Екатеринбург |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А60-38025/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Ященок Т. П., Вдовина Ю. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление, административный орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 по делу N А60-38025/2020 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Управления - Сиренко А.А. (доверенность от 11.11.2020 N 05-01/22481), Дроздова Н.А. (доверенность от 26.02.2021 N 05-01/4305).
Общество с ограниченной ответственностью "Палладий" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания от 10.07.2020 N 03-03-15/15-2020, 03-03-15/16-2020.
Определением суда от 17.12.2020 требование о признании незаконным и отмене постановления от 10.07.2020 N 03-03-15/15-2020 выделено в отдельное производство и передано по подсудности в Свердловский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.12.2020 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление Управления о назначении административного наказания от 10.07.2020 N 03-03-15/16-2020 признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания в виде штрафа, превышающего размер 150 000 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 решение суда первой инстанции отменено. Постановление Управления от 10.07.2020 N 03-03-15/16-2020 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Управление просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы указывает на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Управление считает ошибочными выводы суда апелляционной инстанции о том, что материалами дела не подтверждается и административным органом не доказан факт осуществления обществом добычи полезных ископаемых, на участке недр согласно полученной лицензии. При этом Управление ссылается на то, что фактическое пользование обществом спорного участка недр в целях добычи драгоценных металлов в рамках документарной проверки не проверялось и не устанавливалось.
Кроме того, Управление отмечает, что у общества имелась возможность для соблюдения лицензионных требований, однако своевременно оно не приняло все зависящие меры по их соблюдению.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу Управления - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, обществу предоставлено право пользования недрами по лицензии СБЕ 01540 БЭ с целью добычи драгоценных металлов в пределах россыпи р. Большая Каменушка на территории Муниципального образования Новолялинский район Свердловской области.
Управлением в период с 28.05.2020 по 18.06.2020 в отношении общества проведена документарная проверка по соблюдению требований природоохранного законодательства.
В ходе проведения проверки выявлено невыполнение обществом условий лицензионного соглашения к лицензии СБЕ 01540 БЭ, а именно: пункта 5 "Обеспечить минимальную производительность по добыче драгоценных металлов, начиная со второго года добычных работ - 40 кг в год"; пункта 7 "До начала добычных работ заключить договор с администрацией Муниципального образования Новолялинский район об участии в социально-экономическом развитии территории"; пункта 8 "До начала добычных работ заключить договоры обязательного страхования в соответствии с Федеральными законами и законами Свердловской области со страховыми компаниями, прошедшими аккредитацию при Правительстве Свердловской области"; пункта 9 "Обеспечить сдачу в установленном законодательством порядке добытых из недр драгоценных металлов, являющихся собственностью недропользователя (распоряжение добытыми драгоценными металлами производится в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"); пункта 10 "Производить раздельный учет добываемых драгоценных металлов из балансовых, забалансовых запасов, вмещающих пород и отходов горнодобывающего производства"; пункта 11 "Представлять ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным, в Правительство Свердловской области и ГУПР по Свердловской области отчет о выполнении условий недропользования"; пункта 12 "Обеспечить рациональное использование запасов полезных ископаемых и охрану недр: добычные работы проводить с соблюдением действующих нормативов правил и норм по охране окружающей среды и безопасному ведению горных работ; не допускать сверхнормативные потери полезных ископаемых, выборочную отработку отдельных участков месторождения, которые могут привести к увеличению общих потерь полезных ископаемых в недрах; общество имеет право использовать отходы своего горнодобывающего и связанного с ним перерабатывающих производств (строительные пески, ПГС и другое)"; пункта 13 "Обеспечить по охране труда и технике безопасности: безопасность при проведении строительных и эксплуатационных работ жизни и здоровья привлекаемых работников и населения, проживающего в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; осуществление строительства и эксплуатации горных производств при наличии лицензий на соответствующие виды деятельности, а также договоров страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; выполнение всеми работниками, занятыми на производстве, требований законодательства, стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами"; пункта 14 "Обеспечить по охране окружающей природной среды: принятие необходимых мер для сокращения или избежания загрязнения, вызванного его деятельностью; выполнение рекультивации нарушенных земель в соответствии с проектом и в сроки, согласованные с администрацией Муниципального образования Новолялинский район и государственными контролирующими органами; обязательное возвращение земель прежнему землепользователю рекультивированными в соответствии с проектом, пригодным для использования по назначению в случае досрочного прекращения пользования недрами по инициативе недропользователя или в установленном законодательством порядке при нарушении условий лицензии"; пункта 17 "Ежегодные объемы добычи, эксплуатационные потери и технологическое извлечение драгоценных металлов определяются проектом отработки месторождения с ежегодным уточнением в планах развития горных работ, согласованных в установленном порядке".
