Екатеринбург |
|
21 июня 2021 г. |
Дело N А60-51084/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Пирской О. Н.,
судей Артемьевой Н. А., Шавейниковой О. Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу представителя собрания (комитета) кредиторов акционерного общества "Тагилбанк" Ловкиной Анны Васильевны на определение Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2020 по делу N А60-51084/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие:
представитель собрания (комитета) кредиторов акционерного общества "Тагилбанк" Ловкина А.В. (протокол от 14.02.2019 N 1).;
представитель Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" - Макаров Д.В. (доверенность от 18.12.2020 N 1439).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2019 (резолютивная часть от 14.01.2019) решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.10.2018 по делу N А60-51084/2018 отменено, акционерное общество "Тагилбанк" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим общества "Тагилбанк" утверждена ГК "Агентство по страхованию вкладов".
В Арбитражный суд Свердловской области 12.08.2019 от представителя собрания (комитета) кредиторов имущества "Тагилбанк" Ловкиной А.В. поступила жалоба на действия конкурсного управляющего общества "Тагилбанк" в лице Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", в котором заявитель просит:
- признать незаконными действия конкурсного управляющего, выразившиеся в не указании сведений о работниках должника в ежемесячных отчетах о деятельности конкурсного управляющего на 01.12.2018, 01.01.2019, 01.02.2019, 01.03.2019, 01.04.2019, 01.05.2019, 01.06.2019, 01.07.2019;
- признать незаконными действия конкурсного управляющего, выразившиеся в привлечении двадцати четырех помощников конкурсного управляющего по трудовым договорам;
- признать незаконными действия конкурсного управляющего, выразившиеся в не увольнении работников должника; - признать необоснованными расходы в размере 17 252 506 руб. 39 коп., понесенные конкурсным управляющим на выплату заработной платы работникам должника;
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2020 отказано в удовлетворении жалобы представителя собрания (комитета) кредиторов акционерного общества "Тагилбанк" Ловкиной А.В. на действия конкурсного управляющего, выразившиеся в не указании сведений о работниках должника в ежемесячных отчетах о детальности конкурсного управляющего на 01.12.2018, 01.01.2019, 01.02.2019, 01.03.2019,01.04.2019, 01.05.2019, 01.06.2019, 01.07.2019, необоснованном привлечении двадцати четырех помощников по трудовым договорам, не увольнении работников должника общества "Тагилбанк" и о признании необоснованными расходов, понесенных конкурсным управляющим на выплату заработной платы и уплату налогов и взносов в период конкурсного производства.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель собрания (комитета) кредиторов имущества "Тагилбанк" Ловкина А.В. просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно позиции Ловкиной А.В., детальность привлеченных специалистов направлена на обеспечение исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей, а не на продолжение осуществления производственной деятельности должника, в связи с чем имеются основания для взыскания с конкурсного управляющего расходов в конкурсную массу должника. Как указывает заявитель жалобы, конкурсный управляющий, заключая трудовые договоры с помощниками конкурсного управляющего, действовал в обход закона о банкротстве, который в свою очередь предусматривает привлечение специалистов, связанных с проведением процедуры банкротства, на договорной основе, с ведением актов выполненных работ и строгой отчетности перед собранием кредиторов; данные действия конкурсного управляющего обществом "Тагилбанк" явно были направлены на то, что кредиторы не смогут применить надлежащий способ защиты своих нарушенных прав против конкурсного управляющего, а именно признать незаконным привлечение специалистов на договорной основе с размером вознаграждения, установленным конкурсным управляющим. С точки зрения кассатора, сохранение штатных единиц должника и привлечение вышеназванных лиц по трудовым договорам влечет к неопределенному уменьшению конкурсной массы, не может быть признано обоснованным, необходимым и соответствующим целям конкурсного производства; данные действия конкурсного управляющего приводят к дополнительным расходам и, соответственно, к уменьшению имеющихся у должника денежных средств, за счет которых могли быть удовлетворены требования кредиторов. Также податель жалобы ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих об объеме работы двадцати четырех работников, а также доказательств, свидетельствующих о невыполнении работы группой сопровождения из штата "Агентство по страхованию вкладов". Кроме того, с позиции Ловкиной А.В., методологические подходы и Рекомендации противоречат Концепции деятельности ГК "Агентство по страхованию вкладов". Обращает внимание, что общество "Тагилбанк" по размеру активов много меньше самой мелкой категории кредитной организации, определенной в представленных Рекомендациях; оспаривает допустимость представленной в Рекомендациях формулы расчета допустимых затрат на выплату заработной платы работников и оплату услуг привлеченных лиц.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, основанием для обжалования действий конкурсного управляющего в рамках настоящего заявления послужило заключение конкурсным управляющим трудовых договоров с лицами, являющимся помощниками конкурсного управляющего и неувольнение конкурсным управляющим сотрудников банка, работающих по трудовым договорам.
