Екатеринбург |
|
28 июня 2021 г. |
Дело N А71-19678/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Сулейменовой Т.В., Суспициной Л.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Губахинская энергетическая компания" (далее - общество "ГЭК", ответчик) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.11.2020 по делу N А71-19678/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации Главы и Правительства Удмуртской Республики - Лебедев С.О. (доверенность от 19.08.2020 N 7-198/36);
администрации города Сарапула (далее - администрация) - Яровой Д.С. (доверенность от 16.01.2021 N 01-43/265Э);
общества "ГЭК" - генеральный директор Колесник А.А. (решение единственного участника от 25.11.2020 N 0112020), Вяткина В.В. (доверенность от 30.12.2020 б/н).
Муниципальное образование "Город Сарапул" в лице администрации обратилось с иском в Арбитражный суд Удмуртской Республики к обществу "ГЭК" о расторжении концессионного соглашения от 28.06.2019 N АБ-434/154.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Удмуртская Республика в лице Главы Удмуртской Республики Бречалова Александра Владимировича, общество с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго" (далее - общество "Коммунэнерго").
Определением суда от 14.07.2020 принято к производству для рассмотрения совместно с первоначальным иском встречное исковое заявление общества "ГЭК" к муниципальному образованию "Город Сарапул" в лице администрации об обязании передать объекты концессионного соглашения и иное имущество, а также актуальную техническую документацию к ним в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда; о внесении изменений в концессионное соглашение от 28.06.2019 N АБ-434/154.
Впоследствии истцом по встречному иску в порядке статьи 489 АПК РФ исковые требования уточнены, в связи с чем общество "ГЭК" просит:
1. Внести изменения в пункты 3.1., 3.4. раздела 3 концессионного соглашения и изложить его в следующей редакции: "Настоящее соглашение вступает в силу с 01 января 2020 года и действует до 31 декабря 2043 года включительно", соответственно, срок концессионного соглашения также устанавливается на срок с 01 января 2020 года до 31 декабря 2043 года.
2. Внести изменения в Приложение N 3 концессионного соглашения "Задание, основные мероприятия концессионера, плановые значения показателей деятельности концессионера" в столбце "Описание мероприятий" по тексту 2019 г. изменить на 2020 г.
3. В Приложении N 4 "Предельный размер расходов на реконструкцию и (или) создание Объекта Соглашения" внести изменения в столбце "Год действия Соглашения" объединив и включив размер расходов, предусмотренных в 2019 году с размером расходов, заложенных в 2020 г.
4. В Приложении N 9 "Техническое обоснование Объекта Соглашения" в столбце 17 "Планируемая дата реконструкции" 2019 г. изменить на 2020 г.
5. Внести изменения в абзац 3 пункта 11.1 концессионного соглашения и изложить его в следующей редакции: "первая Банковская гарантия должна быть предоставлена Концеденту не позднее 90 (девяноста) рабочих дней с даты вступления в силу решения суда по настоящему делу и выдана на сумму, составляющую 3 % от наибольшей и ежегодных величин расходов на реконструкцию и (или) создание Объекта Соглашения за период с 2020 г. по 2043 г., указанных в Приложении N 4 к настоящему соглашению, на срок до 31 декабря 2021 г.".
