Екатеринбург |
|
25 июня 2021 г. |
Дело N А60-39251/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Черкезова Е.О., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу 966 отдела государственного технического надзора (территориального) Министерства обороны Российской Федерации (далее - административный орган, отдел) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2020 по делу N А60-39251/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее - заявитель, ФКУ "ОСК Центрального военного округа", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к административному органу о признании незаконным и отмене постановления от 24.07.2020 N 966/07-2020/06 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 400 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2020 требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе отдел просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что у ФКУ "ОСК Центрального военного округа" имелась реальная возможность принять меры к исполнению предписания в установленный в предписании срок, поскольку склад по хранению материальных и технических средств службы горючего (далее - склад хранения), на котором были выявлены нарушения, является структурным подразделением 1062 Ордена Красной звезды Центра материально-технического обеспечения Центрального военного округа (1062 ЦМТО), входит в состав Центрального военного округа; склад хранения осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта, владельцем которого является ФКУ "ОСК Центрального военного округа"; начальник склада Демкин И.В., которому было вручено предписание от 28.02.2020, обладает организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, является должностным лицом структурного подразделения ФКУ "ОСК Центрального военного округа".
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не установил.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа начальника отдела от 10.01.2020, решения военного прокурора Новосибирского гарнизона от 10.01.2020 N 79, в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в период с 25 по 28 февраля 2020 года административным органом проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в лице склада (по хранению материальных и технических средств службы горючего) базы комплексного хранения (р.п. Мошково, Новосибирской обл.) войсковой части 58661.
По результатам проверки составлен акт проверки и выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 28.02.2020 N 02 сроком устранения выявленных нарушений до 01.06.2020. Предписание вручено начальнику склада хранения Демкина И.В., о чем имеется его подпись на предписании.
Поскольку по состоянию на 05.06.2020 информации об устранении нарушений и исполнении предписания от 28.02.2020 N 02 не поступило, 29.06.2020 уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении N 966/07-2020/06.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 24.07.2020 отделом вынесено постановление о назначении административного наказания, которым учреждение привлечено к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании вышеуказанного постановления незаконным и отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что надлежащим образом (законному представителю) предписание было вручено после срока исполнения предписания, одновременно с уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Указав, что у заявителя отсутствовала возможность принять меры к исполнению предписания, суд признал оспариваемое постановление незаконным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, в виде административного штрафа для юридических лиц от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания.
Таким образом, при рассмотрении спора о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности за неисполнение предписания органа, осуществляющего надзор в области промышленной безопасности, в предмет доказывания входит рассмотрение вопроса о том, каким образом административным органом было направлено предписание и когда было получено предписание лицом, обязанным исполнить предписание.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 201 АПК РФ, руководствуясь вышеуказанными нормами права, судами установлено, что предписание от 28.02.2020 N 02 направлено отделом в адрес учреждения 08.06.2020, то есть по истечении срока, установленного для устранения нарушений и исполнения предписания. Акт проверки от 05.06.2020 N 2 и копия предписания от 28.02.2020 N 2 получены учреждением 15.06.2020 одновременно с уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что следует из приложения к данному уведомлению, почтового уведомления о вручении почтового отправления.
Учитывая данные обстоятельства, суды пришли к верному выводу об отсутствии в деле доказательств того, что ФКУ "ОСК Центрального военного округа" имело возможность устранить в срок до 05.06.2020 нарушения, указанные в акте проверки и предписании от 28.02.2020 N 2.
Получение предписания начальником склада хранения Демкиным И.В. (р.п. Мошково Новосибирской области, в/ч 58661) не свидетельствует о надлежащем вручении предписания юридическому лицу.
Как верно отмечено судами, то обстоятельство, что войсковые части в границах Новосибирской области входят в состав Центрального военного округа, не освобождает надзорный орган от обязанности уведомлять само юридическое лицо о проведении внеплановой выездной проверки и ее результатах.
В соответствии с Уставом ФКУ "ОСК Центрального военного округа", утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.07.2018 N 415, интересы учреждения в отношениях с физическими и юридическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, судами представляет руководитель, который действует без доверенности от имени учреждения.
В деле отсутствуют документы, подтверждающие полномочия начальника склада хранения Демкина И.В. В/Ч 58661 представлять интересы юридического лица - ФКУ "ОСК Центрального военного округа" в рамках внеплановых выездных проверок, в том числе проводимых органами надзора в области промышленной безопасности.
Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу об отсутствии в деле доказательств того, что ФКУ "ОСК Центрального военного округа" имело возможность устранить в срок до 05.06.2020 нарушения, указанные в акте проверки и предписании от 28.02.2020 N 2.
Приведенные в жалобе доводы, идентичные изложенным в обоснование позиции административного органа при рассмотрении дела, нашли свое отражение в обжалуемых судебных актах, подробно исследованы судами и правомерно отклонены.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2020 по делу N А60-39251/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу 966 отдела государственного технического надзора (территориального) Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа начальника отдела от 10.01.2020, решения военного прокурора Новосибирского гарнизона от 10.01.2020 N 79, в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в период с 25 по 28 февраля 2020 года административным органом проведена внеплановая выездная проверка в отношении ФКУ "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в лице склада (по хранению материальных и технических средств службы горючего) базы комплексного хранения (р.п. Мошково, Новосибирской обл.) войсковой части 58661.
...
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 24.07.2020 отделом вынесено постановление о назначении административного наказания, которым учреждение привлечено к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
...
Частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, в виде административного штрафа для юридических лиц от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 июня 2021 г. N Ф09-4049/21 по делу N А60-39251/2020