Екатеринбург |
|
23 июня 2021 г. |
Дело N А60-32637/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т. Л.,
судей Васильченко Н. С., Гайдука А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Теплокомплекс" (далее - общество "УК "Теплокомплекс") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2020 по делу N А60-32637/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации Каменск-Уральского городского округа (далее - администрация) - Колесникова М.В. (доверенность от 18.03.2021 N 1174);
Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского" (далее - Комитет) - Черноскутов С.С. (доверенность от 09.01.2019 N 8);
Общества "УК "Теплокомплекс" - Канов В.Г. (доверенность от 10.12.2020 N 35/2020).
Общество "УК "Теплокомплекс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к муниципальному образованию город Каменск-Уральский в лице Комитета и администрации о признании отказа компенсировать недополученные за 2017 - 2019 годы доходы от деятельности по концессионному соглашению от 23.12.2016 N 1/ТП-2016-429 незаконным; взыскании с администрации 263 756 940 руб. недополученной валовой выручки за 2017, 2018, 2019 годы (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области).
Решением суда от 25.11.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УК "Теплокомплекс" просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Как указывает заявитель, решение муниципального образования город Каменск-Уральский об отказе компенсировать недополученные управляющей компанией доходы за 2017 - 2019 годы от деятельности по концессионному соглашению от 23.12.2016 не соответствует положениям пункта 6.1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статьям 18, 20 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 N 603 "О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов", а также пунктам 5.35, 5.36 концессионного соглашения, считая, что оспариваемым отказом нарушены прав и законные интересы заявителя. Как поясняет заявитель жалобы, фактический полезный отпуск потребителям тепловой энергии из тепловых сетей, переданных истцу по концессионному соглашению, оказался существенно ниже значений, установленных соглашением и принятых во внимание РЭК Свердловской области при утверждении тарифов; завышенные данные о полезном отпуске, указанном в конкурсной документации ответчиком, были использованы РЭК Свердловской области при установлении тарифов на весь период деятельности истца по концессионному соглашению и привели к некомпенсируемым убыткам. В результате объем полученной истцом валовой выручки оказался существенно ниже значений, установленных приложением N 12 к концессионному соглашению. По мнению заявителя, убытки истца связаны с недостоверностью сведений, включенных в конкурсную документацию концессионного соглашения, и не являются следствием обычного предпринимательского риска, связанного с деятельностью общества "УК "Теплокомплекс". При этом кассатор отмечает, что сумма убытков в размере 263 756 940 руб. подтверждена актами, подписанными сторонами без разногласий.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Министерство финансов Свердловской области, ознакомившись с доводами кассационной жалобы, полагает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судами выяснены в полном объеме, выводы судов соответствуют представленным доказательствам, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
РЭК Свердловской области в отзыве на кассационную жалобу указывает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы судов о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основания для изменения или отмены судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Комитет также указывает на то, что согласно информации из открытых источников выручка и чистая прибыль истца в период действия концессионного соглашения растут и имеют в течение 2017-2020 годов положительные показатели (истец работает без убыточного показателя), в то время как по итогам 2016 года компания имела убыток в размере 33 млн. руб. Так, в 2019 году выручка истца составила 866 млн. руб., прибыль 21 млн. руб., а в 2020 году - 910 млн. руб. выручки и 64 млн. руб. чистой прибыли соответственно.
Законность обжалуемых судебных актов проверена арбитражным судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "УК "Теплокомплекс" (концессионер) и муниципальное образование город Каменск-Уральский в лице Комитета (концедент) заключили концессионное соглашение от 23.12.2016 N 1/ТП-2016-429, по условиям которого концессионер обязуется за свой счет в порядке, в сроки и на условиях, установленных настоящим соглашением: обеспечить проектирование, создание и (или) реконструкцию, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию недвижимого и технологически связанного с ним движимого имущества объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Каменск-Уральский, осуществлять передачу тепловой энергии потребителям с использованием объекта соглашения и имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом Соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной в пункте 1.1 настоящего соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения и имуществом для осуществления указанной деятельности.