В обоснование данных доводов представитель комитета кредиторов указывает на то, что заключение указанных договоров являлось нецелесообразным и ведет к увеличению расходов за счет должника на выплату заработной платы и иных предусмотренных законодательством отчислений, что в свою очередь, приводит к уменьшению конкурсной массы должника и тем самым нарушает права кредиторов.
Финансовый управляющий возражал против жалобы представителя кредиторов, ссылаясь на необходимость привлечения специалистов для обеспечения деятельности управляющего. В обоснование необходимости привлечения специалистов управляющий указал, что в процедуре банкротства кредитной организации масштаб работ в сфере ведения бухгалтерского учета, делопроизводства является значительным и не может быть выполнены конкурсным управляющим как самостоятельно, так и с группой сопровождения.
Осуществляются мероприятия, связанные с обслуживанием кредитного портфеля, то есть сохраняется работа специалистов по работе со ссудной задолженностью, которая в истекшем периоде конкурсного производства являлась основным источником пополнения конкурсной массы и, соответственно, выплат кредиторам. Обеспечивается сохранность имущества, организовано проведение торгов, в том числе правами требования
Отказывая в удовлетворении жалобы представителя собрания (комитета) кредиторов акционерного общества "Тагилбанк" Ловкиной А.В. на действия конкурсного управляющего, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что согласно пункту 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве полномочия, возложенные в соответствии с Законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам. Вместе с тем арбитражный управляющий для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве имеет право привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами (абзац шестой пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве).
При этом, как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" (далее - постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91), в силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при привлечении привлеченных лиц арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, в том числе привлекать их лишь тогда, когда это является обоснованным, и предусматривать оплату их услуг по обоснованной цене.
При рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения привлеченного лица, исходя из пункта 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве, следует учитывать в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом, насколько велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим (с учетом количества принадлежащего должнику имущества и места его нахождения), возможно ли выполнение арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекается привлеченное лицо, необходимы ли для выполнения таких функций специальные познания, имеющиеся у привлеченного лица, или достаточно познаний, имеющихся у управляющего, обладает ли привлеченное лицо необходимой квалификацией. Привлекая привлеченное лицо, арбитражный управляющий обязан в числе прочего учитывать возможность оплаты его услуг за счет имущества должника.
Вместе с тем, судами верно отмечено, что само по себе наличие у конкурсного управляющего специального образования не исключает возможности привлечения им необходимых сторонних специалистов с целью обеспечения исполнения управляющим отдельных полномочий, предусмотренных в Законе о банкротстве. Необходимость привлечения специалистов, как правило, основана на том, что сам арбитражный управляющий не обладает соответствующими знаниями в определенной области либо объем работы, который следует выполнить в рамках дела о банкротстве, не позволяет арбитражному управляющему выполнить эту работу без привлечения иных лиц.
При этом обязанность доказывания необоснованности привлечения лиц для обеспечения деятельности арбитражного управляющего в деле о банкротстве и (или) размера оплаты их услуг возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о признании привлечения таких лиц и (или) размера такой оплаты необоснованными.