6. Обязать передать по акту приема-передачи в соответствии с пунктом 4.1. концессионного соглашения объекты концессионного соглашения, в том числе заверенные надлежащим образом или подлинные экземпляры правоустанавливающих документов и технических документов в отношении объектов Соглашения, иного имущества, незарегистрированного недвижимого имущества (технические паспорта, сертификаты качества, гарантийные обязательства).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.11.2020 исковые требования по первоначальному иску удовлетворены, расторгнуто концессионное соглашение от 28.06.2019 N АБ-434/154; в удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ГЭК" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, нарушение норм материального права, неприменение закона, подлежащего применению к фактическим правоотношениям сторон.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами рассмотрены и необоснованно отклонены доводы ответчика относительно ненадлежащего исполнения концедентом обязательства по передаче концессионеру объекта соглашения и иного имущества. Заявитель указывает, что в нарушение пункта 4.1 соглашения концедент не передал концессионеру объекты соглашения и иное имущество, входящее в состав объекта соглашения, заверенные надлежащим образом копии или подлинные экземпляры правоустанавливающих документов в полном объеме, а также актуальную техническую документацию, акты приема-передачи сторонами не подписаны, что подтверждается письмами, направленными концеденту, третьему лицу. Заявитель приводит довод о том, что концессионеру были представлены недостоверные сведения в отношении объектов соглашения, администрация знала об имеющемся несоответствии и планировала принять меры к их устранению, но этого так и не произошло. Указанные недобросовестные действия а также длительное согласование и подписание концессионного соглашения со стороны администрации, в привели к тому, что концедент был ограничен во времени и фактически не мог приступить к работам в сроки, установленные соглашением.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что суды первой и апелляционной инстанция делая вывод о том, что концессионером в рамках концессионного соглашения не исполнена обязанность по реконструкции и модернизации объектов соглашения в соответствии с заданием на 2019, что является основанием для расторжения концессионного соглашения, не приняли во внимание доводы ответчика о том, что с момента заключения соглашения ответчик осуществлял за свой счет мероприятия по приведению объектов соглашения в надлежащее состояние и вкладывал в реализацию значительные финансовые средства. Заявитель обращает внимание на то, что несмотря на неисполнение концедентом обязательств, предусмотренных соглашением, он, понимая важность, серьезность и социальную значимость вопроса обеспечения жителей города Сарапула теплом и горячей водой, поддерживал объекты соглашения и иное имущество в исправном состоянии, производил за свой счет текущий и капитальный ремонт, нес расходы на содержание объектов соглашения, осуществлял ремонт и замену оборудования, вышедшего из строя, то есть проводил и проводит мероприятия по приведению объектов соглашения в надлежащее состояние.
По вопросу несоблюдения сроков реконструкции сетей, заявитель обращает внимание на то, что в приложении N 9 к соглашению предельный срок проведения мероприятий (планируемых в 2019) установлен до 2024 года, начало работ не определено конкретным сроком, следовательно, вывод о нарушении сроков является необоснованным и не соответствует действительности.
Заявитель не согласен с выводом судов о нарушении ответчиком сроков предоставления банковской гарантии, поскольку названное нарушение не может быть отнесено к категории существенного нарушения ответчиком в целях расторжения в судебном порядке спустя незначительный срок его исполнения сторонами.
В отзывах на кассационную жалобу администрация, Удмуртская Республика в лице Главы Удмуртской Республики Бречалова А.В. просят оставить оспариваемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая, что все доводы, изложенные в ней, были проверены и учтены судами при рассмотрении дела по существу спора, не опровергают выводу судов и не влияют на обоснованность и законность принятого по делу решения.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанций исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно кассационной жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Муниципальным образованием "Город Сарапул", от имени которого выступает администрация (концедент), обществом "ГЭК" (концессионер) и Удмуртской Республикой (Субъект Российской Федерации) в соответствии с постановлением Администрации города Сарапула от 11.12.2018 N 2608 о заключении концессионного соглашения без проведения конкурса, заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального образования "Город Сарапул" от 28.06.2019 N АБ-434/154 (далее - концессионное соглашение, соглашение), в соответствии с пунктом 1.1 которого концессионер обязуется за свой счет реконструировать определенное соглашением имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения (далее - объект соглашения), право собственности на которое принадлежит концеденту, осуществлять на территории муниципального образования "Город Сарапул" производство, передачу, распределение тепловой энергии и горячее водоснабжение с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения и принадлежащего концеденту на праве собственности иного имущества, состав и описание которого приведены в пункте 4.2 соглашения (далее - иное имущество), а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с пунктом 2.1. концессионного соглашения объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты теплоснабжения, централизованная система горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 названногоо соглашения (далее также - концессионная деятельность; деятельность, предусмотренная концессионным соглашением), подлежащие реконструкции концессионером.