Объектом соглашения являются объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящиеся в собственности муниципального образования, отдельные объекты таких систем, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего соглашения. Состав и описание объектов соглашения, подлежащею созданию н (или) реконструкции, в том числе технико-экономические показатели передаваемое имущества, приведены в приложении N 1 к настоящему соглашению.
Объекты соглашения, указанные в приложении N 1 к настоящему соглашению, принадлежат или будут принадлежать концеденту на праве собственности. Концедент подтверждает, что право собственности концедента на существующие объекты недвижимого имущества в составе объекта соглашения и имущества зарегистрировано в установленном действующим законодательном порядке. Объекты имущества в составе объекта соглашения, закрепленные на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием "Жилкомплекс" (далее - предприятие), перечислены в приложении N 1 к настоящему соглашению. Сведения о зарегистрированных правах концедента и о праве хозяйственного ведения предприятия указаны в приложении N 1 к настоящему соглашению,
Существующие на момент заключения соглашения объекты имущества в составе объекта соглашения и имущества передаются концедентом концессионеру по подписываемому сторонами акту приема-передачи в соответствии с разделами 3, 4 настоящего соглашения.
Движимое имущество в составе объекта соглашения, которое создано и (или) приобретено концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 настоящего соглашения в рамках исполнения концессионером инвестиционной программы, и не входит в состав имущества, является собственностью концедента.
Настоящее соглашение вступает в силу с 01.01.2017 и действует в течение 20 лет, то есть до 31.12.2036.
В обоснование исковых требований, общество "УК "Теплокомплекс" ссылается на пункт 5.32 соглашения от 23.12.2016, которым стороны согласовали, что значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) на производимые товары и оказываемые регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), указаны в приложении N 6 к настоящему соглашению.
Согласно пункту 5.33 указанного соглашения объем валовой выручки концессионера, получаемой в ходе реализации настоящего соглашения, указан в приложении N 12 к настоящему соглашению на каждый год срока действия соглашения в ценах первого года срока действия соглашения. При установлении тарифов в отношении концессионера необходимая валовая выручка концессионера в каждом году действия соглашения должна быть не менее объема валовой выручки, установленного в приложении N 12 к настоящему соглашению, в ценах соответствующего года.
Пунктом 5.34 концессионного соглашения стороны установили, что в необходимой валовой выручке концессионера учитываются экономически обоснованные расходы, связанные с исполнением настоящего соглашения, включая мероприятия по созданию и (или) реконструкции объектов имущества в составе объекта соглашения и сроки их осуществления согласно приложению N 5, значения долгосрочных параметров деятельности концессионера, плановые значения показателей деятельности концессионера и иные условия, установленные настоящим соглашением. Необходимая валовая выручка концессионера подлежит ежегодной корректировке с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифа, учитываемых при расчете тарифов концессионера от их плановых значений, за исключением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, установленных в приложении N 6 к соглашению. Корректировка осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения. Если по итогам корректировки необходимой валовой выручки концессионера в соответствующем году, ее объем будет меньше объема валовой выручки, предусмотренной в приложении N 12 настоящего соглашения, в ценах такого года, стороны действуют в соответствии с пунктами 5.35. - 5.37 настоящего соглашения.
Согласно пункту 5.35 соглашения от 23.12.2016 недополученные доходы концессионера, возникшие при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1. настоящего соглашения, подлежат возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в сферах теплоснабжения.
Пунктом 5.36 концессионного соглашения установлено, что недополученные доходы концессионера, возникшие при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1. настоящего соглашения, в связи с применением долгосрочных параметров регулирования, отличных от долгосрочных параметров регулирования, установленных настоящим соглашением, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, подлежат возмещению концессионеру в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 N 603 "О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов", иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 5.43 названного соглашения в случае если принятые федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на концессионера или ухудшению положения концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством, концедент обязан принять меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки в объеме не менее объема, определенного в соответствии с приложением N 12 к настоящему соглашению.
