осмотрительности, проявляемой в целях соблюдения установленных норм и правил.
Апелляционная коллегия обоснованно отклонила ссылку общества на РД 153-39.0-109-01, поскольку данные Методические рекомендации какие-либо требования к пользователям недр не предъявляют, следовательно, не являются обязательными к исполнению, и не заменяют утвержденного для конкретного месторождения технического проекта разработки.
Как верно отмечено апелляционным судом доводы о том, что требования технического проекта, установленные в отношении ЭО, считаются выполненными, если соблюдены требования технического проекта, установленные в отношении месторождения в целом в пределах допустимых отклонений показателей, предусмотренных подпунктами "а"-"в" пункта 5.1 Правил N 356 не влекут иных выводов относительно несоблюдения требований технической документации о проведении исследовательских работ.
При проведении проверок недропользователей Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, в соответствии с п/п "б" п. 4 Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293, в полном объеме оценивается выполнение условий, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что факты нарушений требования законодательства в ходе осуществления лицензируемой деятельности установлены Управлением.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения Управлением исследован, при производстве по делу об административном правонарушении вина общества в совершении административного правонарушения установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
При этом суды отметили, что у заявителя имелась возможность для соблюдения требований законодательства, но такие меры им приняты не были, кроме того доказательств невозможности исполнения требований действующего законодательства по независящим от общества обстоятельствам не представлено.
В действиях ООО "Вукошурнефть" доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Доводы, приводимые заявителем в жалобе, о необоснованности оспариваемых пунктов предписания не свидетельствуют, поскольку сводятся к собственной интерпретации отдельных нормативных положений, не свидетельствующих об отсутствии вмененных нарушений, а также содержат аргументы о предпринимаемых мерах, при этом сам факт нарушений на момент проверки не опровергают.
Суды обоснованно отклонили доводы заявителя в части процессуальных нарушений со стороны Управления, ввиду следующего.
Неизвещение уполномоченного представителя общества по месту жительства, а также не направление ему протокола, постановления и иных документов, не может быть расценен как основание для признания постановления по делу об административном правонарушении незаконным.
При этом в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, а также с учетом ходатайства общества составление протокола и рассмотрение материалов административного производства осуществлялось с использованием системы видео-конференц-связи. При составлении протокола участвовал представитель общества по доверенности от 21.05.2020 N 19 Калабина А.С., при решении вопроса о дате рассмотрения дела была озвучена конкретная дата 22.06.2020. Таким образом, суды не установили нарушение прав лица, привлекаемого к ответственности.
С учетом части 1 статьи 29.12.1 КоАП РФ, Управлением принято соответствующее определение об исправлении допущенных ошибок и описок от 28.08.2020 N ЕЮ-606-9821. При этом исправленная опечатка не изменяет содержания и смысла постановления и носит технический характер.
Довод ООО "Вукошурнефть" о нарушении сроков направления копии постановления также апелляционной коллегией не принят, поскольку опровергается материалами дела. При этом нарушение сроков направления нарушителю постановления о привлечении к административной ответственности не влечет признание его незаконным.
Постановление вынесено в пределах срока привлечения к административной ответственности.
Оспариваемым постановлением заявителю назначено административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ - 300 000 руб.
Между тем, суд первой инстанции, исследовав вопрос вины заявителя в совершенном административном правонарушении, учитывая устранение обществом после проверки выявленных нарушений Условий пользования недрами, совершение правонарушения впервые, отсутствие отягчающих обстоятельств, снизил размер штрафа до 150 000 руб.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.10.2021 по делу N А71-7703/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вукошурнефть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.