Как верно указано судами, несмотря на отзыв лицензии, банки продолжают осуществлять в соответствии с законодательством функции по аналогии с действующими кредитными организациями. Это касается мероприятий налогового, таможенного контроля, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, взаимодействия со службами судебных приставов, кредитных историй и так далее.
Более того, банки, признанные банкротом, продолжают исполнять требования нормативных актов Банка России, в том числе устанавливающих правила бухгалтерского учета, составления и предоставления отчетности, проведения расчетных операций и прочие.
Именно для обеспечения возможности реализации возложенных действующим законодательством на Банк обязанностей, а также своевременности их совершения, требуется привлечение как помощников конкурсного управляющего, так и специалистов, обладающих необходимой квалификацией.
В рассматриваемом случае, во исполнение обязанности, возложенной на конкурсного управляющего нормами действующего законодательства, последним заключены трудовые договоры.
Рассмотрев доводы и возражения, заявленные участвующими в споре лицами, исследовав и оценив все представленные в материалы дела документы, судебные инстанции пришли к выводу о том, что привлечение конкурсным управляющим помощников и иных специалистов является обоснованным, необходимым и соответствует целям процедуры конкурсного производства, поскольку их привлечение связано с осуществлением соответствующих мероприятий в рамках процедуры банкротства банка, приняв во внимание значительный объем работы, подлежащей выполнению конкурсным управляющим в отношении должника, обладающего специфическим статусом, являющегося кредитной организацией и фактически произведенный объем работы.
Доказательств того, что привлечение конкурсным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в какие-либо периоды времени носило избыточный характер материалы дела содержат.
Право конкурсного управляющего привлекать на договорной основе специалистов для обеспечения своей деятельность реализовано им с учетом принципа разумности и обоснованности действий конкурсного управляющего, соблюдение которого в данном случае подтверждается документально, заявителем не опровергнуто.
Так, согласно сведениям конкурсного управляющего в период конкурсного производства в адрес управляющего по состоянию на 04.06.2020 поступило 2356 запросов, на которые подготовлены ответы на 37059 страницах.
На момент открытия конкурсного производства баланс банка состоял более чем из 69 тысяч лицевых счетов, а в распечатанном виде он представляет собой 1871 страницу, в том числе счетов по учету ссудной задолженности, процентов, обеспечения по кредитам - 4 679 штук.
На момент вынесения решения о признании банка банкротом на балансе банка числились 815 кредитов, 36 объектов жилой и нежилой недвижимости общей площадью 37,6 тыс. кв. м., в том числе 3 земельных участка. Открытые счета в балансе банка составляли - 517 114 шт., в том числе: 80 580 шт. расчетных счетов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, 56 923 шт. открытых счетов и вкладов физических лиц. После признания банка банкротом он продолжает вести бухгалтерский учет в порядке, установленном для действующих банков.
На момент открытия конкурсного производства баланс банка состоял из 69 515 шт. открытых лицевых счетов, имеющих остатки, в том числе: 45 959 шт. расчетных счетов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, 16 375 шт. открытых счетов и вкладов физических лиц, 4 974 шт. счетов по учету ссудной задолженности, процентов, заложенного имущества, поручительств, задолженности, вынесенной на внебалансовых счетах
За период конкурсного производства открыто 1 211 лицевых счетов для выполнения текущей деятельности, закрыто - 3 434 счета, произведено 77 464 операции. По состоянию на 01.06.2020 - 58 008 шт. действующих счетов с остатками в балансе банка.