На момент проверки (с 28.05.2020 по 18.06.2020), на дату составления протокола (07.07.2020) и на дату рассмотрения административного дела - 10.07.2020 соответствующие документы не представлены, что явилось основанием для вынесения в отношении общества протокола об административном правонарушении от 07.07.2020 N 03-03-15/16-2020 по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управлением вынесено постановление от 10.07.2020 N 03-03-15/16-2020 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Полагая, что названное постановление административного органа незаконно, общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, сделав вывод о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, счел возможным снизить размер назначенного обществу административного штрафа до 150 000 руб.
Суд апелляционной инстанции, установив, что фактически добычи драгоценных металлов обществом не осуществляется, сделал вывод об отсутствии в действиях общества события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В статье 6 Закона о недрах указаны виды пользования недрами, к которым относится разведка и добыча полезных ископаемых. Права и обязанности пользователя недр приведены в статье 22 Закона о недрах.
Одной из его обязанностей в силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах является выполнение условий, установленных лицензией.
Объективной стороной названного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии и привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ возможно только при условии фактического пользования недрами.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в рассматриваемый период общество использовало спорный участок недр (платиноносная россыпь р. Большая Каменушка в 34 км к северо-западу от поселка Ис в 65 км к западу от г. Новая Ляля в долине реки Большая Каменушка правового притока реки Большая Нясьма), находящийся на территории Новолялинского городского округа, в соответствии с условиями выданной лицензии применительно к определенному в ней в виду пользования.
Фактическое использование обществом спорного участка недр в целях добычи драгоценных металлов в рамках документарной проверки Управлением не проверялось и не устанавливалось.
При этом административным органом установлено, что последняя плановая проверка в отношении общества была в 2013 году (акт проверки от 09.08.2013 N 173), в ходе которой при натурном обследовании участка недр установлено, что добычные работы обществом не осуществляются, произведен демонтаж оборудования. Названный объект недропользования признан законсервированным, что подтверждается актом о консервации 2013 года, подписанным Уральским управлением Ростехнадзора и Департаментом по недропользованию по УрФО (Уралнедра). Указанное подтверждает прекращение работ по добыче драгоценных металлов.
Доказательств проведения обществом работ по добыче драгоценных металлов на спорном участке недр после консервации объекта и/или на момент совершения правонарушения, суду не представлено.
Кроме того, судом апелляционной инстанции указано, что общество не имело возможности использовать предоставленный ему участок недр с целью добычи драгоценных металлов в связи с признанием его несостоятельным (банкротом) 11.12.2019, отсутствием у него необходимого для этой цели имущества, денежных средств и работников.
Таким образом, судом апелляционной инстанции верно сделан вывод о том, что административным органом не доказано, что общество осуществляет добычу полезных ископаемых на указанном участке недр согласно полученной лицензии.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вменяемые обществу нарушения условий пользования недрами по добыче драгоценных металлов в отсутствие доказательств осуществления фактической добычи драгоценных металлов, не является нарушением, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования, отменив решение суда первой инстанции.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 по делу N А60-38025/2020 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.