Екатеринбург |
|
11 июня 2021 г. |
Дело N А60-60362/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Токмаковой А. Н.
рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "СиАйТи Терминал" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2021, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-60362/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 по тому же делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
АО "СиАйТи Терминал" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Екатеринбургской таможне (далее - заинтересованное лицо, административный орган, таможня) о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 09.09.2020 N 10502000-792/2020 и представления от 09.09.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2021, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении требований отказано. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 решение оставлено без изменений.
Заявитель просит отменить судебные акты, удовлетворить требования, ссылаясь на неправильное применение судами п. 2, 3, 4, 6 приложения N 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444 "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности" (далее - Приказ N 444) - в отрыве от п. 8 указанного документа. Заявитель полагает, что поскольку отчёт, содержащий недостоверные данные, не был зарегистрирован, действия заявителя не образуют состава вмененного административного правонарушения.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на жалобу, в котором, цитируя п.п. 2, 3, 6, 8 названного Приказа N 444, и излагая обстоятельства дела, указывает, что отказало в действиях по регистрации документов отчёта после их проверки и выявление недостоверных сведений. При этом от заявителя в установленные Приказом N 444 сроки отзывов об отмене первоначально поданной отчётности не поступало. Таможенный орган указывает, что п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС регулирует иные правоотношения, и ссылка на него заявителем жалобы не имеет значения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 05.02.2020 т/п Берестовица Гродненской региональной таможни в таможенный орган назначения Октябрьский таможенный пост Екатеринбургской таможни для АО "Компания Дельрус" по товарно-транспортным документам по процедуре таможенного транзита CARNET TIR от 05.02.2020 N ХЕ82976952 направлены товары: товар N 1 - "плазмасепаратор, магистрали для аппарата плазмафереза", код ТН ВЭД ЕАЭС 9018905009, товар N 2 - "диализатор капиллярный", код ТН ВЭД ЕАЭС 9018903000, общим весом брутто - 5174,79 кг, общей стоимостью - 273219,6 EUR, общим количеством - 30 грузовых мест.
09.02.2020 в 08 ч. 47 мин. Октябрьским таможенным постом Екатеринбургской таможни с использованием штатного программного продукта КПС "Учет и контроль товаров на ВХ" зарегистрированы документы, представленные для помещения товаров на временное хранение (N 10502090/090220/0001095).
09.02.2020 в 08 ч. 59 мин. таможенная процедура таможенного транзита по товарам, перемещаемым по CARNET TIR от 05.02.2020 N ХЕ82976952, завершена на Октябрьском таможенном посту Екатеринбургской таможни.
09.02.2020 указанный товар по документу отчета ДО-1 от 09.02.2020 N 0001084 (регистрационный номер N 10502090/090220/0001087) помещен на временное хранение на СВХ АО "СиАйТи Терминал", расположенный по адресу г. Екатеринбург, ул. Бахчиванджи, 2.
10.02.2020 в 12 ч. 16 мин. обществом согласно выписке из базы данных КПС "Учет и контроль товаров на ВХ" - "Журнала процедур ЭПС" на Октябрьский таможенный пост Екатеринбургской таможни представлен документ отчета ДО-2 от 10.02.2020 N 0001084 о выдаче товаров со склада временного хранения (иного места хранения).
Согласно графе "17" "Основания выдачи товара со склада" в строках "1" и "2" данного отчета указано: "Разреш. на убыт. 10502090/100220/000009 10.02.2020".
Однако, согласно выписке из программы КПС "Учет и контроль товаров на ВХ", основанием выдачи товара со склада является: "Разреш. на убыт. N 10502090/100220/0001116 от 10.02.2020".
Таможенный орган пришел к выводу о том, что основания выдачи товара со склада, указанные в графе "17" в строках "1", "2" отчета по форме ДО-2 от 10.02.2020 N 0001084 являются недостоверными сведениями, указанными в отчетности, представленной в таможенный орган.
На основании данного факта должностным лицом Октябрьского таможенного поста Екатеринбургской таможни в программе КПС "Учет и контроль товаров на ВХ" обществу отправлен отказ в принятии вышеуказанной отчетности формы ДО-2 ("Отказ в запрашиваемых действиях", номер документа: 0000101, дата создания документа: 10.02.2020).
Отзывов на отмену первоначально поданной отчетности ДО-2 N 0001084 от 10.02.2020 в таможенный орган не поступало.
Сведения в исправленном и повторно поданном обществом отчете ДО-2 от 10.02.2020 N 0001084 (Регистр. N в таможне 10502090/100220/0000997) в графе "17" строках "1" и "2" указаны корректно - основания выдачи товара со склада: "Разреш. на убыт. N 10502090/100220/0001116 от 10.02.2020" и настоящий отчет ДО-2 принят таможенным органом.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 26.08.2020 протокола об административном правонарушении и вынесении 09.09.2020 постановления о назначении акционерному обществу "СиАйТи Терминал" административного наказания по делу об административном правонарушении N 10502000-792/2020 за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ таможенным органом вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, которым обществу предложено усилить контроль за деятельностью работников, ответственных за представлением в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством, с целью устранения причин и условий совершения административных правонарушений и недопущения подобных нарушений в дальнейшем.
