Екатеринбург |
|
25 июня 2021 г. |
Дело N А60-35866/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Ященок Т. П., Лукьянова В. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Екатеринбургская электросетевая компания" (далее - общество "ЕЭСК") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2020 по делу N А60-35866/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "ЕЭСК" - Плохих В.Р. (доверенность от 01.01.2021 N 119/5-15), Орлова Н.П. (доверенность от 01.01.2021 N 119/57);
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управления, антимонопольный орган) - Сехина В.С. (доверенность от 20.02.2021 N 210).
Общество "ЕЭСК" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 29.06.2020 по делу N 066/04/14-31-3541/2019 о привлечении к административной ответственности оп части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 58 467 675 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Максимова Светлана Юрьевна (далее - Максимова С.Ю.)
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2020 заявленные требования удовлетворены в части признания постановления от 29.06.2020 по делу N 066/04/14.31-3541/2019 незаконным и отменено в части штрафа в размере, превышающем 6 682 020 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ЕЭСК" просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, не соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что судами при рассмотрении дела неправильно определены границы товарного рынка, на котором совершено административное правонарушение. При этом общество "ЕЭСК" считает, что судами не учтено, что рынок снабжения потребителей электрической энергии в целях определения размера штрафа носит локальный характер и имеет границы, определенные точкой ввода сетей на объект недвижимости, где находятся энергопринимающие устройства потребителя.
Кроме того, общество "ЕЭСК" отмечает, что суды не обоснованно не применили положения статьи 2.9 КоАП РФ, а также судами не приняты во внимание доводы об отсутствии ущерба, не учтены исключительные обстоятельства, наличие которых позволяет применить часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
В дополнении к кассационной жалобе общество "ЕЭСК" указывает на то, что Определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2021 решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.12.2019, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.10.2020 по делу N А60-37315/2019 отменены. Приказ Управления от 29.04.2019 N 188, действия по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении обществом "ЕЭСК" антимонопольного законодательства по признакам о нарушении части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), решение и предписание Управления от 03.07.2019 по делу N 066/01/10-613/2019 признаны незаконными.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании пункта 2 статьи 22 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган осуществляет полномочия, в том числе возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с частью 1.2. статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество "ЕЭСК" оспариваемым постановлением привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, на основании решения Управления от 03.07.2019 N 066/01/10-613/2019 об установлении факта нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона N 135, выразившегося в нарушении требований к порядку составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии, установленных пунктами 177, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
Законность названного решения Управления являлась предметом рассмотрения в рамках дела N А60-37315/2019 Арбитражного суда Свердловской области.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2021 по делу N 309-ЭС21-119 судебные акты по делу N А60-37315/2019 отменены, а решение и предписание Управления от 03.07.2019 по делу N 066/01/10-613/2019 признаны незаконными.
Верховным Судом Российской Федерации указано, что антимонопольным органом и судами не установлено, что Максимова С.Ю. осуществляла профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Следовательно, вывод об ущемлении ее интересов в сфере предпринимательской деятельности сделан без учета приведенных выше норм права в их правильном истолковании.
Нарушение законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом, выразившееся в ущемлении интересов гражданина, не связанное с предпринимательской деятельностью или не затрагивающее интересы неограниченного круга потребителей, не подлежит квалификации по части 1 статьи 10 Федерального закона N 135.
При этом наличие у конкретного юридического лица статуса хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, само по себе не означает, что любое несоблюдение им требований действующего законодательства свидетельствует о ведении монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 135. Иной подход не соответствовал бы предмету и целям правового регулирования, определенным в статье 1 Федерального закона N 135.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения общества "ЕЭСК" к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
В связи с изложенным судебные акты подлежат отмене, а требования общества "ЕЭСК" о признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа от 29.06.2020 N 066/04/14.31-3541/2019 о привлечении к административной ответственности подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.11.2020 по делу N А60-35866/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по тому же делу отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29.06.2020 N 066/4/14.31-3541/2019 о привлечении акционерного общества "Екатеринбургская электросетевая компания" к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, общество "ЕЭСК" оспариваемым постановлением привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, на основании решения Управления от 03.07.2019 N 066/01/10-613/2019 об установлении факта нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона N 135, выразившегося в нарушении требований к порядку составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии, установленных пунктами 177, 193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442.
...
Нарушение законодательства доминирующим хозяйствующим субъектом, выразившееся в ущемлении интересов гражданина, не связанное с предпринимательской деятельностью или не затрагивающее интересы неограниченного круга потребителей, не подлежит квалификации по части 1 статьи 10 Федерального закона N 135.
При этом наличие у конкретного юридического лица статуса хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, само по себе не означает, что любое несоблюдение им требований действующего законодательства свидетельствует о ведении монополистической деятельности, запрещенной согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 135. Иной подход не соответствовал бы предмету и целям правового регулирования, определенным в статье 1 Федерального закона N 135.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для привлечения общества "ЕЭСК" к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 июня 2021 г. N Ф09-3509/21 по делу N А60-35866/2020