Екатеринбург |
|
11 июня 2021 г. |
Дело N А07-13370/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Беляевой Н.Г., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сакаева Фарита Саляхетдиновича (далее - предприниматель Сакаев Ф.С., заявитель) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 делу N А07-13370/2020 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель предпринимателя Сакаева Ф.С. - Газизов Р.А. (доверенность от 25.03.2021).
Предприниматель Сакаев Ф.С. и индивидуальный предприниматель Ахмерова Зугра Газизьяновна (далее - предприниматель Ахмерова З.Г., заявитель) обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) и к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Администрации в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:020707:713.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление архитектуры, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2020 заявленные требования удовлетворены: отказ Администрации в предоставлении в собственность предпринимателей земельного участка с кадастровым номером 02:55:020707:713, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Лесотехникума, выраженный в письме Управления от 25.05.2020 исх. N С-5590, признан незаконным, как несоответствующий статье 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Суд обязал Администрацию в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения направить в адрес предпринимателей проект договора купли-продажи земельного участка.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприниматель Сакаев Ф.С. просит постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель жалобы указывает на отсутствии публикации постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республика Башкортостан от 18.10.2017 N 1450 в печатном издании, что противоречит статье 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ). Предприниматель Сакаев Ф.С. указывает на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих, что земельный участок с кадастровым номером 2:55:020707:713 частично находится на территории общего пользования в границах красных линий. По мнению заявителя жалобы, администрация является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку полномочия по распоряжению земельными участками с 01.01.2021 переданы Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
При рассмотрении спора судами установлено следующее.
Заявители являются собственниками объектов недвижимости: нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:020707:813 площадью 303,8 кв. м и нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:020707:812 площадью 274,1 кв. м, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, район Октябрьский, ул. Лесотехникума, д. 47.
Данные объекты недвижимости расположены в нежилом здании с кадастровым номером 02:55:020707:144, которое, в свою очередь, расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:55:020707:713 по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Лесотехникума.
Письмом от 28.04.2020 предприниматели Сакаев Ф.С. и Ахмерова З.Г. с целью реализации права, предусмотренного статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, обратились с совместным заявлением к Администрации о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:020707:713, на котором расположено недвижимое имущество, принадлежащее заявителям на праве общей долевой собственности.
Рассмотрев заявление, Администрация в лице Управления письмом от 25.05.2020 N С-5590 отказала заявителям в предоставлении земельного участка, указав, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:020707:713 частично расположен в границах красных линий.
Не согласившись с указанным отказом, предприниматели Сакаев Ф.С. и Ахмерова З.Г. обратились в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
Заявители обратились в суд с требованиями в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматриваются споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того что документы территориального планирования, которыми установлены красные линии, не были опубликованы в установленном порядке; в материалах дела отсутствуют доказательства о планируемом размещении на спорном земельном участке объектов местного значения городского округа или федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района, планируемых к строительству дорог, улиц, проездов, линий связи, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, равно как отсутствует и обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости заявителей. Кроме того судом установлено, что земельный участок не относится к категории земель, отчуждение которых запрещено; земельный участок не расположен на территории общего пользования в границах красных линий, в пределах береговой полосы и на территории городских лесов.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ), пришел к выводу об отсутствии оснований для приватизации спорного земельного участка, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы, суд округа оснований для его отмены не усматривает
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Пункт 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации называет в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков. Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В силу части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 указанной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела в соответствии с письмом Управления архитектуры от 11.08.2020 и приложенной к письму схемы расположения земельного участка, спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:020707:713 частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий. Красные линии на данную территорию установлены в составе проекта планировки территории общего пользования проспекта Салавата Юлаева, улиц Адмирала Макарова, Интернациональной, Восточного обхода города Уфа, улицы Сельской Богородской в Кировском, Советском, Октябрьском, Орджоникидзевском и Калининском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного постановлением администрации от 18.10.2017 N 1450.