В целях пополнения конкурсной массы путем возврата задолженности по кредитным договорам аппаратом конкурсного управляющего подготовлены 341 расчет задолженности с подготовкой всей необходимой документации (выписки по счетам - к каждому кредитному договору привязано до 15 счетов, копии кредитных договоров, копии обеспечительных договоров), всего получено 6 820 платежей через корреспондентский счет в Банке России и счёт банка в Агентстве по страхованию вкладов и кассу банка, проведено 50 487 операций по кредитному портфелю (погашение, начисление, выносы на счета учета просроченной задолженности), в том числе 16 230 операций по погашению ссудной задолженности, отражению поступивших средств в погашение основного долга, процентов, штрафных санкций, в том числе 892 операции по распределению средств, поступивших по другим платежам.
На ежедневной основе осуществляется регулировка резервов на возможные потери по ссудам, с начала конкурсного производства проведено 15 622 таких операций. На ежедневной основе также осуществляется работа по суммам, поступившим на счет "до выяснения". В среднем в месяц обрабатываются данные по 12 660 физическим/юридическим лицам, сотрудники осуществляют поиск и обработку клиента в автоматизированной банковской системе Банка. При обнаружении платежа, относящегося к Банку, сотрудник направляет информацию в АСВ для зачисления суммы на счет Банка.
Поставлено на учет имущество, выявленное в результате инвентаризации в количестве 1 125 единиц.
Всего по результатам торгов заключено 103 договора купли-продажи имущества на 328 листах, составлено актов приема-передачи имущества, в количестве 103 штук на 154 листах. По итогам реализации подготовлено и передано имущество по 100 договорам купли-продажи. Списано с баланса имущество по результатам реализации и по распоряжению конкурсного управляющего в количестве 1 240 единиц, количество отраженных в балансе операций составляет 696 штук.
В целях пополнения конкурсной массы путем возврата задолженности по кредитным договорам аппаратом конкурсного управляющего были также направлены заемщикам уведомления с реквизитами конкурсного управляющего (ликвидатора) для погашения ими задолженности по кредитным договорам (направлено порядка 1 075 писем на 2 150 листах.
Подготовлены и направлены запросы в государственные и информационно-справочные организации по должникам кредитной организации, в целях установления их статуса и финансового состояния (были проверены и найдены ИНН по 1 355 должникам в кредитном портфеле), по объектам залога в целях выявления обеспечения без обременения Банка (недвижимого имущества, движимого имущества) и проведения необходимых действий по наложению обременения в нотариате (178 запросов по объектам недвижимого имущества, проверено на сайте www.reestr-zalogov.ru 177 транспортных средств).
Подготовлены и направлены в нотариальную палату уведомления об исключении сведений о залоге движимого имущества из единой информационной системы нотариата, письма в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о погашении записи об ипотеке объектов недвижимого имущества.
По кредитному портфелю осуществлялись проверки в отношении залогового имущества (недвижимого имущества, транспортных средств), составлены акты проверки залогового имущества.
Банк продолжает взаимодействовать с клиентами по возврату задолженности, по обслуживанию кредитного портфеля (подготовлены и направлены письма, справки, ответы на запросы, дополнительные соглашения по кредитным договорам).
Банк продолжает взаимодействие с Бюро кредитных историй по предоставлению информации об обслуживании клиентами ссудной задолженности.
За период конкурсного производства по каждому кредитному договору ежемесячно передается информация в Национальное бюро кредитных историй по каждому факту платежа и/или просрочке платежа по кредиту, согласно действующего законодательства. Всего передано 173 шифрованных файлов содержащих 25 тыс. изменений кредитных историй клиентов.
Банк продолжает исполнять обязанности, связанные с налоговым, таможенным контролем, предоставлением информации правоохранительным органом, службе судебных приставов, нотариусам и т.д. по операциям, проведенным по счетам клиентов, иной деятельности клиентов. С начала конкурсного производства получено 1 228 запросов, на все подготовлены ответы, общее количество листов изготовленных ответов 30 115 листов.
Банк продолжает исполнять обязанности, связанные с обслуживанием расчетных счетов клиентов. Клиенты сохраняют право на обращение за получением выписок по расчетным счетам, на подачу заявления о закрытии счёта. С начала конкурсного производства получено 155 заявлений, подготовлено выписок на 5 912 листах, с начала конкурсного производства закрыто 39 счетов физических, юридических лиц и ИП, а также направленно 9 информационных писем в ФНС о закрытых счетах на 18 листах. Также открыто 27 счетов по "Обязательствам банка перед вкладчиками".