Пунктом 5.44 концессионного соглашения стороны определили следующий порядок принятия мер, обеспечивающих окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки в объеме не менее объема, определенного в соответствии с приложением N 12 к соглашению: 1) при наступлении обстоятельств, предусмотренных настоящим соглашением или действующим законодательством, концессионер обращается к концеденту с заявлением, содержащим описание обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению концессионером обязательств по соглашению, а также предлагаемые меры, которые должен принять концедент; 2) концедент в течение 30 календарных дней с момента получения документов, указанных в подпункте 1 пункта 5.45 соглашения, принимает одно из следующих решений: о принятии мер, предложенных концессионером; о принятии иных мер; об отказе в принятии мер с обоснованием причин отказа. В случае принятия решения о принятии иных мер, либо решения об отказе в принятии мер стороны согласовывают возможность принятия концедентом и объем мер путем совместных переговоров, при недостижении согласия стороны разрешают разногласия в порядке, предусмотренным соглашением для разрешения споров; 3) в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента принятия концедентом решения о принятии мер, либо достижения сторонами согласия по таким мерам, концессионер готовит и представляет на согласование в орган регулирования тарифов и (или) антимонопольный орган необходимые документы в случае, если это предусмотрено действующим законодательством; 4) дополнительное соглашение, заключаемое в связи с принятием мер, подписывается сторонами в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента получения всех необходимых согласований, если это требуется в соответствии с действующим законодательством. Стороны вправе оговорить иной срок подписания дополнительного соглашения.
Приложением N 12 к концессионному соглашению от 23.12.2016 установлены следующие объемы необходимой валовой выручки (далее - НВВ) концессионера на 2017 - 2019 годы: Синарский район: 2017 год - 309 699 руб. 57 коп., 2018 год - 348 313 руб. 55 коп., 2019 - 366 694 руб. 49 коп.; Красногорский район: 2017 год - 360 481 руб. 71 коп., 2018 год - 406 573 руб. 37 коп., 2019 год - 427 536 руб. 93 коп.
Всего НВВ общества "УК "Теплокомплекс" от деятельности в соответствии с концессионным соглашением за период с 2017 по 2019 годы должна составить 2 219 299 620 руб., в том числе за 2017 год - 670 181 руб. 28 коп., за 2018 год - 754 886 руб. 92 коп., за 2019 год - 794 231 руб. 42 коп.
Общество "УК "Теплокомплекс" и Комитет подписали акты о результатах контроля за исполнением концессионного соглашения от 23.12.2016 N 1 за 2017, 2018 и 2019 годы, согласно которым концессионер осуществляет эксплуатацию имущества, переданного по соглашению, в соответствии с целями соглашения, при этом выявлено расхождение фактического полезного отпуска с плановыми объемами, что привело к недополучению необходимой валовой выручки концессионером и, соответственно, к недовыполнению мероприятий соглашения на сумму 128 900 000 руб. в 2017 году, 25 506 000 руб. в 2018 году, 113 930 000 руб. в 2019 году.
Общество "УК "Теплокомплекс" письмами от 07.02.2018 N 162, от 18.05.2018 N 637, от 28.04.2020 N 677, от 22.05.2020 N 848 обращалось к Комитету с просьбами возместить объем недополученной валовой выручки либо принять меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера и получение им необходимой валовой выручки в объеме, определенном концессионным соглашением, для соблюдения условий концессионного соглашения.
Указанные просьбы о возмещении недополученной выручки оставлены концедентом без удовлетворения, что послужило основанием для обращения общества "УК "Теплокомплекс" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Уточняя исковые требования, общество "УК "Теплокомплекс" указало, что согласно схеме теплоснабжения муниципального образования город Каменск-Уральский (актуализация схемы теплоснабжения муниципального образования город Каменск-Уральский в период до 2027 года) с источников Красногорская ТЭЦ и Синарская ТЭЦ в зону ЕТО было отпущено в 2017 году 1 401,8 тыс. Гкал, в 2018 году 1 468,1 тыс. Гкал, в 2019 году 1 359,8 тыс. Гкал.
