Екатеринбург |
|
17 июня 2021 г. |
Дело N А60-43586/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Босенко Екатерины Георгиевны (далее - предприниматель, ответчик) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.12.2020 по делу N А60-43586/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
предпринимателя - Курочкин Д.А. (доверенность от 09.10.2020);
товарищества собственников жилья "Уютный дом" (далее - товарищество, истец) - Саженская О.В. (доверенность от05.10.2020).
Товарищество обратилось в суд с иском к предпринимателю об обязании ответчика обеспечить истцу доступ к общедомовому имуществу путем демонтажа ограждающих общедомовые стояки (ХВС, ГВС, канализации, отопления) конструкций в офисных помещениях N 7, 8, 12 в многоквартирном доме по адресу г. Екатеринбург, ул. Татищева, 90 для проведения плановых осмотров и проведения ремонтных работ (с учетом принятого судом уточнения требований на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 11.12.2020 иск удовлетворен.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель, ссылаясь на переписку, указывает, что ответчиком был предоставлен доступ в помещения. Как полагает заявитель, спорные конструкции возведены на стадии строительства в соответствии с проектной документацией. По мнению предпринимателя, расходы на демонтаж и последующее возведение спорных конструкций должны быть возложены на истца. Таким образом, предприниматель полагает, что поскольку доказательств чинения препятствий именно ответчиком не представлено, оснований для удовлетворения иска не имелось.
В отзыве на кассационную жалобу товарищество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, товарищество обслуживает многоквартирный жилой дом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Татищева, 90.
На первом и втором этажах многоквартирного жилого дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Татищева, 90 размещены нежилые помещения.
Офисные помещения N 7, 8, 12 принадлежат предпринимателю.
Через указанные помещения проходят стояки горячего и холодного водоснабжения.
С 2016 между истцом и ответчиком проводилась переписка по вопросу о предоставлении доступа к общедомовому имуществу, ответчик отказывался производить демонтаж мешающих осмотру ограждающих конструкций.
Письмом от 04.07.2016 N 27 истец потребовал предоставить доступ к помещениям ответчика для устранения аварии.
В ответ ответчик указал, что готов предоставить доступ в сами помещения, но демонтаж и восстановление ограждающих конструкций должны быть проведены силами и средствами товарищества.
04.07.2016 составлен акт осмотра офиса N 12 в связи с его затоплением, в котором указано, что полный осмотр стояка провести невозможно.
Письмом N 31 от 07.07.2016 истец повторно просил предоставить доступ с уже освобожденными от ограждающих конструкций стояками.
Письмом от 08.07.2016 ответчик повторил свою позицию демонтаж и восстановление ограждающих конструкций должны быть проведены силами и средствами товарищества.
Истцом составлен акт осмотра технического состояния от 08.07.2016, согласно которому, доступ к стоякам не предоставлен.
Товариществом проведены ремонтные работы без доступа к помещениям ответчика, что повлекло сложности и увеличило сроки проведения и стоимость работ, что подтверждается актом выполненных работ от 08.07.2016.
Письмом от 17.10.2016 N 70 истец указал о необходимости доступа к помещению в связи с капремонтом в доме, включая замену стояков, ответчик на письме указал о том, что готов обеспечить доступ в помещения, но доступ к стоякам обеспечен не был.
19.10.2016 истцом проведен осмотр общедомового имущества в ходе подготовке работ по ремонту и замене аварийный общедомовых стояков, составлен акт о невозможности провести осмотр в помещениях ответчика.
Предписанием от 07.02.2017 истец указал ответчику на необходимость демонтажа ограждающих конструкций для устранения аварии (выявлена течь в стояке), ответчиком доступ к стоякам предоставлен не был, ремонтные работы производились через верхние этажи, составлен акт осмотра технического состояния от 07.02.2017 и акт выполненных работ от 07.02.2017.
Письмом N 94 от 25.04.2017 истец уведомил ответчика о проведении осмотра общего имущества, письмом N 078 от 25.04.2017 арендатор помещения уведомил, что собственника нет, в связи с чем осмотр может быть проведен в начале мая.
Заявкой от 22.06.2017 истец уведомил ответчика о необходимости проведения осмотра технического состояния общедомовых стояков и просил предоставить доступ к указанному общедомовому имуществу, письмом N 102 от 22.06.2017 арендатор уведомил, что уполномоченные собственником для осмотра лица отсутствуют и осмотр может быть проведен только после 23.06.2017, письмом от 23.06.2017 ответчик указал, осмотр может быть произведен через технологические проемы, осуществлять демонтаж конструкций она не будет.
Письмом N 150 от 27.06.2017 истец вновь указал на необходимость обеспечения доступа к стоякам.
27.06.2017 при осмотре помещений ответчика установлено, что доступ к общедомовым стоякам затруднен, невозможно осуществить осмотр стояков, составлен соответствующий акт.
Осенью 2019 года помещения арендатора, занимающего помещения ответчика, были затоплены в связи с разрывом стояка, в связи с чем истец понес расходы, по возмещению ущерба имуществу арендатора помещений, а также собственника квартиры.