Сведения о составе и описании объекта соглашения, в том числе о технико-экономических показателях, балансовой стоимости передаваемого объекта соглашения, приведены в приложении N 1 "Перечень недвижимого имущества, входящего в состав объекта соглашения" к настоящему соглашению (пункт 2.2. концессионного соглашения).
Сроки реконструкции объекта соглашения и ввода его в эксплуатацию определяются в приложениях N 3, 9 к настоящему соглашению (пункт 3.2. концессионного соглашения).
Срок передачи концедентом концессионеру объекта соглашения и иного имущества, а также прав владения и пользования указанными объектами составляет 40 дней со дня заключения настоящего соглашения (пункт 3.3. концессионного соглашения).
Согласно пункту 4.1. концессионного соглашения концедент обязуется передать концессионеру, а концессионер обязуется принять объект соглашения и иное имущество, а также права владения и пользования объектом и иным имуществом в срок, установленный пунктом 3.3 настоящего соглашения.
Передача концедентом концессионеру объекта соглашения и иного имущества осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому сторонами соглашения.
Обязанность концедента по передаче объекта соглашения и иного имущества считается исполненной после принятия объекта соглашения и иного имущества концессионером и подписанием сторонами акта приема-передачи.
Концедент передает концессионеру документы, относящиеся к передаваемому объекту соглашения и иному имуществу, необходимые для исполнения настоящего соглашения, одновременно с передачей объекта соглашения и иного имущества.
В числе передаваемых документов концедент передает: заверенные надлежащим образом или подлинные экземпляры правоустанавливающих и технических документов в отношении объекта соглашения, иного имущества, незарегистрированного недвижимого имущества. В отношении оборудования передаче подлежат технические паспорта, сертификаты качества, гарантийные обязательства.
Обязанность концедента по передаче концессионеру прав владения и пользования объектами недвижимого имущества, входящими в состав объекта соглашения, считается исполненной со дня государственной регистрации указанных прав концессионера. Обязанность концедента по передаче концессионеру прав владения и пользования движимым имуществом, входящим в состав объекта соглашения, считается исполненной после принятия этого имущества концессионером и подписания сторонами акта приема-передачи (пункт 4.3. концессионного соглашения).
В соответствии с пунктом 5.2.1. концессионного соглашения концессионер обязан осуществить реконструкцию и (или) создание объектов имущества в составе объекта соглашения в соответствии с заданием и основными мероприятиями, предусмотренными приложениями N 3, 9 к настоящему соглашению. Техническое обоснование объекта соглашения содержится в приложении N 9 к названному концессионному соглашению.
Согласно пункту 5.2.14. концессионного соглашения завершение концессионером работ по реконструкции и (или) созданию объекта соглашения, предусмотренных приложениями N 3, 9 к названному соглашению на соответствующий год, оформляется ежегодно подписываемым концедентом (уполномоченным органом) и концессионером отчетом, устанавливающим фактическую сумму вложенных финансовых средств по объекту соглашения, перечень мероприятий по реконструкции объекта соглашения, завершенных на конец отчетного финансового года, а также сведения о технических характеристиках и достигнутых показателях.
Отчет готовится концессионером по форме, указанной в ПриложенииN 8 к соглашению, ежегодно, в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным, и направляется концеденту (уполномоченному органу) с приложением копий документов, подтверждающих сумму произведенных концессионером вложенных финансовых средств (акты о приемке выполненные работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3).
В случае отсутствия разногласий по предоставленному отчету концедент (уполномоченный орган) подписывает и возвращает его концессионеру в течение 1 месяца с момента получения документов, указанных в абзаце втором названного пункта.
