Екатеринбург |
|
22 июня 2021 г. |
Дело N А71-6498/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр репродуктивного здоровья" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.12.2020 по делу N А71-6498/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа. Их представители в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Центр репродуктивного здоровья" (далее - заявитель, ООО "ЦРЗ", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании незаконным и отмене акта Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (далее - ТФОМС, Фонд) от 12.03.2020 N 91/04-07 в части требования о возврате средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в сумме 189 120 руб., использованных нецелевым образом, а также оплаты штрафа в размере 18 912 руб. за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования.
Фонд заявленные требования не признал, обратился в арбитражный суд с встречным заявлением о взыскании с общества суммы средств ОМС, использованных нецелевым образом в размере 189 120 руб., штрафа в размере 18 912 руб. 43 коп.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.08.2020 к рассмотрению совместно с первоначальным заявлением на основании статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принято встречное заявление Фонда.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.12.2020 в удовлетворении требований обществу отказано. Встречное заявление Фонда удовлетворено: с общества в бюджет ТФОМС взысканы средства ОМС, использованные нецелевым образом, в размере 189 120 руб., штраф в размере 18 912 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества по первоначальному иску в полном объеме либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, выразившем в неправильном истолковании закона, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Настаивает на том, что нецелевого использования денежных средств ОМС им не было допущено, поскольку приобретенное оборудование - оправа и лупа являются двумя самостоятельными объектами, которые могут использоваться как совместно единым комплектом, так и раздельно. Ссылаясь на техническую и товаросопроводительную документацию на приобретенное оборудование, регистрационное удостоверение, общество указывает, что в документах отсутствует указание на то, что приобретенное оборудование является единым комплектом ("набором"); в регистрационном удостоверении, инструкции по обслуживанию бинокулярной лупы указаны рекомендации по уходу и хранению самой бинокулярной лупы, а не принадлежностей. Таким образом, по мнению общества, приобретенные бинокулярная лупа и оправа не могут расцениваться как совокупность изделий, имеющих единое целевое медицинское назначение. Кроме того, в приобщенном к материалам дела прайс-листе на официальном сайте изготовителя бинокулярная лупа и оправа занимают отдельные позиции.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 17.02.2020 N 58 комиссией Фонда в период с 24.02.2020 по 16.03.2020 в отношении ООО "ЦРЗ" проведена комплексная проверка организации бесплатной медицинской помощи в объеме территориальной программы ОМС за период с 01.01.2018 по 13.03.2020.
В ходе проверки установлен факт нецелевого использования обществом средств ОМС в размере 189 120 руб.
По результатам проверки составлен акт от 17.03.2020 N 91/04-07, в котором содержалось требование о возврате Фонду денежных средств, использованных нецелевым образом, в сумме 189 120 руб. и уплате штрафа в соответствии частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в размере 18 912 руб.
Несогласие общества с актом проверки в части выводов о нецелевом использовании денежных средств и требования о возврате средств ОМС в сумме 189 120 руб., уплате штрафа - 18 912 руб., послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Ввиду того, что в добровольном порядке средства ОМС, использованные не по целевому назначению, обществом по требованию Фонда не возвращены, им предъявлено встречное заявление о взыскании указанных средств и штрафа в порядке части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Исходя из положений статей 10, 13 БК РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определение правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на ОМС неработающего населения регулируются Законом N 326-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Закона N 326-ФЗ ОМС - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Согласно статье 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами ОМС на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда (часть 2). Территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости ОМС в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (пункты 2, 12 части 7).
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Аналогичные положения, определяющие права ТФОМС, содержатся в Положении о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики, утвержденном постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23.05.2011 N 165.
Контроль за использованием средств ОМС осуществляется в соответствии с Положением о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утвержденным приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее Положение).
При наличии фактов нецелевого использования средств ОМС, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств ОМС, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ (пункт 23.3 Положения).
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ (пункт 27 Положения).
Таким образом, акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа, является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств ОМС.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1998 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право обращаться с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда.
Таким образом, с учетом статуса Фонда он может выступать заявителем по данной категории дел, и заявленные требования подлежат рассмотрению судом по существу.
Медицинская организация является участником ОМС (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС (часть 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
Следовательно, направление средств обязательного медицинского страхования на расходы, не соответствующие программам ОМС, является нецелевым использованием.
