Екатеринбург |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А71-5591/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т. Л.,
судей Сирота Е. Г., Васильченко Н. С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старковой Ю.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - общество "Городская УК") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.11.2020 по делу N А71-5591/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по тому же делу.
Судебное заседание открыто с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещенные надлежащим образом, в том числе путем размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, явку представителей в судебное заседание суда, обеспечивающего организацию видеоконференц-связи, не обеспечили, в связи с чем сеанс видеоконференц-связи прекращен, кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном нормами статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа приняли участие представители:
общества "Городская УК" - Кутдузов Р.Н. (доверенность от 11.01.2021), Маратканова А.А. (доверенность от 30.12.2020);
публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - общество "Т Плюс") - Михина Ж.А. (доверенность от 31.01.2020).
Общество "Т Плюс" в лице филиала "Удмуртский" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к обществу "Городская УК" о взыскании 965 691 руб. 27 коп. долга по договору теплоснабжения от 30.06.2015 N 16170/ГУК за фактически потребленный ресурс в 2019 году (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 25.11.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Городская УК" просит указанные судебные акты отменить в части, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Заявитель жалобы оспаривает судебные акты в части расчета объема тепловой энергии в месяцах, когда общедомовой прибор учета (далее - ОДПУ) не работал, утверждая, что в данном случае объем потребления теплоэнергии надлежало рассчитывать в соответствии с подпунктом "б" пункта 25(1) Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124). Кроме того, заявитель не согласен с расчетом потребления тепловой энергии по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Ижевск, ул. Воровского, д. 144, указывая, на необходимость распределять оплату за поставленную теплоэнергию пропорционально объему помещений, имеющих более высокие потолки, по Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
В отзыве на кассационную жалобу общество "Т Плюс" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Т Плюс" и обществом "Городская УК" (потребитель) заключен договор теплоснабжения (снабжение тепловой энергией в горячей воде для целей оказания коммунальных услуг) от 30.06.2015 N 16170/ГУК (в редакции решения Арбитражного суда Московской области от 11.04.2016 по делу N А41- 64755/2015), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии (пункт 1.1 договора).
Общество "Городская УК" является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг и приобретает тепловую энергию по договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, указанных в договоре (приложение N 1), коммунальной услуги отопления (пункт 1.2 данного договора).
Пунктом 2.3.2 договора теплоснабжения на потребителя возложена обязанность оплачивать тепловую энергию (невозвращенный теплоноситель) в соответствии с разделом 4 договора.
В соответствии с пунктом 3.3 названного договора потребитель рассчитывается за отпущенную тепловую энергию по допущенным в установленном порядке в эксплуатацию коммерческим приборам учета потребителя. Сведения о коммерческих приборах учета предоставляются потребителем по форме, установленной в приложении N 4 к договору, в течение 3 рабочих дней со дня заключения договора.
Согласно пункту 4.4 указанного договора оплата за тепловую энергию производится потребителем в адрес теплоснабжающей организации до 15-ого числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем.
По расчету общества "Т Плюс" сумма задолженности общества "Городская УК" за потребленный в 2019 году ресурс составляет 965 691 руб. 27 коп.
Направленная в адрес общества "Городская УК" претензия с требованием уплатить сумму задолженности оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества "Т Плюс" в арбитражный суд с рассматриваемы иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из правомерности проведения истцом корректировки обязательств ответчика по итогам 2019 года в отношении коммунальной услуги по отоплению в соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Общество "Городская УК" является исполнителем коммунальных услуг и приобретает у ресурсоснабжающей организации - общества "Т Плюс" тепловую энергию с целью предоставления гражданам коммунальных услуг.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 603), вступившим в законную силу 30.06.2016, внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), согласно которым оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года (пункт 42(1)).
Решение о способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его принятия (пункт 2 Постановления N 603).
Кроме того, указанным Постановлением N 603 внесены изменения в Правила N 124 в части установления новых правил формирования условий договора ресурсоснабжения, заключаемого ресурсоснабжающей организацией с исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в части определения объемов, стоимости и порядка оплаты коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирные дома, жилые дома в целях предоставления в многоквартирном доме, жилом доме коммунальной услуги по отоплению, в том числе названные Правила дополнены пунктом 25.1.
Пунктом 25.1 Правил N 124 установлен новый порядок оплаты исполнителем коммунальной услуги тепловой энергии, поставленной в многоквартирный дом, в жилой дом в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, в случае, если в течение расчетных периодов, за которые тепловая энергия подлежит оплате исполнителем, по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в многоквартирном доме действовал способ оплаты тепловой энергии равномерно в течение года.
Помимо этого, Постановлением N 603 в Правила N 354 внесен пункт 42(2), в соответствии с которым способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.
Объем тепловой энергии, подлежащий оплате за соответствующие расчетные периоды, должен определяться в следующем порядке: в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, или в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определяемого в порядке, указанном в пункте 3.1 приложения N 2 к Правилам N 354, с учетом его корректировки 1 раз в год до объема тепловой энергии, определенного за год корректировки в соответствии с пунктом 21 Правил N 124 (подпункт "а" пункта 25(1) Правил N 124); в случае поставки тепловой энергии в многоквартирный дом, не оборудованный общедомовым прибором учета тепловой энергии, в жилой дом, не оборудованный индивидуальным прибором учета тепловой энергии, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с применением коэффициента периодичности внесения платы за тепловую энергию. При этом коэффициент периодичности внесения платы должен определяться соответственно количеству месяцев отопительного периода, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период в соответствии с пунктами 3, 18 и 22 приложения N 1 к Правилам N 306 (подпункты "б", "в" пункта 25.1 Правил N 124).
