Екатеринбург |
|
04 июня 2021 г. |
Дело N А71-11478/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Кангина А.В. рассмотрел в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.12.2020 по делу N А71-11478/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 по тому же делу по заявлению общества о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии при Администрации Ленинского района города Ижевска (далее - комиссия, административный орган) от 25.02.2020 N 20/154 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 N 57-РЗ "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений" (далее - Закон N 57-РЗ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 АПК РФ.
Кассационная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии жалобы к производству для представления отзыва на неё.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.12.2020, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021, в удовлетворении заявления обществу отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит доводы о том, что Правила благоустройства города Ижевска, утвержденные решением Городской Думы г. Ижевска от 28.06.2012 N 308 (далее - Правила благоустройства N 308) содержат правовую неопределённость понятий и противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Постановление Правительства N 290).
Общество считает, что судами не приняты во внимание его доводы о том, что проверяющими должностными лицами комиссии нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), осмотр территории произведён без соответствующих полномочий должностных лиц комиссии на проведение данной проверки, об отсутствии замеров глубины колеи и толщины снежного покрова, о погодных условиях на момент осмотра территории, о своевременной очистке заявителем данной территории от снега и льда.
Общество также указывает на то, что примененное комиссией административное взыскание в виде штрафа в размере 17 000 рублей носит неоправданно карательный характер, не соответствует тяжести правонарушения и степени вины заявителя, а судами не приняты во внимание смягчающие обстоятельства, предусмотренные пунктами 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 4.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 названного Кодекса.
Как следует из обжалуемых судебных актов, поводом для обращения общества в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления комиссии по делу об административном правонарушении послужило несогласие с выводами административного органа о нарушении заявителем требований Правил благоустройства N 308 и, соответственно, совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ).
Суд первой инстанции, выводы которого поддержал апелляционный суд, признал доказанным комиссией наличие в бездействии общества всех элементов состава вменённого административного правонарушения и отсутствие существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Суд округа считает обжалуемые судебные акты законными в виду следующего.
Согласно части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ непроведение предусмотренных муниципальными правовыми актами работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе работ по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства (в том числе кровель, карнизов, водостоков) и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятнадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (статья 2 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно статье 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Решением Городской Думы г. Ижевска от 28.06.2012 N 308 утверждены Правила благоустройства города Ижевска. Правила устанавливают обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске и распространяются на всех физических и юридических лиц независимо от форм собственности.
Согласно пункту 3.1.3 Правил благоустройства N 308 в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в городе Ижевске юридические лица, физические лица в соответствии и в пределах, установленных настоящими Правилами, обязаны: обеспечивать содержание территорий, уборку мест общего пользования зданий, сооружений, очистку территорий от мусора, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, ликвидацию зимней скользкости, гололеда, удаление обледенений.
Физические и юридические лица обязаны осуществлять содержание (в том числе очистку и уборку), а также обеспечивать благоустройство объектов благоустройства самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств (п. 4.1 Правил благоустройства N 308).
В силу пункта 4.2 Правил благоустройства N 308 ответственными за благоустройство и содержание объектов благоустройства являются физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе на территориях земельных участков и зданиях многоквартирных домов - организации, осуществляющие управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления.
В соответствии с пунктом 4.3 Правил благоустройства содержание объектов благоустройства (в том числе территорий) в городе Ижевске осуществляется: в весенне-летний период - с 15 апреля по 31 октября; в осенне-зимний период - с 01 ноября по 14 апреля.
Согласно пункту 4.5.1 Правил благоустройства N 308 мероприятия по содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства, в том числе включают в себя: 1) очистку территорий объектов благоустройства, а также улиц, дорог, проездов, тротуаров, бульваров и площадей от снега; 2) погрузку и вывоз складируемого снега до наступления весенне-летнего периода; 3) в случае скользкости - посыпку песком, обработку противогололедными материалами; 4) удаление снежно-ледяных образований и уплотненного снега; 5) рыхление снега и организацию отвода талых вод (в весенние месяцы); 6) работы по уборке территорий от мусора, грязи, опавших листьев; 7) подметание территорий.
В силу пункта 4.5.2 Правил благоустройства N 308 к первоочередным операциям уборки и содержания улично-дорожной сети города относятся: обработка проезжей части дорог ПГМ, сгребание и подметание снега, формирование снежного вала для последующего вывоза, выполнение разрывов в валах снега на перекрестках, у остановок городского пассажирского транспорта, подъездов к зданиям, а также выездам из дворов, валы укладывать либо по обеим сторонам проезжей части, либо с одной стороны проезжей части вдоль тротуара с оставлением необходимых проходов и проездов. Укладка свежевыпавшего снега в валы и кучи разрешается на всех улицах, площадях, набережных, бульварах и скверах при условии последующей вывозки. Запрещено складировать снег на территории зеленых насаждений, если это наносит ущерб зеленым насаждениям.