Банк продолжает вести реестр требований кредиторов, а также реестр страховых выплат. В реестре требований кредиторов учтены требования 417 клиентов. Всего рассмотрено 483 требований, основанных на 814 депозитных договорах. При рассмотрении требований кредиторов рассмотрены приложения на 19 879 листах. Проведена проверка соответствия суммы заявленной кредиторами с остатками на балансе Банка, сформировано выписок на 4 095 листах. Реестр требований кредиторов был закрыт 12.12.2018, после закрытия реестра продолжали поступать требования кредиторов, как ранее не заявленные, так и о внесении изменений в реестр требований кредиторов. Всего таких обращений поступило 52 на 312 листах. Также в ходе ведения РТК вносятся изменения в РТК по заявлению клиентов при смене организационно-правовой формы, почтового адреса или адреса регистрации, руководителя, наименования, платежных реквизитов для перечисления денежных средств.
По результатам рассмотрения требований в адрес кредиторов направлено 528 уведомление.
Реестр страховых выплат делается на основании отчетов, предоставляемых банком-агентом по выплате страхового возмещения. Всего получено 69 отчётов. В реестре отражены страховые выплаты по 6 632 вкладчикам на общую сумму 834 916,98 тыс. руб.
С 22.02.2019 осуществляются выплаты кредиторам первой очереди. Размер выплат на 01.09.2020 составил 86,15% от общей суммы требований кредиторов 1-ой очереди. Увеличение процента производилось 4 раза. При выплатах составляются платежные ведомости и платежные поручения для перечисления денежных средств на счета кредиторов, указанных в требованиях. Всего за период КП сформировано 484 платежных поручения на общую сумму 775 456 тыс. руб.
Продолжает предоставлять отчетность в различные органы. За весь период конкурсного производства представлено 161 отчет в Банк России по отчетным формам, которые формируются вручную, 157 отчетов в контролирующие органы (Федеральная налоговая служба, Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Росстат). Получено 139 требований и 162 информационных письма от Федеральной налоговой службы, ПФ, ФСС по предоставлению пояснений, уплате налогов и др. документооборот осуществляется через систему Контур-Экстерн.
Аппаратом представителя конкурсного управляющего осуществляется подготовка отчётов комитету кредиторов и публикаций в Едином федеральном сведений о банкротстве и на сайте АСВ. Всего комитету было представлено 20 отчетов о деятельности конкурсного управляющего с приложениями и подтверждающими документами на 12 503 листах. Всего подготовлено и размещено 298 публикаций на сайте АСВ (154) и ЕФРСБ (144).
Проводится работа, направленная на сокращение расходов по хранению и обработке архива. С начала конкурсного производства по описям, имеющимся в банке и не соответствующим требованиям Госархива, имелось не менее 35 тыс. единиц хранения архивных документов. Основываясь на расценках Челябинского архива, как единственного, который из близлежащих государственных архивов оказывает подобные услуги, обработка данного объема и прием его на хранение составили бы порядка 17,4 млн руб.
Аппаратом конкурсного управляющего проведена систематизация документов, отобраны документы с истекшими сроками хранения (21 тыс. ед. хр.), что позволило сэкономить не менее 10,4 млн руб.
Проводится работа по привлечению арендаторов, за период конкурсного производства заключено 26 договоров аренды, 62 дополнительных соглашения, в конкурсную массу поступило 10 534 984 руб. 41 коп.
Относительно заключения трудовых договоров с помощниками конкурсного управляющего, суды первой и апелляционной инстанций, с учетом положений статей 134, 189.84 Закона о банкротстве, пришли к верному выводу о том, что действующее законодательство о банкротстве не содержит запрета на привлечение арбитражным управляющим для обеспечения осуществления своих полномочий иных лиц на основании трудовых договоров.
