Екатеринбург |
|
04 июня 2021 г. |
Дело N А60-17990/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Лазарева С.В., Купреенкова В.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "АрКо" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.10.2020 по делу N А60-17990/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области - Капустина М.В. (доверенность от 12.05.2021 N 06-15-02/11).
Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма "АрКо" (далее - общество "АрКо") о взыскании 10 350 981,51 руб., в том числе 413 405,12 руб. субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам в агропромышленном комплексе, 4 340 986,89 руб. субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, 5 594 436,83 руб. субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, 2 152,67 руб. неустойки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная ИФНС России N 23 по Свердловской области.
Решением суда от 20.10.2020 иск удовлетворен. С ответчика в пользу истца взыскано 10 350 981,51 руб., в том числе полученные в 2017 году субсидии: на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе в размере 413 405,12 руб.; на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в размере 4 340 986,89 руб.; на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 5 594 436,83 руб.; неустойку в размере 2 152,67 руб., а также с ответчика в доход федерального бюджета взыскана госпошлина по иску в размере 74 755 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "АрКо" просит обжалуемые судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Заявитель считает, что судами были неверно применены положения действующего законодательства, касающиеся исчисления сроков исковой давности. Заявитель указал, что исходя из условий предоставления субсидий, установленных в подпункте 1 пункта 14 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 24.01.2013 N 51-ПП, части второй пункта 19 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 25.02.2014 N 115-ПП, части второй пункта 15 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 11.03.2013 N 289-ПП, а также исходя из представленных ИФНС сведений, датой, на которую у общества "АрКо" отсутствовала задолженность по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет - 01.01.2017; все три нормативных правовых акта, регулирующих предоставление субсидий (далее - Порядки), предусматривают, что условием получения субсидий является отсутствие у получателя задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации либо на 1 января текущего финансового года, либо на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение о предоставлении субсидии. Условие же об отсутствии у получателя субсидии задолженности по штрафам и пеням, уплачиваемым в бюджет, было включено уже после заключения между Министерством и ответчиком соответствующих соглашений и получения указанных субсидий. Ответчик ссылается на то, что по состоянию на 01.01.2017 задолженность общества "АрКо" касалась только сумм начисленных пеней, которые не являются ни налогами, ни сборами, ни иными обязательными платежами в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. При этом указанные суммы пеней обществом "АрКо" были погашены полностью 20.01.2017, т.е. до заключения соглашений о получении субсидий (21.03.2017, 22.03.2017, 24.03.2017 соответственно).
Как следует из материалов дела, в 2017 году между Министерством и обществом "АрКо" были заключены:
1) соглашение от 24.03.2017 N 72-11 о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (далее - соглашение N 72-11);
2) соглашение от 21.03.2017 N 144 о предоставлении субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (далее - соглашение N 144);
3) соглашение от 22.03.2017 N 135 о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (далее - соглашение N 135).
На основании указанных соглашений получателю субсидии были предоставлены субсидии:
1) на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе в размере 413 405,12 руб.;
2) на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в размере 4 527 993 руб.;
3) на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 5 594 436,83 руб.
Указанные обстоятельства подтверждены платежными поручениями, представленными в материалах дела, и сторонами не оспариваются.
В целях получения субсидий общество "АрКо" обратилось в Алапаевское управление агропромышленного комплекса с заявлениями о предоставлении субсидий от 20.03.2017 N 31, от 20.03.2017 N б/н и от 22.03.2017 N б/н. К заявлениям в подтверждение соответствия получателя субсидий требованиям, установленным порядками предоставления субсидий, помимо прочих документов, были приложены справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов N 4582 и N 4683, выданные МИФНС N 23 по Свердловской области, согласно которым общество на 01.01.2017 и на 01.02.2017 (то есть на первое число, месяца, предшествовавшего месяцу в котором были заключены соглашения о предоставлении субсидий) не имело неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.
Рассмотрев представленный обществом пакет документов, Министерство сочло общество "АрКо" соответствующим требованиям, установленным порядками предоставления субсидий, и приняло решение о выплате ответчику указанных субсидий.
В 2019 году на основании Приказа Министерства от 11.09.2019 N 387 "О проведении проверки в ООО "АрКо" Министерством была проведена проверка правомерного получения и целевого использования субсидий, выделенных из федерального и областного бюджетов за период с 01.01.2017 по 31.12.2019, оформленная актом проверки от 22.11.2019.
В целях проверки достоверности информации, содержащейся в справках N 4582 и N 4683, в МИФНС России N 23 по Свердловской области Министерством был направлен запрос от 24.09.2019 N 06-01-82/7387 о предоставлении информации о том, выдавались ли обществу такие справки и, если выдавались, то какого они были содержания.