С учетом потерь тепловой энергии в тепловых сетях объем полезного отпуска составил в 2017 году 1229 тыс. Гкал, в 2018 - 1390 тыс. Гкал, в 2019 - 1175 Гкал., а Концессионным соглашением был предусмотрен объем полезного отпуска 1500,166 тыс. Гкал в год.
Общество "УК "Теплокомплекс" обращалось в РЭК Свердловской области с заявлениями о корректировке тарифов на 2018, 2019, 2020 годы.
РЭК Свердловской области учла часть недополученных обществом "УК "Теплокомплекс" доходов за 2018 год в тарифе на 2020 год в сумме 57 180 460 руб. Объем недополученной НВВ за 2017 год в сумме 127 168 руб. 51 коп., а также за 2019 год в сумме 113 929 руб. 10 коп. не учтен в тарифе.
Как указало общество "УК "Теплокомплекс", всего по состоянию на момент рассмотрения искового заявления сумма невозмещенной НВВ за 2017 - 2019 годы составила 263 756 940 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу, что недополученный истцом доход от регулируемой деятельности не могут быть отнесены к убыткам в смысле статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как являются последствием предпринимательского риска и не должны перекладываться на другую сторону соглашения.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Положения статьи 10 Закона о теплоснабжении устанавливают особенности государственного регулирования при изменении долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
При этом пункт 6.1 определяет условия компенсаций теплоснабжающим организациям, теплосетевым организациям, которые произошли вследствие изменения: долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения; необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций; долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения. При этом компенсируются лишь те недополученные доходы, которые возникли в результате действий субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (в случаях установления уполномоченными органами параметров, отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, что привело к недополученным доходам теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций).
В данном случае таких изменений долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на уровне субъекта РФ (а равно на ином уровне) не принималось (тарифные решения государственного тарифного органа, а также показатели необходимой валовой выручки истца ни каким-либо органом государственной или муниципальной власти, ни тарифным органом не менялись).
Таким образом, отсутствуют условия для возникновения у истца права на получение компенсаций за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по основаниям, предусмотренным положениями статьи 10 Закона о теплоснабжении, а доводы кассатора в этой части основаны на неверном толковании указанной правовой нормы.
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусматривается предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в соответствии со статьей 78 Кодекса.
Пунктом 6 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено что субсидии, предусмотренные настоящей статьей, могут предоставляться из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с условиями и сроками, предусмотренными соглашениями о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, концессионными соглашениями, заключенными в порядке, определенном соответственно законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Статьей 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 5 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что возмещение недополученных истцом доходов может быть осуществлено как путем предоставления субсидии из бюджета муниципального образования Город Каменск-Уральский, бюджета Свердловской области либо федерального бюджета, так и путем осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, переданные истцу на основании концессионного соглашения.
Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон "О концессионных соглашениях") регулируются правоотношения в области подготовки, заключения, исполнения, изменения и прекращения концессионных соглашений.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 22 названного Закона орган местного самоуправления принимает решение о заключении концессионного соглашения в отношении объектов, которые принадлежат муниципальному образованию на праве собственности.
Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 13 Закона "О концессионных соглашениях").
Согласно части 2 статьи 3 указанного Закона концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего федерального закона или существа концессионного соглашения.
В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона "О концессионных соглашениях" концедент вправе принимать на себя часть расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения и предоставлять концессионеру государственные или муниципальные гарантии в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Размер принимаемых концедентом на себя расходов, а также размер, порядок и условия предоставления концедентом концессионеру государственных или муниципальных гарантий должны быть указаны в решении о заключении концессионного соглашения, в конкурсной документации, в концессионном соглашении. Решение о выплате платы концедента по концессионному соглашению может быть принято в случае, если установление платы концедента по концессионному соглашению определено в качестве критериев конкурса.
В силу части 2 статьи 10 Закона "О концессионных соглашениях" концессионное соглашение помимо предусмотренных частями 1 и 1.1 данной статьи существенных условий может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия.