При наличии разногласий концедент направляет концессионеру мотивированные возражения в течение 1 месяца с момента получения документов, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 5.3.3. концессионного соглашения концессионер обязан осуществлять текущий и капитальный ремонт объекта соглашения, осуществлять ремонт и замену оборудования, вышедшего из строя в пределах сумм, установленных долгосрочными параметрами регулирования тарифов. концессионер обязан поддерживать иное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание иного имущества в течение всего срока действия соглашения.
Согласно пункту 5.1.3. концессионного соглашения продукция и доходы, полученные концессионером в результате осуществления деятельности по настоящему соглашению, являются собственностью концессионера.
Согласно пункту 11.1. концессионного соглашения концессионер обязан предоставить в качестве обеспечения надлежащего исполнения обязательств по настоящему соглашению безотзывные, непередаваемые банковские гарантии.
Безотзывные, непередаваемые банковские гарантии (далее - банковская гарантия) предоставляются в следующем порядке:
первая банковская гарантия должна быть предоставлена концеденту не позднее 90 рабочих дней с даты вступления в силу настоящего соглашения и выдана на сумму, составляющую 3 % от наибольшей из ежегодных величин расходов на реконструкцию и (или) создание объекта соглашения за период с 2019 по 2043 годы, указанных в приложении N 4 к настоящему соглашению, на срок по 31.12. 2021;
на последующие годы действия концессионного соглашения банковская гарантия должна предоставляться в каждый четвертый год на срок действия последующих четырех лет (за исключением второй банковской гарантии, которая должна быть предоставлена на третий год действия настоящего соглашения на срок действия последующих четырех лет) и должна быть выдана на сумму, составляющую 0,5 % от наибольшей из ежегодных величин расходов (за каждый период длительностью в четыре года) на реконструкцию объекта соглашения, указанных в приложении N 4 к соглашению.
Срок действия последней Банковской гарантии должен заканчиваться 31.12.2043 (включительно).
В соответствии с пунктами 15.1., 15.2. концессионного соглашения соглашение может быть изменено в соответствии с законодательством. Изменение названного соглашения осуществляется в письменной форме. Условия соглашения, определенные на основании решения о заключении настоящего соглашения и предложения концессионера, могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения концедента об изменении существенных условий названного соглашения, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях).
Названное соглашение может быть расторгнуто досрочно на основании решения суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения другой Стороной условий настоящего Соглашения, а также по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами и соглашением (пункт 16.2. концессионного соглашения).
В соответствии с пунктом 16.3 концессионного соглашения к существенным нарушениям концессионером условий соглашения относятся следующие действия (бездействия) концессионера:
- нарушение сроков реконструкции объектов имущества в составе объекта соглашения;
- использование (эксплуатация) объекта соглашения в целях, не установленных соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта соглашения;
- неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной соглашением, приводящее к причинению значительного ущерба концеденту;
- прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной соглашением, без согласия концедента;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению;
- неисполнение в сроки, установленные соглашением, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению.
В соответствии с пунктом 3.4. соглашения срок концессионного соглашения устанавливаются с 01.012019 по 31.12.2043; срок использования объекта соглашения и иного имущества, устанавливается с 01.01.2019 по 31.12.2043.
Соглашение вступает в силу с момента его заключения и действует до 31.12.2043 включительно (пункт 3.1. концессионного соглашения).
Указывая на нарушение концессионером установленных концессионным соглашением сроков исполнения обязательств по модернизации путем реконструкции объекта соглашения (сетей теплоснабжения и ГВС), а также на непредоставление концессионером банковской гарантии для целей обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению, ссылаясь на положения пунктов 5.2.1., 11.1. концессионного соглашения, статью 15 Закона о концессионных соглашениях, администрация обратилась в арбитражный суд с иском к обществу "ГЭК" о расторжении концессионного соглашения.
Возражая против удовлетворения исковых требований концедента, концессионер обратился со встречным иском об обязании передать объекты соглашения и иное имущество, а также актуальную техническую документацию; о внесении приведенных выше изменений в соглашение от 28.06.2019 N АБ-434/154.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из следующего.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили, что правоотношения сторон регулируются положениями Закона о концессионных соглашениях, а также общими положениями главы 29 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из названного Федерального закона или существа концессионного соглашения.