Судами верно отмечено, что характер отношений, связывающих специалистов и ликвидируемую кредитную организацию, свидетельствует о том, что эти отношения являются трудовыми и подпадают под сферу регулирования трудового законодательства (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации). Специалисты в рамках сопровождения конкурсного производства кредитной организации выполняют не разовое задание, а обязанности, характер которых не позволяет заранее определить перечень необходимых работ или их конечный результат. Кроме того, отношения со специалистами, привлекаемыми в конкурсное производство, носят длительный характер (конкурсное производство в отношении кредитных организаций осуществляется в течение нескольких лет); в связи с чем заключение гражданско-правового договора, не предполагающего социальные гарантии, недопустимо.
Вопреки доводу кредитора о необходимости прекращения трудовых отношений с работниками банка, судебными инстанциями правильно указано, что сохранение управляющим штатных единиц обусловлено необходимостью проведения большого комплекса мероприятий, направленных на пополнение конкурсной массы.
В целях обеспечения эффективного расходования денежных средств ликвидируемых финансовых организаций и установления единых способов определения размера оплаты труда работников ликвидируемых финансовых организаций (далее - финансовые организации), функции конкурсного управляющего (ликвидатора) которыми осуществляет Агентство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Агентством разработаны Методологические подходы к определению размера оплаты труда работников ликвидируемых финансовых организаций, в отношении которых Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) (далее - Методологические подходы).
Также, в целях минимизации расходов на проведение конкурсного производства (ликвидации), а также унификации подходов к определению численности работников и иных физических лиц, сопровождающих ликвидационные процедуры в отношении кредитных организаций, функции конкурсного управляющего (ликвидатора) которыми осуществляет Агентство, последним разработаны Рекомендации по определению оптимальной численности лиц, сопровождающих ликвидационные процедуры в отношении кредитных организаций (далее - Рекомендации по определению оптимальной численности).
Согласно указанным Рекомендациям оптимальная численность работников общества "Тагилбанк", привлеченных на полный рабочий день, не изменилась и составляет 17,9 штатных единиц. Фактическая численность работников, привлеченных на полный рабочий день, по состоянию на 30.04.2020 составила 12 штатных единиц. Средняя заработная плата сотрудников общества "Тагилбанк", рассчитанная как фонд оплаты труда без начислений, поделенный на штатную численность, составляет 43,7 тыс. рублей.
При этом согласно письму Федеральной службы государственной статистики (Росстата) от 27.05.2020 N 07-07-2/1774-ДР, в январе - марте 2020 года среднемесячная начисленная заработная плата работников финансовой и страховой деятельности в Свердловской области составляла 68,8 тыс. руб.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что уровень оплаты труда работников в конкурсном производстве общества "Тагилбанк" не превышает средний уровень в Свердловской области.
Суды, делая вывод о правомерности применения в своей деятельности конкурсным управляющим Банком вышеуказанного внутреннего регулятивного документа Агентства, исходили из того, что данный документ Агентства утвержден в новой (последней) редакции решением Правления Агентства от 30.04.2020 (протокол N 36, раздел X) с учетом предложений и замечаний Департамента и главных управлений Банка России и пояснений Агентства. Письмом от 18.03.2020 N 14-5-12/2174 Банк России сообщил о согласовании проекта новой Редакции по определению оптимальной численности лиц, сопровождающих ликвидационные процедуры в отношении кредитных организаций.
Доказательств несоответствия данных внутренних регулятивных документов Агентства документов нормам действующего законодательства в материалах дела не имеется, их оспаривание третьими лицами в судебных инстанциях не осуществлялось.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы, изучения материалов дела, заслушав в судебном заседании участников процесса, суд округа считает, что суды нижестоящих инстанций, исследовав и оценив все приведенные сторонами спора доводы и возражения и представленные в материалы дела доказательства, верно установили имеющие существенное значение для правильного разрешения настоящего спора фактические обстоятельства, дали им правовую оценку, на основании которой пришли к соответствующим установленным ими фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основанным на верном применении норм права выводам о недоказанности кредитором требуемой совокупности условий для признания оспариваемых действий (бездействия) конкурсного незаконными и отсутствии в связи с этим оснований для удовлетворения его требования.