Судами установлено, что в пунктах 5.31 - 5.36 соглашения согласовано, что регулирование тарифов на реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляется в соответствии с методом индексации установленных тарифов.
Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) на производимые товары и оказываемые услуги, согласованные с органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), указаны в приложении N 6 к настоящему соглашению.
Объем валовой выручки концессионера, получаемой в ходе реализации настоящего соглашения, указан в приложении N 12 к настоящему соглашению на каждый год срока действия соглашения в ценах первого года срока действия соглашения. При установлении тарифов в отношении концессионера необходимая валовая выручка концессионера в каждом году действия соглашения должна быть не менее объема валовой выручки, установленного в приложении N 12 к настоящему соглашению, в ценах соответствующего года.
В НВВ концессионера учитываются экономически обоснованные расходы, связанные с исполнением настоящего соглашения, включая мероприятия по созданию и (или) реконструкции объемов имущества в составе объекта соглашения и сроки их осуществления согласно приложению N 5, значения долгосрочных параметров деятельности концессионера, плановые значения показателей деятельности концессионера и иные условия, установленные настоящим соглашением.
Необходимая валовая выручка концессионера подлежит ежегодной корректировке с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифа, учитываемых при расчете тарифов концессионера от их плановых значений, за исключением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, установленных в приложении N 6 к соглашению.
Корректировка осуществляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов в сфере теплоснабжения. Если по итогам корректировки необходимой валовой выручки концессионера в соответствующем году ее объем будет меньше объема валовой выручки, предусмотренной в приложении N 12 настоящего соглашения, в ценах такого года.
Стороны действуют в соответствии с пунктами 5.35 - 5.37 настоящего соглашения.
Недополученные доходы Концессионера, возникшие при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1. настоящего Соглашения, подлежат возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в сферах теплоснабжения (пункт 5.35).
Недополученные доходы концессионера, возникшие при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 настоящего соглашения, в связи с применением долгосрочных параметров регулирования, отличных от долгосрочных параметров регулирования, установленных настоящим соглашением, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, подлежат возмещению концессионеру в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 N 603 "О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах коммунального комплекса, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результат возмещения недополученных доходов", иными нормативными правовыми актами (пункт 5.36 соглашения).
Концедент компенсирует недополученные доходы концессионера в соответствии с действующим законодательством в случае их возникновения при осуществлении деятельности, предусмотренной настоящим соглашением, в пределах полномочий концедента по возмещению недополученных доходов, в том числе переданных в соответствии с действующим законодательством. (пункт 5.37 концессионного соглашения).
В силу части 1 статьи 20 Закона "О концессионных соглашениях" валовая выручка определена как доход от реализации производимых товаров, выполнения работ, оказания услуг по регулируемым ценам (тарифам). Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 673 утверждено примерное концессионное соглашение в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 673 установлено, что концессионное соглашение в отношении конкретных объектов по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии заключается в соответствии с примерным концессионным соглашением, утвержденным данным Постановлением, и может содержать не противоречащие законодательству Российской Федерации положения, не урегулированные этим примерным концессионным соглашением.
Примерное концессионное соглашение не содержит положений о возмещении концессионеру недополученного объема запланированной концессионером годовой валовой выручки вследствие снижения объема реализации предоставляемых им услуг (работ) по результатам его экономической и производственной деятельности.
В силу подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения соглашений) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета, в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
При этом согласно пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление субсидий осуществляется по решению представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемым в соответствии с ним муниципальным правовым актом местной администрации.
Выплата субсидий имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер, поэтому включение в концессионное соглашение обязательств концедента по их выплате должно производиться с учетом соблюдения требований бюджетного законодательства.
Нормы Закона "О концессионных соглашениях" не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к правоотношениям сторон по компенсации недополученных доходов ресурсоснабжающей организации вследствие невозможности их компенсации с помощью мер тарифного регулирования.
Как установлено судами, в материалах дела отсутствует муниципальный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий на момент заключения и действия оспариваемых соглашений.
Для объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии, компенсация недополученных доходов производится в порядке тарифного регулирования.