Письмом N 30 от 18.03.2020 истец указал ответчику, что необходимо проведение ремонтных работ по замене стояков, в связи с чем собственник должен предоставить доступ к стоякам, демонтировав ограждающие конструкции.
Письмом от 30.03.2020 ответчик указал, что просит предоставить дополнительную информацию, в том числе которую товарищество предоставлять ей не обязано: указать протоколы общих собраний, список стояков, подлежащих замене с указанием квартир, граничащих с помещениями ответчика.
Письмом N 38 истец вновь указал ответчику на необходимость предоставления доступа к стоякам, и указывает, что ТСЖ обязано производить осмотры общедомового имущества в соответствии с действующим законодательством, и никаких дополнительных условий, в том числе указание собственнику помещений дополнительной информации не предусмотрено, и предупредил ответчика об ответственности за последствия аварий на стояке.
Письмом N 25 ответчик отказал разобрать конструкции, препятствующие
осмотру общедомового имущества.
Ссылаясь на наличие препятствий в исполнении им своих обязательств по обслуживанию общего имущества дома в части осмотра, ремонта общедомовых стояков холодного и горячего водоснабжения, канализации и отопления, что создает риск возникновения аварийной ситуации и несвоевременного устранения последствий аварии, товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск, суды исходили из следующего.
В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу ст. 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение, либо имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Негаторный иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Согласно ст. 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона (п. 4 ст. 244 ГК РФ).
В силу статьи 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (п. 1 ст. 290 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно- техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В пунктах 1 и 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" (далее - постановление N 64) разъяснено, что собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания. Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона, вне зависимости от его регистрации в ЕГРП.
К общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное, обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (п. 2 постановления N 64).
В силу ч. 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации
устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 1.1. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанные товарищество несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (ч.2.2. ст. 161 ЖК РФ).
Материалами дела подтверждается, что товарищество осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Татищева, 90, несет обязанность по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
В свою очередь, ответчик является собственником встроенных нежилых помещений, расположенных на 1-2 этаже указанного многоквартирного жилого дома.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительство Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила) в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В силу пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам а, в, з пункта 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными
в пункте 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (а); текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах а - д пункта 2 данных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (з).
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пункт 13 Правил).
В силу подпункта б пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнитель имеет право требовать допуск в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Согласно подпункту е пункта 34 Правил N 354 потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем время в порядке, указанном в пункте 85 названных Правил, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2018 N 1239-О, указанные положения Правил N354 направлены на поддержание в надлежащем состоянии внутриквартирного оборудования и качественное предоставление коммунальных услуг, обеспечивая при этом необходимый баланс интересов собственников (пользователей) помещений, лиц, предоставляющих коммунальные услуги, а также представителей государственных органов, осуществляющих контроль и надзор.
Факт прохождения общедомовых сетей во встроенных нежилых помещениях ответчиком не оспаривается.
Согласно технической документации, а также письмам проектной организации зашивка, то есть глухое закрытие без доступа стояков ГВС, ХВС и канализации в помещениях ответчика проектной документацией не предусмотрено.
Как верно установлено судами, товарищество обязано осуществлять плановые осмотры общего имущества, осуществлять контроль за его состоянием, а собственник (пользователь) помещения, в котором размещено общедомовое имущество, обязан обеспечить возможность доступа товарищества к указанному имуществу.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе акты осмотра, многочисленную переписку сторон, суды пришли к выводу о невозможности исполнения истцом своей обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, обеспечению исполнения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме по причине непредставления предпринимателем помещений, в которых находятся общедомовые коммуникации, доступа в помещения для проведения осмотра технического и санитарного состояния, выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг.
Судами указано, что в случае нахождения внутридомовых инженерных сетей в помещении собственника (или законного владельца), он должен обеспечить свободный доступ к общедомовому имуществу, непредоставление доступа к общедомовому имуществу при необходимости проведения проверки состояния этого имущества и ремонтных работ является поводом для обращения в суд с целью разрешения вопроса обеспечения доступа к инженерным системам в судебном порядке.
С учетом изложенного иск удовлетворен правомерно.
Доводы заявителя направлены на переоценку представленных доказательств и не могут быть положены в основу отмены судебных актов, так как заявлены без учета норм ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 11.12.2020 по делу N А60-43586/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Босенко Екатерины Георгиевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.А.Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2018 N 1239-О, указанные положения Правил N354 направлены на поддержание в надлежащем состоянии внутриквартирного оборудования и качественное предоставление коммунальных услуг, обеспечивая при этом необходимый баланс интересов собственников (пользователей) помещений, лиц, предоставляющих коммунальные услуги, а также представителей государственных органов, осуществляющих контроль и надзор.
...
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе акты осмотра, многочисленную переписку сторон, суды пришли к выводу о невозможности исполнения истцом своей обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, обеспечению исполнения Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме по причине непредставления предпринимателем помещений, в которых находятся общедомовые коммуникации, доступа в помещения для проведения осмотра технического и санитарного состояния, выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17 июня 2021 г. N Ф09-2827/21 по делу N А60-43586/2020