Екатеринбург |
|
08 июня 2021 г. |
Дело N А76-47161/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Сухановой Н.Н.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л., рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮЖУРАЛ-ТОРГ" (далее - ООО "ЮЖУРАЛ-ТОРГ", общество) (ИНН: 7451273282, ОГРН: 1087451013055) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2020 по делу N А76-47161/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Кротюк А.В. (доверенность от 09.04.2021);
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска (далее - инспекция, налоговый орган) - Крякшина А.В. (доверенность от 30.12.2020);
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - управление) - Удовицкая С.А. (доверенность от 31.12.2020).
ООО "ЮЖУРАЛ-ТОРГ" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции о признании незаконными действий по исключению сведений об обществе из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, об обязании восстановить сведения об обществе в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено управление.
Решением суда первой инстанции от 15.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено в силе.
В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить, указывая на следующее. Неверное толкование судом первой и второй инстанции положений Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) привело к нарушению прав и законных интересов общества. В соответствии с пунктом 4 части 1.1. статьи 4 Федерального закона N 209 категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2,2.1 иЗ части 1.1 названной статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим. Общество было включено в реестр 10.08.2019. Таким образом, впервые категория субъекта малого и среднего предпринимательства может быть изменена при формировании Единого реестра 10.08.2022 по состоянию имеющихся сведений на 01.07.2022, при наличии условия, что предельные значения выше или ниже предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим. Судами первой и апелляционной инстанций не был полно и всесторонне исследован данный вопрос, при вынесении судебных актов были применены нормы материального права, не подлежащие применению в данном случае и не применены нормы, подлежащие применению, а именно - пункт 4 части 1.1. статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ от 24.07.2007.
В представленных отзывах инспекция и управление указывают на законность судебных актов.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, сведения об обществе внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, как о среднем предприятии в период с 10.08.2019 по 10.08.2020.
В инспекцию обществом 09.01.2020 представлены сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2020 в количестве 339 человек.
Инспекцией на запрос общества от 11.08.2020 дан ответ от 07.09.2020 о том, что среднесписочная численность работников общества за 2019 год составила 339 человек, что послужило основанием для исключения общества из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Решением управления N 16-07/005472 от 26.10.2020 жалоба общества на действия инспекции по исключению общества из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства оставлена без удовлетворения.
Реализовав свое право на судебную защиту, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из законности действий регистрирующего органа.
Суд апелляционной инстанции правомерно поддержал выводы суда первой инстанции.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Положения подпункта 1 пункта 5 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 названного закона, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Таким образом, исходя из положений пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ, Реестр сформирован на основе сведений за предшествующий календарный год.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Постановление N 265) установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.
Согласно пункту 2 части 1.1 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 названной части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) до 100 человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек);
б) от 101 до 250 человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с п. 2.1 настоящей части.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляется уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 статьи 4.1 данного закона.
Пунктом 5 части 5 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ предусмотрено, что содержащиеся в реестре сведения о юридических лицах исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица перестали отвечать условиям, установленным статьей 4 данного закона.
В соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ сформирован единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (реестр МСП), ведение которого осуществляется ФНС России. Реестр МСП сформирован на основании сведений, находящихся в распоряжении ФНС России и поступающих в рамках предоставления налоговой отчетности, в том числе сведений о среднесписочной численности работников и о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, и обеспечивает автоматическое присвоение статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам.
Концепцией формирования реестра МСП предусматривается внесение в реестр МСП сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
В соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ, вносятся в реестр ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года, а также сведений, представленных в ФНС России в соответствии с частями 6 - 6.2, 6.4 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ.
Содержащиеся в реестре сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях исключаются из реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такие юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такие юридические лица, индивидуальные предприниматели перестали отвечать условиям, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что 09.01.2020 обществом "ЮЖУРАЛ-ТОРГ" представлены сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2020 в количестве 339 человек.
Инспекцией на запрос общества от 11.08.2020 дан ответ от 07.09.2020 о том, что среднесписочная численность работников общества за 2019 год составила 339 человек, что послужило основанием для исключения общества из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
С учетом изложенного, общество по состоянию на 10.08.2020 фактически не соответствовало критериям субъекта малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
В отношении довода подателя кассационной жалобы относительно необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям части 4 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ установлено, что категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 названной статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено данной статьей.
В пункте 5 части 3 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ предусмотрено, что в реестре содержаться сведения о категории субъекта малого или среднего предпринимательства: микропредприятие, малое предприятие, среднее предприятие.
При этом пункт 5 части 5 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ содержит указание о необходимости исключения юридических лиц, не отвечающих критериям субъекта малого или среднего предпринимательства, из реестра без установления срока такого несоответствия.
Следовательно, часть 4 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ устанавливает критерии изменения категорий субъекта малого или среднего предпринимательства с одной категории на другую. Вопрос об исключении общества из реестра в рассматриваемом случае не связан с изменением категории субъекта малого или среднего предпринимательства. Общество фактически не соответствовало критериям субъекта малого или среднего предпринимательства по состоянию на 10.08.2020, что и послужило основанием для его исключения из Реестра.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Остальные приведенные в кассационной жалобе доводы свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судом норм материального права, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 15.12.2020 по делу N А76-47161/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮЖУРАЛ-ТОРГ"" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 5 части 3 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ предусмотрено, что в реестре содержаться сведения о категории субъекта малого или среднего предпринимательства: микропредприятие, малое предприятие, среднее предприятие.
При этом пункт 5 части 5 статьи 4.1 Федерального закона N 209-ФЗ содержит указание о необходимости исключения юридических лиц, не отвечающих критериям субъекта малого или среднего предпринимательства, из реестра без установления срока такого несоответствия.
Следовательно, часть 4 статьи 4 Федерального закона N 209-ФЗ устанавливает критерии изменения категорий субъекта малого или среднего предпринимательства с одной категории на другую. Вопрос об исключении общества из реестра в рассматриваемом случае не связан с изменением категории субъекта малого или среднего предпринимательства. Общество фактически не соответствовало критериям субъекта малого или среднего предпринимательства по состоянию на 10.08.2020, что и послужило основанием для его исключения из Реестра."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 8 июня 2021 г. N Ф09-3793/21 по делу N А76-47161/2020