На указанный запрос от МИФНС N 23 по Свердловской области поступил ответ от 30.10.2019 N 07 23/10456 о том, что указанные справки обществу действительно выдавались, но при этом в них было отражено, что по состоянию на 01.01.2017 и 01.02.2017 у общества/налогоплательщика имелась задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов (с приложением копий выданных ответчику справок).
Указывая на то, что ответчик в целях получения субсидий предоставил в Министерство документы, содержащий недостоверную информацию, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктами 2, 3 и 3.1. статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:
1) из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);
2) из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и определять помимо прочего:
1) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
2) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Судами установлено, что предоставление Министерством в 2017 году спорных субсидий осуществлялось в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: Бюджетный кодекс Российской Федерации; Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 (в редакции от 19.11.2016) (далее - Общие требования N 887); Порядок предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 24.01.2013 N 51-ПП (в редакции от 17.03.2017) (далее - Порядок N 51-ПП); Порядок предоставления субсидий, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 24.02.2014 N 115-ПП (в редакции от 17.03.2017) (далее - Порядок N 115-ПП); Порядок предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 11.03.2013 N 289-ПП (в редакции от 17.03.2017) (далее - Порядок N 289-ПП).
Так, согласно подпункту 1 пункта 14 Порядка N 51-ПП:
- на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии у заемщика должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части второй пункта 19 Порядка N 115-ПП и части второй пункта 15 Порядка N 289-ПП:
- на первое января текущего финансового года или первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидий, у получателя субсидий должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 20 Порядка N 51-ПП, подпункта 1 пункта 15 Порядка N 115-ПП и подпункта1 пункта 23 Порядка 289-ПП несоответствие получателя указанным требованиям является основанием для принятия Министерством решения об отказе в предоставлении субсидий.
Пунктом 16 Порядка N 51-ПП, подпунктом 2 пункта 11 Порядка N 115-ПП и подпунктом 2 части 3 пункта 17 Порядка N 289-ПП установлено, что получатель вправе в подтверждение своего соответствия вышеуказанному требованию предоставить в территориальное управление Министерства (в данном случае - Алапаевское управление агропромышленного комплекса) справку из налогового органа об отсутствии у получателя по состоянию на 01 января текущего финансового года или на 01 число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение с Министерством соглашения о предоставлении субсидии, задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 30 и 31 Порядка N 51-ПП, пунктам 33 и 34 Порядка N 115-ПП и пунктам 35, 36 и 37 Порядка N 289-ПП при выявлении Министерством, Управлением или органами государственного финансового контроля Свердловской области нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней с момента получения Получателем соответствующего требования.
В случае выявления Министерством, Управлением или органами государственного финансового контроля Свердловской области нарушения Получателем условий предоставления субсидии, а также фактов неправомерного получения субсидии Министерство в течение 15 рабочих дней со дня оформления акта проверки направляет Получателю требование о возврате субсидии в областной бюджет.
Из представленных в материалы дела справок Межрайонной ИФНС N 23 по Свердловской области по состоянию на 01.02.2017, а также пояснений третьего лица в суде апелляционной инстанции следует, что задолженность общества "АрКо" за 2016 год по земельному налогу составляла 2 335 353 руб.
Таким образом, суды установили, что на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планировалось заключение соглашения о предоставлении субсидий, у получателя субсидий имелась задолженность по налогам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Требование о возврате в областной бюджет субсидий в общей сумме 10 348 828,84 руб. от 12.12.2019 N 06-01-82/9819 было направлено в адрес общества 15.12.2019 и получено последним 29.12.2019. Срок добровольного возврата субсидии истек 30.01.2020.
Согласно пункту 32 Порядка N 51-ПП, пункту 35 Порядка N 115-ПП и пункту 38 Порядка N 289-ПП в случае несоблюдения получателем срока возврата субсидии, указанного в пункте 30 настоящего Порядка, получатель уплачивает неустойку, размеры и порядок расчета которой устанавливается заключаемым между Министерством и получателем соглашением о предоставлении субсидии.
Расчет размера неустойки судами проверен и признан правильным.
С учетом изложенного заявленные требования судами удовлетворены правомерно.
Доводы ответчика о том, что все Порядки предусматривают, что условием получения субсидий является отсутствие у получателя задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации либо на 1 января текущего финансового года, либо на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение о предоставлении субсидии, судом апелляционной инстанции рассмотрены и обоснованно отклонены.
