Екатеринбург |
|
04 июня 2021 г. |
Дело N А76-52895/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Жаворонкова Д. В., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Источники тепла" (далее - заявитель, ООО "Источники тепла", общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2020 по делу N А76-52895/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ООО "Источники тепла" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - инспекция, управление) от 30.10.2019 N 19-5840 5838.
Решением Арбитражного суда Челябинской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Источники тепла" просит названные судебные акты отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на том, что переустройство системы отопления в квартирах N 4,5,6,8,9,13 дома N 53 по ул. Караваева в г. Катав-Ивановск выполнено в нарушение установленного порядка и не освобождает собственников от оплаты оказанных теплоснабжающей организацией услуг теплоснабжения в жилом помещении, при этом начисление оплаты за услуги теплоснабжения производилось с учетом действующего законодательства. Считает, что для перехода на индивидуальные источники отопления необходимо соблюдение совокупности условий, касающихся оформления документов и выполнения действий, направленных на переустройство всей системы отопления в многоквартирном доме, а не только в квартире. В качестве таких условий указывает на наличие согласия всех собственников многоквартирного дома на переоборудование системы теплоснабжения; схема теплоснабжения поселения должна предусматривать возможность перехода данного многоквартирного дома на иную схему теплоснабжения, условия организации поквартирного отопления, изменения тепловой нагрузки; получение технических условий от ресурсоснабжающих организаций, управляющей компании на реконструкцию (переоборудование) системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома; разработка проекта на реконструкцию (переоборудование) системы теплоснабжения многоквартирного дома; получение разрешения от органа местного самоуправления на реконструкцию (переоборудование) многоквартирного дома; выполнение работ по реконструкции (переоборудованию) системы теплоснабжения многоквартирного дома, в том числе 100% исключение всех элементов централизованной системы теплоснабжения; комиссионная приемка объекта после выполнения работ по реконструкции (переоборудованию) многоквартирного дома, решение органа местного самоуправления о завершении реконструкции (переоборудования) и вводе в эксплуатацию; внесение изменений в технический паспорт многоквартирного дома. Поскольку названные условия не соблюдены, собственники незаконно переоборудованных квартир обязаны производить оплату начисленную теплоснабжающей организацией за поставку тепловой энергии через центральную систему отопления. Кроме того, поскольку демонтаж части внутридомовой системы отопления (стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры) является незаконным (самовольным), то подлежит восстановлению в соответствии с проектной технической документацией системы теплоснабжения МКЖД силами собственника помещения.
При рассмотрении дела судами установлено, что на основании распоряжения от 28.10.2019 N 19-5840 5838 в связи с обращениями граждан проживающих по адресу: г. Катав-Ивановск, ул. Караваева, 53, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлено, что общество оказывает услуги централизованного отопления по ул. Караваева в г. Катав-Ивановск с 28.03.2017 в соответствии со схемой теплоснабжения, при этом указанный дом не оборудован общедомовым прибором учета (далее - ОПУ) тепловой энергии, помещения в доме не оборудованы индивидуальными приборами учета (далее - ИПУ) тепловой энергии. Система отопления указанных выше квартир переоборудована.
Проверкой установлено, что в нарушение пункта 42 (1) и формулы 2 (3) и 2 (5) Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) обществом в период с марта 2019 по май 2019, а так же в сентябре 2019 произведено начисление платы за отопление собственникам квартир N 4, 8, 9, 13, 5, 6 в многоквартирном доме N 53 по ул. Караваева г. Катав-Ивановск, оборудованном индивидуальным источником отопления, осуществленным в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации не только за отопление помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, но и за отопление данного жилого помещения.
По факту выявленных нарушений инспекцией вынесено оспариваемое предписание с указанием до 25.12.2019 произвести перерасчет (сторнирование) платы за отопление указанным собственникам квартир за период с марта 2019 по май 2019, за сентябрь 2019 с исключением из данной платы плату за отопление данного жилого помещения.
Не согласившись с данным ненормативным актом инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что переход жилого помещения на индивидуальную систему теплоснабжения осуществлен с соблюдением установленного порядка переустройства систем внутриквартирного отопления, действующего на момент такого переустройства.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.