Не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении и представлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления и представления незаконными.
Признав заявленные требования необоснованными, суд первой инстанции отказал в их удовлетворении.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Согласно статье 16.15 КоАП РФ непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно статье 345 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций. Порядок и формы учета товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций устанавливаются законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
В соответствии со статьей 414 ТК ЕАЭС владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов.
Таким образом, АО "СиАйТи Терминал" как владелец склада временного хранения товара обязано соблюдать условия и выполнять требования, установленные ТК ЕАЭС в отношении хранения товаров, вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий.
На основании пункта 2 Приложения N 5 Приказа ФТС России N 444 от 18.03.2019 владелец СВХ и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 Приложения N 4, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение (приложение N 1); ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения) (приложение N 2); ДО-3 - отчет по разовому требованию таможенного органа о товарах, помещенных на СВХ (иное место временного хранения) и выданных с него (приложение N 3).
Каждая из форм отчетности носит самостоятельный характер и направлена на получение таможенным органом актуальной информации о товарах; соответственно, сведения, указанные в документах отчетности, должны быть достоверными.
Отчет по форме ДО-2 представляется владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) таможенному посту не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места временного хранения) (пункт 4 Приложения N 5 Приказа N 444).
Заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения, указанного в пункте 2 приложения N 4 к Приказу N 444) (пункт 6 приложения 5 Приказа N 444).
В период, следующий с момента подачи отчета по форме ДО-1 (ДО-2, ДО-3) до истечения срока его подачи, владелец СВХ (лицо, получившее разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) может отменить подачу указанного отчета таможенному посту.
Таможенный пост проверяет полноту и достоверность сведений, указанных в принятых отчетах, и регистрирует их в журнале регистрации документов отчета (пункт 8 Приложения N 5 Приказа N 444).
Судом установлено, материалами дела подтверждается и обществом не опровергнут факт подачи таможенному органу отчетности по форме ДО-2 N 0001084, содержащей недостоверные сведения об основании выдачи товара со склада, в связи с чем таможенным постом принято решение об отказе в запрашиваемых действиях.
Представление таможенному органу отчетности, содержащей недостоверные сведения, свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ.
Субъективная сторона вмененного обществу правонарушения в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ заключается в том, что общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку заявителем не были приняты достаточные меры для соблюдения установленных законодательством Российской Федерации правил, то в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суд правомерно признал общество виновным в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Доводы заявителя о том, что отсутствие факта регистрации первоначально поданных сведений исключает возможность привлечения к ответственности, рассмотрены судом первой инстанции отклонены как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства.
Исходя из положений статьи 111 ТК ЕАЭС, ее положения применяются к процедуре декларирования товаров таможенному органу.
Правоотношения, регулирующие порядок представления отчетности владельцами СВХ урегулированы положениями статей 345, 400, 414 ТК ЕАЭС и Приказом N 444, который предусматривает передачу информации таможенному органу, владельцу СВХ исключительно в виде электронных документов.
Суд апелляционной инстанции отметил, что таможенный орган не осуществляет предварительную проверку формы отчетности до ее регистрации.
В данном случае форма отчетности с недостоверными сведениями представлена таможенному органу путем информационного обмена, подписана усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя, бухгалтера, соответственно, наличие в ней недостоверных сведений, выявленных таможенным органом, свидетельствует о наличии вмененного правонарушения.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Оспариваемым обществу назначено административное наказание в пределах санкции статьи 16.15 КоАП РФ.
Правовых оснований для замены назначенного административного штрафа на предупреждение в порядке ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено, поскольку АО "Сиайти Терминал" ранее неоднократно привлекалось к административной ответственности по ст. 16.15 КоАП РФ.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
В пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между тем каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать совершенное обществом правонарушение малозначительным, не установлено.
С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суды не установили оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Заинтересованным лицом также вынесено представление от 09.09.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Из анализа данной нормы следует, что вносимое в соответствии с указанной нормой права представление неразрывно связано с процедурой рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, в ходе которого в соответствии с пункта 7 статьи 26.1 Кодекса подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.
Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является способом реагирования органа, рассматривающего административное дело, на неправомерные действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности. Представление направлено на предупреждение совершения административных правонарушений.
Оспариваемое представление содержит указание на конкретные причины и условия, на устранение которых направлено его действие; формулировка мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является определенной, что обуславливает их фактическую исполнимость.
При этом конкретные действия, которые хозяйствующий субъект предпримет в целях устранения причин нарушения действующего законодательства, являются усмотрением хозяйствующего субъекта.
Поскольку материалами дела факт нарушения обществом требований, установленных нормативными правовыми актами области в сфере таможенного регулирования, подтвержден, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для отмены представления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судами не допущено.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.02.2021, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А60-60362/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "СиАйТи Терминал" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суды не установили оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
...
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что одной из задач производства по делам об административных правонарушениях является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Из анализа данной нормы следует, что вносимое в соответствии с указанной нормой права представление неразрывно связано с процедурой рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, в ходе которого в соответствии с пункта 7 статьи 26.1 Кодекса подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 июня 2021 г. N Ф09-3903/21 по делу N А60-60362/2020