Екатеринбург |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А60-61926/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Купреенкова В.А., Столярова А.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дубрава" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.01.2020 по делу N А60-61926/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дубрава" - Греченко Е.В. (доверенность от 10.06.2021);
общества с ограниченной ответственностью Управляющая Жилищная Компания "АРДО" - Кузнецов Д.П. (доверенность от 11.11.2020 N 11/11);
Администрация Кировского района города Екатеринбурга - Слепухина В.А. (доверенность от 14.04.2020 N 18/05/64.01-32).
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Жилищная Компания "АРДО" (далее - истец, общество УЖК "АРДО") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дубрава" (далее - ответчик, общество "УК "Дубрава") о признании незаконными действий ответчика по препятствованию истцу по оборудованию контейнерной площадки в границах земельного участка многоквартирного дома по улице Уральская, 64, 66/1, 66/2, 66/3 в г. Екатеринбурге, возложении на ответчика обязанности не чинить препятствия при оборудовании контейнерной площадки в границах земельного участка многоквартирного дома по улице Уральская, дома 64, 66/1, 66/2, 66/3 в г. Екатеринбурге.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Кировского района города Екатеринбурга, потребительское общество "Жилищно-эксплуатационный кооператив - 112".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.01.2020 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УК "Дубрава", ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает выводы судов о соблюдении администрацией процедуры согласования места размещения контейнерной площадки ошибочными. Согласно доводам заявителя в материалы дела не представлен подлинник акта от 29.04.2019, который подписан только заместителем начальника отдела благоустройства и транспорта администрации Кировского района г. Екатеринбурга. По мнению заявителя жалобы, материалы дела не содержат решений собственников помещений в указанных многоквартирных домах, а также доказательства того, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0702064:1110, размежеванный для четырех многоквартирных домов.
В отзыве на кассационную жалобу администрация Кировского района г. Екатеринбурга просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области от 16.09.2018 N 29-08-09-658 в отношении общества УЖК "АРДО" проведена проверка, по результатам которой вынесено предписание от 08.10.2018 N 29-08-11-658, которым обществу УЖК "АРДО" предписано (пункты 3, 4, 5) оборудовать контейнерную площадку в соответствии с установленными требованиями в границах земельного участка многоквартирных жилых домов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 64, ул. Уральская, д. 66, корп. 3, ул. Уральская, д. 68, корп. 2, срок для устранения нарушений - 01.09.2019.
Согласно акту от 29.04.2019, составленному комиссией в составе Заместителя начальника отдела благоустройства и транспорта Администрации Кировского района, главного специалиста отдела инспекционного контроля коммунальной энергетики и развития жилищного и коммунального хозяйства Администрации Кировского района г. Екатеринбурга, специалиста-эксперта Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, в присутствии представителя общества УЖК "АРДО", 29.04.2019 было произведено обследование места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 64. В ходе обследования установлено, что место накопления твердых коммунальных отходов соответствует требованиям санитарных норм и правил.
Впоследствии администрацией г. Екатеринбурга совместно с администрацией Кировского района г. Екатеринбурга в присутствии заместителя главы администрации Кировского района по вопросам благоустройства - Лаппо А.В., начальника ПТО общества УЖК "АРДО" Коряковцевой С.В., представителя общества "УК "Дубрава", действующей на основании доверенности - Шестовских А.А., составлен протокол N 4/42/64.17-34 от 10.07.2019 "Об организации места складирования твердых коммунальных отходов на придомовой территории многоквартирных домов по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 64, 66/1, 66/2, 66/3", согласно которому поименованными управляющим организациям поручено выполнить работы по организации места складирования твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора на придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресу: ул. Уральская, д. 64, 66/1, 66/2, 66/3, в срок до 01.09.2019.
Согласно письму от 13.09.2019 N 29-01-82/37615 Департамента государственного жилищного и строительного надзора сроки исполнения пунктов 3, 4, 5 предписания от 08.10.2018 N 29-08-11-658 продлены до 01.11.2019 для исполнения в полном объеме.
Как указывает истец, со стороны общества УЖК "АРДО" предприняты меры и получено соответствующее разрешение на размещение контейнерной площадки в границах земельного участка под многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 64, 66/1, 66/2, 66/3.
Между тем, со стороны общества "УК "Дубрава" относительно выбранного места размещения контейнерной площадки в адрес общества УЖК "АРДО", а также администраций города Екатеринбурга и Кировского района поступили возражения и отказ в установке площадки, в связи с тем, что предполагаемое место складирования твердых коммунальных отходов находится слишком близко к многоквартирному дому N 66/1 по ул. Уральская, управление которым осуществляет общество "УК "Дубрава".