Надлежащих доказательств, опровергающих данные обстоятельства, при рассмотрении настоящего дела в суде апелляционной инстанций заявителями не представлено (статьи 8, 9, 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный земельный участок частично находится в пределах границ красных линий.
В соответствии с полномочиями, предоставленными органам местного самоуправления статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации в области градостроительной деятельности, органы местного самоуправления утверждают документы территориального планирования поселений и правила землепользования.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории городского округа определен в статьях 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу действия части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются органами местного самоуправления.
В части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Согласно части 14 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, проект планировки территории общего пользования проспекта Салавата Юлаева, улиц Адмирала Макарова, Интернациональной, Восточного обхода города Уфа, улицы Сельской Богородской в Кировском, Советском, Октябрьском, Орджоникидзевском и Калининском районах городского округа город Уфа Республики Башкортостан прошел процедуру публичных слушаний 18.05.2017, утвержден и опубликован в установленном порядке с учетом действующего на момент его утверждения решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 15.12.2005 N 3/6 "Об Уставе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан".
Из представленных администрацией пояснений и доказательств следует, что публикация постановления администрации от 18.10.2017 N 1450 осуществлена 20.10.2017 на официальном сайте администрации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу www.ufacity.info.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на момент принятия и опубликования постановления администрации) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 34 Устава городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (в редакции, действующей на дату публикации постановления - 20.10.2017) муниципальные правовые акты, подлежащие опубликованию (обнародованию), направляются на опубликование в течение 7 рабочих дней после дня их подписания, если иное не установлено федеральными законами либо самим муниципальным правовым актом.
Официальным опубликованием муниципального правового акта администрации считается первая публикация его полного текста в газетах "Вечерняя Уфа" и (или) "Киске Эфэ" и (или) первое размещение (опубликование) на официальном сайте администрации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" www.ufacity.info.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о надлежащей публикации постановления администрации от 18.10.2017 N 1450 с учетом действующего на дату публикации (20.10.2017) порядка.
С учетом изложенного отклоняется довод предпринимателя Сакаева Ф.С. об отсутствии публикации постановления администрации от 18.10.2017 N 1450, в соответствии со статьей Закона N 131-ФЗ, как противоречащий положениям этой же нормы в редакции на момент принятия и опубликования муниципального правового акта.
Довод заявителя об отсутствии доказательств нахождения земельного участка в пределах красных линий отклоняется судом кассационной инстанции, направлен на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных на их основании обстоятельств по настоящему делу. Факт частичного нахождения спорного земельного участка в пределах границ красных линий установлен судом апелляционной инстанции на основании представленных доказательств. Доказательства, которые бы опровергали данное обстоятельство, в материалах дела отсутствуют.
Не принимается судом кассационной инстанции довод о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком по данному делу, так как полномочия по распоряжению земельными участками с 01.01.2021 переданы Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, которое не привлечено к участию в деле. В рамках рассмотрения настоящего спора оспаривается отказ администрации, принятый 22.05.2020. Выводы о правах и об обязанностях Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в обжалуемом судебном акте отсутствуют.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 делу N А07-13370/2020 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сакаева Фарита Саляхетдиновича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции на момент принятия и опубликования постановления администрации) муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
...
Официальным опубликованием муниципального правового акта администрации считается первая публикация его полного текста в газетах "Вечерняя Уфа" и (или) "Киске Эфэ" и (или) первое размещение (опубликование) на официальном сайте администрации в информационно-коммуникационной сети "Интернет" www.ufacity.info.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о надлежащей публикации постановления администрации от 18.10.2017 N 1450 с учетом действующего на дату публикации (20.10.2017) порядка.
С учетом изложенного отклоняется довод предпринимателя Сакаева Ф.С. об отсутствии публикации постановления администрации от 18.10.2017 N 1450, в соответствии со статьей Закона N 131-ФЗ, как противоречащий положениям этой же нормы в редакции на момент принятия и опубликования муниципального правового акта."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 июня 2021 г. N Ф09-2546/21 по делу N А07-13370/2020