Как верно указано судами со ссылкой на положения статей 13, 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), пунктов 8, 9 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364, оспоренное предписание выдано управлением в пределах предоставленных ему полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена, в том числе, коммунальная услуга отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к этим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами N 354 порядке (с применением соответствующих расчетных формул) во всех жилых и нежилых помещениях МКД, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений МКД, в том числе в отсутствие обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединенных к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении МКД к централизованной системе теплоснабжения (пункты 42 (1), 43 Правил N 354, показатели площади помещений, используемые для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в расчетных формулах, приведенных в приложениях N 2 к Правилам N 354, письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04).
В состав общего имущества многоквартирного дома включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), с помощью которой в многоквартирном доме поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
В силу статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 35 Правил N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом. Аналогично в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, предусмотрено, что переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии не допускается, за исключением случаев отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленных согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение) (определения Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891 и от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578).
Согласно статье 14 ЖК РФ (в редакции, действующей на момент осуществления и согласования переустройства системы отопления собственником помещения N 2), к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится в том числе определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений; согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
В соответствии со статьями 25, 26, 28 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Материалами дела, в том числе решением администрации Катав-Ивановского муниципального района N 76, актами приемочной комиссии, подтверждено, что переустройство и (или) перепланировка рассматриваемых квартир согласовано с органом местного самоуправления, принято в эксплуатацию, их теплоснабжение осуществляется с индивидуальной системы отопления с устройством индивидуального газового теплогенератора. Система теплоснабжения квартир функционирует отдельно (автономно) от общедомовой системы. Существующий общедомовой трубопровод подачи и циркуляции теплоносителя (постоянная разводка) из трубопроводов проходит через квартиру транзитом, без подключения к приборам теплоснабжения. Трубопроводы стояков отопления в помещениях квартир изолированы теплоизоляционным материалом. Установленные приборы теплоснабжения подключены к внутриквартирной системе теплоснабжения от индивидуального газового водонагревателя. В связи с установкой индивидуального газового водонагревателя начисление за теплоснабжение не производить.
С учетом изложенного суды обоснованно пришли к выводу о том, что переоборудование системы отопления спорного помещения произведено в соответствии с действующим законодательством, по согласованию с уполномоченным органом местного самоуправления и в соответствии с проектной документацией.
Доводы общества об обратном отклоняются в связи с изложенным.
Приводимые возражения о том, что переоборудование системы отопления спорного помещения произведено без внесения изменений в схему теплоснабжения г. Катав-Ивановска и в технический паспорт дома отклонены судами как неподтвержденные и необоснованные.
Кроме того, судами нижестоящих инстанций верно отклонена ссылка общества на положения части 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", поскольку как установлено судами, инспекцией не представлено доказательств того, что отопительный прибор в спорном жилом помещении соответствует указанным в данной статье и статье 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" критериям и подпадает под перечень источников отопления, запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах.
При таких обстоятельствах, суды пришли к верному выводу о том, что в спорный период обозначенные жилые помещения посредством централизованной системы отопления не отапливались, в ней отсутствовала возможность получения тепловой энергии для целей отопления ввиду произведенного в установленном порядке переоборудования и установки автономной системы отопления, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов нижестоящих инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судом округа отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм, кроме того они были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов, сводятся по сути к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2020 по делу N А76-52895/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Источники тепла" - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Источники тепла" из федерального бюджета 1500 руб., излишне уплаченных в качестве госпошлины по кассационной жалобе платежным поручением от 30.03.2021 N 189.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 25, 26, 28 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
...
Приводимые возражения о том, что переоборудование системы отопления спорного помещения произведено без внесения изменений в схему теплоснабжения г. Катав-Ивановска и в технический паспорт дома отклонены судами как неподтвержденные и необоснованные.
Кроме того, судами нижестоящих инстанций верно отклонена ссылка общества на положения части 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", поскольку как установлено судами, инспекцией не представлено доказательств того, что отопительный прибор в спорном жилом помещении соответствует указанным в данной статье и статье 44 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" критериям и подпадает под перечень источников отопления, запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 июня 2021 г. N Ф09-3135/21 по делу N А76-52895/2019