Истец ссылается на то, что место накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора, которое предложено обществом УЖК "АРДО" в интересах жителей многоквартирных домов по ул. Уральская, д. 64, 66/1, д. 66/2, д. 66/3 и утверждено администрацией Кировского района г. Екатеринбурга, отделом благоустройства г. Екатеринбурга, не содержит в себе нарушения санитарных норм.
Во исполнение предписания истец направил специализированную технику для установки контейнерной площадки по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 64, однако жители дома по ул. Уральская, д. 66/1, управление которым осуществляет общество "УК "Дубрава" в лице председателя правления Бенедюк Л.Г., препятствовали проведению работ на общей придомовой территории жилых домов Уральская, д. 64, 66/1, д. 66/2, д. 66/3.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Из части 2.3 названной статьи следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По правилам части 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением случаев установленных законодательством Российской Федерации, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации N 1039 от 31.08.2018 администрацией города Екатеринбурга принято постановление N 2949 от 03.12.2018 "Об определении органов, уполномоченных на согласование создания (переноса) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и ведения реестра таких мест (площадок)", согласно пункту 1 которого на администрации районов города Екатеринбурга возложены полномочия по согласованию создания (переноса) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" и ведению реестра таких мест (площадок).
При исследовании фактических обстоятельств по настоящему делу судами установлено, что многоквартирные дома, расположенные по адресу:
ул. Уральская, д. 64, 66/1, 66/2, 66/3, имеют общий земельный участок, который согласно данным с сайта "Публичная кадастровая карта Свердловской области" размежеван на 4 многоквартирных дома. Управление домами осуществляют общество УЖК "АРДО", общество "УК "Дубрава" и потребительское общество "ЖЭК-112".
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В рамках дела N А60-24866/2020 общество "УК "Дубрава" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Администрации района, изложенного в акте от 29.04.2019 о согласовании места расположения контейнерной площадки по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 64.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.10.2020, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 и постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 18.05.20021 по делу N А60-24866/2020, в признании незаконным решения Администрации Кировского района города Екатеринбурга, изложенного в акте от 29.04.2019 о согласовании места расположения контейнерной площадки по адресу: город Екатеринбург, улица Уральская, дом 64, отказано.
При этом суд исходил из того, что основанием для отказа в согласовании создания места размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с Постановлением Администрации г. Екатеринбурга N 2949 является несоответствие заявки установленной форме, несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям Правил благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательных актов Российской Федерации, устанавливающих требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
При рассмотрении дела N А60-24866/2020 суды пришли к выводу о том, что действия по исполнению законного предписания государственного органа, в отсутствие нарушений требований санитарных правил при выборе места размещения не нарушают права собственников помещений в многоквартирных домах. Кроме того, суды указали, что отсутствие контейнерных площадок на придомовой территории нарушает права граждан, проживающих в данных многоквартирных домах.
Доводы ответчика об отсутствии при обследовании и составлении акта, оспоренного в рамках дела N А60-24866/2020, специалиста Изместьева В.О. являвшегося сотрудником Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, отклонены апелляционным судом с учетом обстоятельств, установленных в деле N А60-24866/2020, в котором нарушений при составлении акта не выявлено. Доводы о нарушении прав собственников помещений в многоквартирном доме отклонены как неподтвержденные материалами дела.
Таким образом, суды верно исходили из того, что законность вышеуказанного акта от 29.04.2019 установлена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А60-24866/2020.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А60-24866/2020, установив, что место накопления твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора, которое предложено обществом УЖК "АРДО" в интересах жителей многоквартирных домов, расположенных по адресу:
г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 64, 66/1, 66/2, 66/3, утверждено администрацией Кировского района г. Екатеринбурга, отделом благоустройства г. Екатеринбурга и не содержит в себе нарушения санитарных норм и правил, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о незаконности действий ответчика по препятствованию истцу по оборудованию контейнерной площадки в границах земельного участка многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 64, 66/1, 66/2, 66/3.
Судами также принято во внимание, что земельный участок многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 64, согласно данным с сайта "Публичная кадастровая карта Свердловской области" размежеван на 4 многоквартирных дома. Таким образом, фактически место размещения контейнерной площадки является совместной территорией жилых многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, ул. Уральская, д. 64, 66/1, д. 66/2, д. 66/3.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению судом кассационной инстанции, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают правильности выводов судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и сводятся лишь к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом округа не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.01.2020 по делу N А60-61926/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дубрава" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.