Разумные ожидания теплоснабжающих организаций в условиях добросовестного исполнения ими своей деятельности сводятся к получению той необходимой валовой выручки и тем способом, которые запланированы при утверждении тарифа.
А возложение на концедента ответственности за недостижение истцом необходимых объемов оказания услуг в сфере теплоснабжения и, как следствие, недополученных концессионером доходов (недополученной валовой выручки) представляется необоснованным и не основано на положениям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания отказа Комитета, выраженного в письме от 10.06.2020, незаконным или недействительным.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статья 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статей 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения ему убытков, их размер, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправными действиями причинителя вреда и наступившими убытками.
Для удовлетворения требований о взыскании убытков необходимо доказать совокупность указанных выше обстоятельств.
Судами установлено, что недополученная концессионером гарантированная валовая выручка, по своей правовой природе, является упущенной выгодой, то есть разновидностью убытков, размер которых не должен определяться произвольно.
Законом "О концессионных соглашениях" предусмотрено участие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (на территории Свердловской области - РЭК Свердловской области), и определены пределы участия такого органа (пункт 2 части 2 статьи 10, часть 2.1 статьи 22, часть 3 статьи 43, части 3 и 3.1 статьи 44, часть 3 статьи 46, часть 4 статьи 51, часть 3 статьи 52 Закона): 1) согласование долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (в случае осуществления концессионером на передаваемых объектах регулируемого вида деятельности); 2) согласование изменений указанных долгосрочных параметров регулирования.
Согласно части 2 статьи 47 названного Закона к долгосрочным параметрам регулирования деятельности концессионера, которые устанавливаются в качестве критериев конкурса, относятся: 1) базовый уровень операционных расходов, который устанавливается на первый год действия концессионного соглашения; 2) показатели энергосбережения и энергетической эффективности; 3) нормативный уровень прибыли в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод индексации установленных тарифов или метод индексации.
Согласно материалам дела РЭК Свердловской области письмом от 12.08.2016 N 31-01-81/1251 (в ответ на заявление Главы города Каменска-Уральского от 28.07.2016 N 1618) были предоставлены сведения и согласованы метод регулирования тарифов (метод индексации установленных тарифов) и долгосрочные параметры регулирования (индекс эффективности операционных расходов - 1%).
Обязательным условием возникновения права на возмещение недополученных доходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности является установление долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленных этими органами или согласованных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Тарифы на тепловую энергию установлены для истца РЭК Свердловской области в полном соответствии с предусмотренными органом регулирования долгосрочными параметрами регулирования.
Расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии на 2017-2019 годы определен Комиссией в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования и пункта 8 Методических указаний на основании объемов, отраженных в актуализированной схеме теплоснабжения муниципального образования.
Тарифы для истца на период 2017-2019 годы установлены постановлением РЭК Свердловской области от 26.12.2016 N 245-ПК "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом "УК "Теплокомплекс" (город Каменск-Уральский) на 2017 - 2019 годы".
Данное постановление обществом "УК "Теплокомплекс" в установленном порядке не оспаривалось; тарифы, установленные указанным постановлением, действовали весь период регулирования, на который были установлены.
Тарифы не могут устанавливаться исключительно на "приемлемом" для концессионера уровне, в противном случае это привело бы это к установлению экономически необоснованного тарифа и получению истцом необоснованной прибыли исключительно за счет тарифа.
На основании изложенного, оценив условия концессионного соглашения и сложившиеся правоотношения сторон, суды пришли к верному выводу о том, что недополученный истцом доход от регулируемой деятельности не может быть отнесен к убыткам в смысле статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как являются последствием предпринимательского риска и не должен перекладываться на другую сторону соглашения, которая в значительной степени может лишиться того, на что вправе была рассчитывать при заключении соглашения (получение в установленный срок новых и/или модернизированных объектов теплоснабжения).
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали истцу в удовлетворении заявленных требований в части взыскания недополученной валовой выручки.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд кассационной инстанции не усматривает в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2020 по делу N А60-32637/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТЕПЛОКОМПЛЕКС - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.