Изложенные в кассационной жалобе доводы представителя собрания кредиторов, по сути, дублирующие ранее приводимые им обстоятельства, касаются исследования и оценки фактических обстоятельств и доказательственной базы по спору, по существу представляя собой персональное мнение кассатора о том, как их следовало оценить, ввиду чего подлежат отклонению судом округа как выходящие за пределы компетенции и полномочий суда кассационной инстанции, установленных статьями 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Само по себе несогласие заявителя жалобы с выводами судов и оценкой поведения конкурсного управляющего, основанными на расхожей с ними правовой оценке фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о наличии в принятых по рассматриваемому спору судебных актах существенных нарушений норм материального и/или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке, вследствие чего не может служить основанием для изменения/отмены законных и обоснованных судебных актов.
Таким образом, учитывая, что нарушений норм материального и/или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено, следует признать, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, ввиду чего отмене по приведенным в кассационной жалобе доводам не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Свердловской области от 02.10.2020 по делу N А60-51084/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя собрания (комитета) кредиторов акционерного общества "Тагилбанк" Ловкиной Анны Васильевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Н. Пирская |
Судьи |
Н.А. Артемьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами верно отмечено, что характер отношений, связывающих специалистов и ликвидируемую кредитную организацию, свидетельствует о том, что эти отношения являются трудовыми и подпадают под сферу регулирования трудового законодательства (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации). Специалисты в рамках сопровождения конкурсного производства кредитной организации выполняют не разовое задание, а обязанности, характер которых не позволяет заранее определить перечень необходимых работ или их конечный результат. Кроме того, отношения со специалистами, привлекаемыми в конкурсное производство, носят длительный характер (конкурсное производство в отношении кредитных организаций осуществляется в течение нескольких лет); в связи с чем заключение гражданско-правового договора, не предполагающего социальные гарантии, недопустимо.
...
В целях обеспечения эффективного расходования денежных средств ликвидируемых финансовых организаций и установления единых способов определения размера оплаты труда работников ликвидируемых финансовых организаций (далее - финансовые организации), функции конкурсного управляющего (ликвидатора) которыми осуществляет Агентство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Агентством разработаны Методологические подходы к определению размера оплаты труда работников ликвидируемых финансовых организаций, в отношении которых Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) (далее - Методологические подходы)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июня 2021 г. N Ф09-2062/19 по делу N А60-51084/2018
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
18.01.2023 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
22.06.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
07.06.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
11.04.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
15.02.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-508/2022
21.12.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
20.09.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
24.08.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
17.08.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
21.07.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
29.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
28.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
22.06.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
21.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
26.05.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
18.05.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
13.04.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
06.04.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
05.04.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
02.04.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
20.02.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
20.01.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
09.12.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
02.12.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
14.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
12.10.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
07.10.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
01.09.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
11.08.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
14.07.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
11.06.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
10.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
14.05.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
04.03.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
03.03.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
03.03.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
28.02.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
25.02.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
21.02.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
10.02.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
28.01.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
22.01.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
24.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
23.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
18.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
17.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
16.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
11.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
04.12.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
03.12.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
27.11.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
12.11.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
23.10.2019 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
16.10.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
09.10.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
09.10.2019 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
04.10.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
03.10.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
16.09.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
05.09.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
15.08.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
12.08.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
02.08.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
24.07.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
23.07.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
16.06.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
13.06.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
10.06.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
13.05.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2062/19
11.03.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-51084/18
04.02.2019 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-51084/18
17.01.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
15.11.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
13.11.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16361/18
10.10.2018 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-51084/18
04.10.2018 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-51084/18