В соответствии со статьей 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил ОМС, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1). Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями). Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2). Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом (часть 4).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. Аналогичные положения содержатся в пункте 28 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 гг., утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29.12.2017 N 595, а также в пункте 1.4. Тарифного соглашения в сфере обязательного медицинского страхования на территории Удмуртской Республики на 2018 год, заключенного 25/12/2017.
Судами установлено, что 04.09.2018 между ООО "ЦРЗ" (покупатель) и ООО "МЕДИСОНИК" (продавец) заключены договоры N МС-4/1013-1 и МС-4/1013-2 на приобретение лупы бинокулярной хирургической Surgical Telescopes производства Designs for vision Inc., модель с расширенным полем без оправы стоимостью 90 000 руб. и оправы к лупе бинокулярной хирургической Surgical Telescopes производства Designs for vision Inc стоимостью 99 120 руб., являющихся основными средствами, на общую сумму 189 120 руб. Приобретенное оборудование - лупа бинокулярная хирургическая и оправа к лупе бинокулярной хирургической общей стоимостью 189 120 руб. приняты ООО "ЦРЗ" к учету.
Оплата за приобретение товара произведена по платежными поручениями от 05.09.2018 N 1087, 1086 за счет средств ОМС.
Из представленных в материалы дела декларации о соответствии от 23.06.2017, регистрационного удостоверения на медицинское изделие "лупа бинокулярная хирургическая Surgical Telescopes с принадлежностями" от 29.04.2008 N ФСЗ 2008/01508 следует, что в комплект к лупе входят: оправа очковая, оголовье, осветитель, устройство визуализации, блок питания, зарядное устройство, аккумулятор, кабель, салфетка протирочная, отвертки для настройки, программное обеспечение, руководство пользователя.
Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила), предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
В заявлении о государственной регистрации медицинского изделия указываются следующие сведения: наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению) (пункт 9 Правил).
В пункте 56 Правил установлено, что в регистрационном удостоверении указываются следующие сведения: наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности и взаимосвязи по правилам, определенным статьей 71 АПК РФ, суды признали подтвержденным факт того, что общество в 2018 году приобрело за счет средств ОМС дорогостоящее оборудование путем дробления цены приобретенного оборудования (медицинского изделия) с принадлежностью, входящей в стандартный комплект поставки, оплачивая отдельно оборудование и его комплектующие, стоимость каждого из которых не превышает 100 000 руб., с последующей постановкой на бухгалтерский учет такого оборудования путем разделения его на отдельные комплектующие; при этом, приобретая оборудование с необходимой принадлежностью, общество преследовало цель получения конкретного полноценного оборудования, в связи с чем стоимость единицы оборудования должна определяться с учетом принадлежностей (приспособлений) и учитываться в качестве единого объекта основных средств.
Учитывая положения правовых норм, регламентирующих спорные правоотношения, принятых во исполнение данных норм программ, условия заключенного тарифного соглашения, суды пришли к выводу о том, что общество не имело правовых оснований приобретать за счет средств территориальной программы ОМС основные средства стоимостью свыше 100 000 руб. за единицу, и поддержали позицию Фонда о признании расходов на приобретение таких основных средств за счет средств ОМС нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств.
Таким образом, установив, что принятый Фондом оспариваемый акт от 12.03.2020 N 91/04-07 в части требования о возврате средств обязательного медицинского страхования в сумме 189 120 руб., использованных нецелевым образом, а также оплаты штрафа в размере 18 912 руб. за нецелевое использование средств ОМС является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, суды правомерно удовлетворили заявленные ТФОМС требования.
При рассмотрении дела судами установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, представленные доказательства, доводы сторон, в том числе, изложенные заявителем в кассационной жалобе, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 07.12.2020 по делу N А71-6498/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр репродуктивного здоровья"- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Медорганизация приобрела за счет средств ОМС бинокулярную лупу и оправу к ней по разным договорам по цене каждого из объектов менее 100 тыс. руб. за единицу. ТФОМС признал эти расходы нецелевыми. Суды с этим согласились.
Приобретение оборудования дороже 100 тыс. руб. в рамках ОМС не предусматривается. Однако спорное изделие в комплекте превышает эту сумму. Медорганизация пояснила, что оправа и лупа - это самостоятельные объекты, которые могут использоваться как совместно, так и раздельно. Однако по регистрационному удостоверению оно приобретается вместе с принадлежностями и должно учитываться в качестве единого объекта.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22 июня 2021 г. N Ф09-3647/21 по делу N А71-6498/2020