Екатеринбург |
|
24 июня 2021 г. |
Дело N А07-20176/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Ященок Т.П., Черкезова Е.О.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заявитель) и Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - управление коммунального хозяйства и благоустройства) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 по делу N А07-20176/2019 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации - Аристов И.А. (доверенность от 06.10.2020, диплом о в/о);
Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - Купцов И.Г. (доверенность от 17.12.2018, диплом о в/о).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - УФК по Республике Башкортостан, управление, казначейство) о признании недействительным представления от 15.04.2019 N 0100-21-06/2852.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.11.2020 требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 решение суда отменено, в удовлетворении требований администрации отказано.
В кассационной жалобе администрация и управление коммунального хозяйства и благоустройства просят постановление апелляционного суда отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на то, что нарушение статьи 132 БК РФ со стороны заявителя отсутствуют, данная статья не применима в отношении администрации; отмечает, что наличие в бюджете Республики Башкортостан бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме необходимом для их исполнения, обеспечивало Правительство РБ, соглашение о предоставлении субсидии было заключено между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерством жилищно-коммунального хозяйства РБ.
Кроме того, заявители кассационной жалобы обращают внимание на то, что субсидии, выделенные на поддержку муниципальной программы формирование современной городской среды, направлены именно на благоустройство парка "Кашкадан"; принцип адресности и целевого характера бюджетных средств не нарушен; работы были выполнены согласно контракту, проекту и техническому заданию в 2017 году.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов кассационных жалоб в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, УФК по Республике Башкортостан в период с 18.01.2019 по 27.02.2019 года в отношении Администрации проведена внеплановая камеральная проверка использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ формирования современной городской среды за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, по результатам составлен акт камеральной проверки от 27.02.2019, которым установлено, что в 2017 году Администрацией не обеспечен контроль за целевым использованием средств субсидий, выделенных на реализацию мероприятий по благоустройству общественной территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, предусмотренных Муниципальной программой "Формирование современной городской среды городского округа город Уфа Республики Башкортостан", утвержденной постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 05.05.2017 N 519.
Управлением вынесено представление от 15.04.2019 N 0100-21-06/2852 с требованием принять меры по возврату бюджетных средств в размере 8 117 409 руб. 55 коп., использованных не по целевому назначению в срок до 01.07.2019.
Полагая, что представление является необоснованным и незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств нецелевого использования бюджетных средств, соблюдения условий получения субсидии и достижение целей, установленных положениями муниципальной программы.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из того, что имеет место нецелевое использование бюджетных средств, поскольку целевые лимиты бюджетных обязательств, доведенные до получателя бюджетных средств (учреждения), действуют только в текущем финансовом году (плановом периоде).
Администрация обязана была завершить реализацию муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год до 31.12.2017, поэтому постановление Администрации от 27.06.2018 N 1048 об изменении муниципальной программы "Формирование современной городской среды городского округа город Уфа на 2017 год" в части наименования работ Перечня общественных территорий не может распространять свое действие на ранее возникший период.
Администрацией в рамках исполнения муниципальных контрактов были приняты и оплачены работы, не предусмотренные муниципальной программой, что свидетельствует о нецелевом использовании средств субсидии, в силу чего апелляционный суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы апелляционного суда являются ошибочными в силу неправильного применения норм материального права.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).
Согласно статье 129 БК РФ, межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
Под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (часть 2 статьи 270.2 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Таким образом, для вывода о нецелевом характере использования средств соответствующего бюджета необходимо установить, что они были направлены на оплату денежных обязательств, не соответствующих целям их выделения, определенных тем документом, на основании которого они были выделены. Если бюджетные средства были использованы в соответствии с целями, определенными в документе, являющемся правовым основанием для их выделения, вывод об их нецелевом использовании не может быть признан правомерным, пусть даже при их использовании и были допущены какие-либо иные нарушения.
Арбитражным судом установлено, что постановлением Администрации от 05.05.2017 N 519 утверждена муниципальная программа "Формирование современной городской среды городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2017 год" (далее - программа) задачей которой, в том числе, является проведение благоустройства общественных территорий, повышение уровня благоустройства общественных территорий.
Приложением N 8 программы утвержден перечень адресов общественных территорий, включенных в программу: парк культуры и отдыха "Кашкадан" в Октябрьском районе г. Уфы площадью 60 000 кв. м, стоимость благоустройства установлена в размере 89 969 756 руб.
Между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и Администрацией заключено соглашение от 17.05.2017 N 157 о предоставлении субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа Республики Башкортостан на поддержку муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год, согласно пункту 1.1 которого Министерство обязуется перечислить в бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан субсидию на поддержку муниципальной программы "Формирование современной городской среды городского округа город Уфа на 2017 год" в размере 269 609 268 руб., в том числе: на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов субсидию в размере 179 739 512 руб., на благоустройство общественных территорий субсидию в размере 89 869 756 руб.
Согласно пункту 2.3 соглашения, условием предоставления субсидий является наличие утвержденной муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год, предусматривающей условие финансового участия собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству, в реализации мероприятия по благоустройству дворовых территорий в рамках муниципального и дополнительного перечней работ по благоустройству.