Таким образом, Правила N 124 и Правила N 354 указывают на обязательность расчета объема теплопотребления исходя из среднемесячного объема теплопотребления за прошедший год с проведением корректировки 1 раз в первом квартале года, следующего за расчетным годом.
Принимая во внимание изложенное, в случае, если применяемые в субъекте Российской Федерации нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению установлены исходя из распределения общего количества тепловой энергии, потребляемой за отопительный период, на 12 месяцев в году, то исполнитель коммунальных услуг обязан производить оплату тепловой энергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией для нужд отопления, ежемесячно равными долями - как в течение отопительного периода, так и в течение межотопительного периода; по истечении календарного года начисленная стоимость тепловой энергии подлежит корректировке.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению - равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
В связи с установлением порядка определения объема коммунального ресурса по отоплению (по среднемесячным показаниям общедомовых (коллективных) приборов учета за прошедший календарный год) и порядка его оплаты (равными платежами в течение года - 1/12 в месяц с последующей корректировкой по результатам года) и с учетом наличия решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению, истец правомерно предъявлял ответчику за поставленную тепловую энергию плату ежемесячно равными долями в течение года.
Как следует из пункта 3(1) приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1).
Для многоквартирного дома с централизованным отоплением, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, применяется расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" по формуле 3(2) приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно формуле 3(2), размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2).
С учетом изложенного, корректировка размера платы может быть произведена при наличии показаний прибора учета исходя из совокупного объема тепловой энергии, измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета за соответствующей период.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что многоквартирные дома, находящиеся в обслуживании ответчика, оборудованы ОДПУ.
Доводы о неисправности приборов учета не заявлялись.
Таким образом, взыскиваемая в 2019 году задолженность подлежала корректировке и определению не исходя из 1/12 годового потребления, а на основании фактического объема потребленной обществом "Городская УК" тепловой энергии за указанный год, определенного по ОДПУ, и произведенных им в этот же период платежей.
Судами установлено, что предметом исковых требований по настоящему делу является задолженность общества "Городская УК" перед обществом "Т Плюс" за поставленную в 2019 году тепловую энергию (отопление), объем которой определен в виде разницы, образовавшейся между показаниями общедомовых приборов учета (фактического потребления) и объемом тепловой энергии, начисленной исходя из 1/12 годового среднемесячного потребления, на дату проведения корректировки с учетом произведенных ранее платежей.
Расчет истца судами проверен и признан верным.
Вопреки доводам кассатора, способ расчета объема потребления тепловой энергии, использованный истцом для определения размера задолженности, соответствует требованиям действующего законодательства.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки выводов судов относительно правильности расчетов объема потребленной тепловой энергии (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы заявителя жалобы относительно способа расчета объема тепловой энергии, потребленной многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. Воровского, 144 (в части разницы высоты потолков), обоснованно отклонены судами, поскольку указанный ответчиком способ расчета поставленного энергоресурса противоречит положениям Правил N 354, предусматривающим распределение поступившей в многоквартирный дом тепловой энергии между жилыми и нежилыми помещениями пропорционально площади помещений.
Кроме того, суд кассационной инстанции принимает во внимание, что доводы общества "Городская УК" о том, что расчеты распределения оплаты за отопление должны производиться не пропорционально площади, а пропорционально объему отапливаемых помещений, отклонены Верховным Судом Российской Федерации в рамках административного дела о признании недействующими пунктов 3, 3(1), 3(3), 3(6) приложения N 2 к Правилам N 354, который в Решении от 11.11.2020 N АКПИ20-595, указал, что Правительство Российской Федерации осуществило правовое регулирование по установлению порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием такой величины, как площадь помещения. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, устанавливающего иной порядок расчетов, не имеется. Фактически административный истец предлагает иной способ расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, который не основан на нормах жилищного законодательства.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя судом округа отклоняются, так как являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в мотивировочных частях обжалуемых судебных актов. Каких-либо новых доводов со ссылками на имеющиеся в деле, но не исследованные судами материалы, заявителем не приведено.
Все доводы кассатора по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и представленных доказательств и не могут быть положены в основу отмены оспариваемых судебных актов, так как заявлены без учета положений части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения и постановления в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.11.2020 по делу N А71-5591/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ГОРОДСКАЯ УК" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
Е.Г. Сирота |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя жалобы относительно способа расчета объема тепловой энергии, потребленной многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. Воровского, 144 (в части разницы высоты потолков), обоснованно отклонены судами, поскольку указанный ответчиком способ расчета поставленного энергоресурса противоречит положениям Правил N 354, предусматривающим распределение поступившей в многоквартирный дом тепловой энергии между жилыми и нежилыми помещениями пропорционально площади помещений.
Кроме того, суд кассационной инстанции принимает во внимание, что доводы общества "Городская УК" о том, что расчеты распределения оплаты за отопление должны производиться не пропорционально площади, а пропорционально объему отапливаемых помещений, отклонены Верховным Судом Российской Федерации в рамках административного дела о признании недействующими пунктов 3, 3(1), 3(3), 3(6) приложения N 2 к Правилам N 354, который в Решении от 11.11.2020 N АКПИ20-595, указал, что Правительство Российской Федерации осуществило правовое регулирование по установлению порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием такой величины, как площадь помещения. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, устанавливающего иной порядок расчетов, не имеется. Фактически административный истец предлагает иной способ расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, который не основан на нормах жилищного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 июня 2021 г. N Ф09-2968/21 по делу N А71-5591/2020
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2968/2021
12.02.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8031/20
25.11.2020 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-5591/20
28.08.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8031/20