К операциям второй очереди относятся удаление (вывоз) снега, зачистка дорожных лотков после удаления снега, скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований механизированным и ручным способом. В первую очередь ПГМ обрабатываются наиболее опасные для движения транспорта участки магистралей и улиц - спуски, подъемы, перекрестки, места остановок общественного транспорта, пешеходные переходы, тормозные площадки на перекрестках улиц и остановках общественного транспорта (пункт 4.5.3 Правил благоустройства).
Согласно пункту 4.5.4 Правил благоустройства N 308 механизированное подметание проезжей части должно начинаться с началом снегопада. Очистка дорожных покрытий от снега производится путем сгребания и сметания снега подметально-уборочными машинами и тракторами. Работу снегоочистителей начинают с улиц, имеющих наиболее интенсивное движение транспорта и на которых ПГМ распределялись в первую очередь - с тем, чтобы на каждом участке дороги выдержать заданный период между внесением материалов, сгребанием и сметанием снега. Маршруты работы распределителей противогололедных материалов, подметально-уборочных машин и тракторов должны по возможности совпадать, что позволяет выдержать интервал для равномерного перемешивания снега с внесенными ПГМ на всей протяженности маршрута, и достигнуть технологического эффекта.
В соответствии с пунктом 4.5.7 Правил благоустройства N 308 в результате уборки тротуаров на всех территориях должно быть обеспечено безопасное движение пешеходов независимо от погодных условий. Уборка тротуаров осуществляется как механизированным, так и ручным способом. Тротуары должны очищаться до покрытия.
В силу пункта 4.5.8 Правил благоустройства N 308 в период снегопадов, образования зимней скользкости, гололеда, обледенений объекты улично-дорожной сети должны обрабатываться ПГМ, песком с примесью хлоридов. Посыпка должна производиться немедленно с начала снегопада или появления зимней скользкости, гололеда, обледенений. Тротуары посыпаются песком, песко-соляной смесью, ПГМ. Механизированное подметание и ручная зачистка на тротуарах, лестничных сходах и пешеходных дорожках начинаются с момента начала снегопада. Время для выполнения снегоуборочных работ на тротуарах не должно превышать 24 часов после окончания снегопада.
Все тротуары, дворы с асфальтовым покрытием, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и участки с асфальтовым покрытием очищаются от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаются песком, песко-соляной смесью, ПГМ до 8 часов утра (пункт 4.5.12 Правил).
Пунктом 4.5.17 Правил благоустройства N 308 предусмотрено, что при осуществлении мероприятий по содержанию территорий зданий и сооружений, тротуаров, пешеходных дорожек, проездов, дорог должна быть обеспечена посыпка противогололедным материалом, обеспечивающая безопасное передвижение пешеходов и транспортных средств. В любом случае должна быть ликвидирована зимняя скользкость, гололед, обледенения территории в течение одного рабочего дня с момента обращения граждан, государственных органов, органов местного самоуправления или заинтересованных лиц.
Все работы по уборке и содержанию территорий общего пользования, объектов благоустройства (в том числе территорий) в осенне-зимний период должны быть закончены к 8 часам утра. В результате выполнения мероприятий по содержанию и уборке должны быть обеспечены порядок и чистота. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями уборочные работы могут быть продолжены в течение дня (пункт 4.5.23 Правил).
Пунктом 4.6.1 Правил благоустройства N 308 предусмотрено организация, осуществляющая управление жилищным фондом, либо собственники многоквартирного жилого дома, выбравшие непосредственный способ управления, обязаны обеспечить благоустройство и содержание территории многоквартирного дома в надлежащем санитарном состоянии в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
В соответствии с пунктом 4.6.3.4 Правил благоустройства N 308 участки тротуаров, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом. Складируемый снег должен быть вывезен до наступления весенне-летнего периода.
В соответствии с пунктом 4.6.3.5 Правил благоустройства N 308 снег при ручной уборке тротуаров у подходов к подъездам должен убираться полностью под скребок. Тротуары, за исключением тротуаров у подходов к подъезду, следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения.
Согласно пункту 4.6.3.6 Правил благоустройства N 308 при возникновении скользкости должна быть обеспечена обработка покрытий тротуаров, пешеходных дорожек, проездов и дорожных покрытий песко-соляной смесью или противогололедными материалами в сроки, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации. Срок окончания всех работ по обработке песко-соляной смесью или противогололедными материалами не должен превышать 3 часов с момента образования зимней скользкости.
Все работы по уборке и содержанию территории многоквартирного дома должны быть закончены к 10 часам утра. При невозможности выполнения работ в указанный срок в связи с погодными условиями уборочные работы могут быть продолжены в течение дня (пункт 4.6.3.8 Правил благоустройства N 308).
Нарушение Правил благоустройства N 308 влечет ответственность в соответствии со статьёй 11 Закона N 57-РЗ.
Вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, указанные положения Правил благоустройства N 308 являются ясными и понятными, нормам Постановления Правительства РФ N 290 не противоречат, в установленном законом порядке недействительными не признаны.
Как установлено судами, 05.02.2020 в период времени с 12 час. 54 мин. до 13 час. 04 мин., а также повторно 06.02.2020 в период времени с 15 час. 02 мин. до 15 час. 12 мин. комиссией проведён осмотр территории многоквартирного дома (МКД), расположенного по адресу: г. Ижевск, ул. Саратовская, 31, в результате которого обнаружено, что обществом своевременно не проведены работы по очистке от снега проезжей части дороги на территории, прилегающей к указанному МКД, в связи с чем образовалась снежная колея, снежные накаты, что затрудняет передвижение пешеходов и транспортных средств, на момент осмотров работы по очистке территории от снега не проводились.
Нарушения зафиксированы в актах осмотра территории (объекта) от соответствующих дат с фототаблицами и картами-схемами.
Административный орган на основании вывода о том, что обществом допущено нарушение требований подпунктов 3.1.3, 4.5.1, 4.5.12, 4.6.3.5, 4.6.3.6, 4.6.3.8 Правил благоустройства N 308 и составил 13.02.2020 в отношении общества протокол N 18ЛР2001036 об административном правонарушении по части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ.
Постановлением комиссии по делу об административном правонарушении от 25.02.2020 N 20/154 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ в виде штрафа в размере 17 000 рублей.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что МКД по адресу: г. Ижевск, ул. Саратовская, 31, находится в управлении общества, следовательно, оно является лицом, ответственным за организацию и надлежащее содержание общего имущества собственников помещений указанного многоквартирного дома и на него распространяется действие Правил благоустройства N 308.
Суды, оценив согласно положениям главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в том числе акты осмотра территории (объекта) от 05.02.2020 и от 06.02.2020 с приложенными к ним фототаблицами, картами-схемами, протокол об административном правонарушении от 13.03.2020 N 18ЛР2001036, пояснения и доводы сторон спора, пришли к выводу о том, что общество не обеспечивает в установленные Правилами благоустройства N 308 сроки удаление снежно-ледяных образований с проезжей части придомовой территории МКД по указанному адресу, что создает угрозу безопасному передвижению пешеходов и движению автотранспорта.
В силу пределов, установленных статьёй 286 и частью 2 статьи 287 АПК РФ, суд округа не обладает полномочиями по установлению иных обстоятельств или иной оценке доказательств, на которой настаивает заявитель кассационной жалобы.
Доводы общества о проведении должностными лицами комиссии контрольных мероприятий с нарушением требований Закона N 294-ФЗ судами были отклонены правильно, поскольку мероприятия по контролю, предусмотренные статьями 8.3, 13.2 указанного Закона в отношении заявителя не проводились. Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ).
Вопрос о наличии вины общества в совершении административного правонарушения исследован в ходе производства по делу об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении. Доказательств, подтверждающих принятие обществом исчерпывающих мер по соблюдению Правил благоустройства N 308, отсутствие возможности для их соблюдения, материалы дела не содержат.
Таким образом, в действиях заявителя имеется и подтвержден надлежащими доказательствами состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание соответствует санкции, предусмотренной частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ, с учетом обстоятельства, отягчающего административную ответственность (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ), - повторного совершения однородного административного правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения наказания. В частности, 27.08.2019 вступил в законную силу судебный акт, которым признано законным привлечение общества к ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ (дело N А71-5148/2019).
Доводы заявителя о неоправданно карательном характере штрафа, о якобы игнорировании судом первой инстанции смягчающих обстоятельств, установленных пунктами 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, были правильно отклонены апелляционным судом по мотиву несоответствия этих доводов нормам материального права и обстоятельствам дела.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суды не установили оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали материалы дела, доказательства получили надлежащую правовую оценку, для непринятия которой у суда округа оснований не имеется.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьёй 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.12.2020 по делу N А71-11478/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.
Судья |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Назначенное наказание соответствует санкции, предусмотренной частью 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ, с учетом обстоятельства, отягчающего административную ответственность (пункт 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ), - повторного совершения однородного административного правонарушения в течение одного года со дня окончания исполнения наказания. В частности, 27.08.2019 вступил в законную силу судебный акт, которым признано законным привлечение общества к ответственности по части 1 статьи 11.2 Закона N 57-РЗ (дело N А71-5148/2019).
Доводы заявителя о неоправданно карательном характере штрафа, о якобы игнорировании судом первой инстанции смягчающих обстоятельств, установленных пунктами 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, были правильно отклонены апелляционным судом по мотиву несоответствия этих доводов нормам материального права и обстоятельствам дела.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суды не установили оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 июня 2021 г. N Ф09-2441/21 по делу N А71-11478/2020