Пунктом 4.2.2 соглашения установлена обязанность Администрации направлять средства, выделенные из бюджета Республики Башкортостан, на реализацию муниципальной программы формирования современной городской среды на 2017 год.
В соответствии с пунктом 5.2 соглашения Администрация в соответствии с законодательством несет ответственность за целевое и эффективное использование денежных средств, выделенных их бюджета Республики Башкортостан.
Цели выделения бюджетных средств определяются кодами бюджетной классификации, указанными в бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях.
Субсидии на поддержку муниципальной программы "Формирование современной городской среды городского округа город Уфа Республики Башкортостан" по общественным территориям выделены по коду классификации расходов бюджета 0503/732/26/Г/01/R5550/244/225.2/РП.88.17.1//12029, где Г/01/R5550 - целевая статья расходов "Поддержка государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды".
В рамках исполнения вышеуказанного соглашения, управлением коммунального хозяйства и благоустройства и обществом "Уралагротехсервис" заключены муниципальные контракты от 25.08.2017 N 0301300247617000638-01 на сумму 72 168 396 руб. 30 коп., от 27.11.2017 N 0301300247617001076-01 на сумму 10 484 520 руб. 07 коп., предметом которых является ремонт территории парка "Кашкадан" городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с техническим заданием, в том числе со сводным сметным расчетом, локальными сметными расчетами.
Субсидии, выделенные на поддержку муниципальной программы формирование современной городской среды, направлены на благоустройство парка Кашкадан, вошедшего в программу.
Спорные работы, в том числе по устройству автостоянки, ливневой канализации, работы по демонтажу зданий и сооружений выполнены в 2017 году в соответствии с решением заседания технического совета по ремонту территории парка "Кашкадан" от 29.11.2017 о внесении изменений в локальный сметный расчет в пределах субсидии.
Доказательств использования средств субсидии на иные цели, чем те которые являются предметом вышеуказанных контрактов, не представлено.
Актом выездной проверки Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.04.2018 при проверке соблюдения принципа адресности и целевого характера, принципа эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2017 году на поддержку муниципальной программы "Формирование современной городской среды городского округа город Уфа Республики Башкортостан", нарушений не установлено.
Кроме того, согласно вышеуказанному акту от 28.04.2018, при выборочном контрольном обмере фактически выполненных работ по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 от 29.11.2017, от 29.11.2017, от 29.11.2017 завышения объемов работ не выявлено.
С учетом изложенных обстоятельств, следует признать, что администрацией, в рамках исполнения муниципальных контрактов, были приняты и оплачены работы, предусмотренные муниципальной программой, что свидетельствует о целевом использовании средств субсидии.
Между тем из оспариваемого представления УФК по Республике Башкортостан Администрации следует, что Администрации надлежит принять меры по возврату предоставленных средств бюджета, использованных не по целевому назначению на лицевой счет Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан в целях последующего перечисления в доход федерального бюджета до 01.07.2019.
При таких обстоятельствах предписанные казначейством действия по возврату средств бюджета, выделенных в 2017 году на поддержку муниципальной программы "Формирование современной городской среды городского округа город Уфа Республики Башкортостан", не соответствуют целям и принципам бюджетного финансирования, установленным статьями 34, 38 БК РФ.
Данное представление обоснованно оценено судом первой инстанции как незаконное, свидетельствующее о наличии оснований установленных статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания его недействительным.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, кассационную жалобу следует удовлетворить.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 по делу N А07-20176/2019 Арбитражного суда Республики Башкортостан отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.11.2020 по делу N А07-20176/2019 оставить в силе.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Актом выездной проверки Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.04.2018 при проверке соблюдения принципа адресности и целевого характера, принципа эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2017 году на поддержку муниципальной программы "Формирование современной городской среды городского округа город Уфа Республики Башкортостан", нарушений не установлено.
Кроме того, согласно вышеуказанному акту от 28.04.2018, при выборочном контрольном обмере фактически выполненных работ по актам о приемке выполненных работ формы КС-2 от 29.11.2017, от 29.11.2017, от 29.11.2017 завышения объемов работ не выявлено.
С учетом изложенных обстоятельств, следует признать, что администрацией, в рамках исполнения муниципальных контрактов, были приняты и оплачены работы, предусмотренные муниципальной программой, что свидетельствует о целевом использовании средств субсидии.
Между тем из оспариваемого представления УФК по Республике Башкортостан Администрации следует, что Администрации надлежит принять меры по возврату предоставленных средств бюджета, использованных не по целевому назначению на лицевой счет Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан в целях последующего перечисления в доход федерального бюджета до 01.07.2019.
При таких обстоятельствах предписанные казначейством действия по возврату средств бюджета, выделенных в 2017 году на поддержку муниципальной программы "Формирование современной городской среды городского округа город Уфа Республики Башкортостан", не соответствуют целям и принципам бюджетного финансирования, установленным статьями 34, 38 БК РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 июня 2021 г. N Ф09-3369/21 по делу N А07-20176/2019