Региональный порядок N 51-ПП, Региональный порядок N 115-ПП и Региональный порядок N 289-ПП предусматривают положения:
- получатель для реализации своего права на получение субсидии вправе по собственной инициативе предоставить в Министерство справку из налогового органа об отсутствии у получателя по состоянию на соответствующую дату задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- в случае если получатель не представил такую справку по собственной инициативе Министерство получает ее посредством межведомственного запроса у территориального налогового органа;
- в случае если в полученной посредством межведомственного запроса справке будет содержаться информация о наличии у получателя на соответствующую дату задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации, получатель вправе представить в Министерство документы территориального налогового органа (уточненную справку), подтверждающие отсутствие у получателя по состоянию на соответствующую дату задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 и пунктом 2.1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы обязаны представлять налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов, налоговым агентам по их запросам справку об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, предусмотренных Налоговым кодексом, на основании данных налоговых органов, порядок заполнения формы которой утвержден Приказом ФНС России от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ (далее - Порядок, Справка)
Суд апелляционной инстанции с учетом совокупности вышеуказанных норм верно указал, что для целей получения субсидий у ответчика как на 01.01.2017, так и на 01.02.2017 должны были отсутствовать задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом отсутствие такой задолженности подтверждается справкой. Указанная позиция подтверждается письмом Министерства финансов Российской Федерации от 01.03.2019 N 09-01-10/1409.
Ссылки ответчика на то, что имевшаяся у него на 01.01.2017 задолженность по уплате пеней и штрафов была незначительной и была полностью погашена еще до 20.01.2017 (то есть до заключения соглашений о предоставлении субсидий) судом апелляционной инстанции не приняты во внимание, поскольку юридического значения не имеют с учетом установленной задолженности по земельному налогу на 01.02.2017 в сумме 2 335 353 руб.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что согласно установленным судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам для получения субсидии общество представило в Министерство документы, содержащие заведомо недостоверные сведения - справки МИФНС N 23 по Свердловской области от 17.01.2017 N 4582 и от 14.02.2017 N 4683, согласно которым у общества на 01.01.2017 и на 01.02.2017 отсутствовала неисполненная обязанность по уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов. В процессе судебных заседаний судом было достоверно установлено, что МИФНС России N 23 по Свердловской области не выдавало ответчику справок с таким содержанием. Ответчику были выданы справки с указанными реквизитами, но содержащие информацию о наличии у ответчика на указанные даты задолженности по указанным платежам в бюджеты (письма МИФНС России N 23 по Свердловской области от 30.10.2019 N 07-23/10456 и от 12.10.2020 N 0312/09862 имеются в деле). Каких-либо пояснений или опровержений относительно данных расхождений ответчиком в процессе судебных заседаний не дано. Указанные обстоятельства не свидетельствуют о добросовестности получателя субсидий (статья 10 ГК РФ).
Довод о пропуске Министерством срока для обращения в суд с настоящими требованиями судом апелляционной инстанции рассмотрен и получил надлежащую правовую оценку.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, доводы и доказательства, приведенные сторонами в обоснование своих требований и возражений, полно и всесторонне исследованы и оценены.
Иная оценка заявителем фактических обстоятельств дела и иное толкование им положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.10.2020 по делу N А60-17990/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "АрКо" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки ответчика на то, что имевшаяся у него на 01.01.2017 задолженность по уплате пеней и штрафов была незначительной и была полностью погашена еще до 20.01.2017 (то есть до заключения соглашений о предоставлении субсидий) судом апелляционной инстанции не приняты во внимание, поскольку юридического значения не имеют с учетом установленной задолженности по земельному налогу на 01.02.2017 в сумме 2 335 353 руб.
Кроме того, суд кассационной инстанции отмечает, что согласно установленным судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам для получения субсидии общество представило в Министерство документы, содержащие заведомо недостоверные сведения - справки МИФНС N 23 по Свердловской области от 17.01.2017 N 4582 и от 14.02.2017 N 4683, согласно которым у общества на 01.01.2017 и на 01.02.2017 отсутствовала неисполненная обязанность по уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов. В процессе судебных заседаний судом было достоверно установлено, что МИФНС России N 23 по Свердловской области не выдавало ответчику справок с таким содержанием. Ответчику были выданы справки с указанными реквизитами, но содержащие информацию о наличии у ответчика на указанные даты задолженности по указанным платежам в бюджеты (письма МИФНС России N 23 по Свердловской области от 30.10.2019 N 07-23/10456 и от 12.10.2020 N 0312/09862 имеются в деле). Каких-либо пояснений или опровержений относительно данных расхождений ответчиком в процессе судебных заседаний не дано. Указанные обстоятельства не свидетельствуют о добросовестности получателя субсидий (статья 10 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 июня 2021 г. N Ф09-3223/21 по делу N А60-17990/2020