В целях названного Закона к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (часть 3 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения могут являться объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно части 4 статьи 42 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к таким гарантиям, в том числе к определению величины такой гарантии. Указанная величина подлежит обязательному отражению в концессионном соглашении в виде процентного значения от суммы обязательств концессионера по его расходам на создание и (или) реконструкцию (модернизацию) объекта концессионного соглашения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении условий договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
Как следует из части 1 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию стороны концессионного соглашения в случае существенного нарушения условий концессионного соглашения другой стороной концессионного соглашения, существенного изменения обстоятельств, из которых стороны концессионного соглашения исходили при его заключении, а также по иным предусмотренным данным федеральным законом, другими федеральными законами или концессионным соглашением основаниям.
Частью 2 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях предусмотрен перечень нарушений условий концессионного соглашения концессионером, признаваемых существенными, и являющихся основаниями для расторжения такого соглашения в судебном порядке по требованию концедента.
Существенными нарушениями условий концессионного соглашения концессионером являются:
1) нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по вине концессионера;
2) использование (эксплуатация) объекта концессионного соглашения в целях, не установленных концессионным соглашением, нарушение порядка использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;
3) приводящее к причинению значительного ущерба концеденту неисполнение концессионером обязательств по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
4) прекращение или приостановление концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, без согласия концедента, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.7 статьи 13 данного федерального закона, а также положениями иных нормативных правовых актов;
5) неисполнение или ненадлежащее исполнение концессионером установленных концессионным соглашением обязательств по предоставлению гражданам и другим потребителям товаров, работ, услуг, в том числе услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по водоотведению, услуг транспорта общего пользования.
Согласно части 3 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях концессионным соглашением помимо указанных в части 2 названной статьи существенных нарушений его условий могут быть определены действия (бездействие) концессионера, являющиеся существенными нарушениями условий концессионного соглашения.
Судами установлено, что в пункте 16.3 концессионного соглашения стороны согласовали действия (бездействия) концессионера, относящиеся к существенным нарушениям соглашения.
Обращаясь в суд с исковым заявлением, администрация, в том числе, указала на нарушение концессионером установленных соглашением сроков исполнения обязательств по модернизации путем реконструкции сетей теплоснабжения и ГВС общей протяженностью 1307,80 м., что подтверждается актом о результатах контроля от 01.11.2019, в котором перечислены объекты, в отношении которых концессионером не исполнены в установленный срок обязательства по концессионному соглашению, а также объем неисполненных обязательств.
Поскольку объектом концессионного соглашения является имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности, сроки замены в котором устаревшего и физически изношенного оборудования имеют существенное значение и определяются в соответствии с условиями конкурса, законодательство предусматривает возможность контролировать исполнение обязательств в установленные сроки и принимать меры к изъятию имущества из концессии, если существенно нарушаются права собственника, а в данном случае также и публичные интересы, поскольку переданное по концессионному соглашению имущество используется в целях поставки коммунального ресурса.
В качестве существенных нарушений условий концессионного соглашения, являющихся самостоятельными основаниями его расторжения, признаются нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по вине концессионера (пункт 1 части 2 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях). Доказывать причинение ущерба в указанном случае не требуется.
Кроме того, обращаясь в суд с исковым заявлением, администрация указывала на не предоставление ответчиком банковской гарантии для целей обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению, при том, что обеспечение по данному виду соглашения, с учетом специфики в сфере теплоснабжения, подлежит обязательному предоставлению обеспечения, как в силу положений концессионного соглашения, так и в силу пункта 6.1 части 1 статьи 10, пункта 11 статьи 23, части 4 статьи 42 Закона о концессионных соглашениях.
В соответствии с пунктом 11.1. концессионного соглашения концессионер обязан предоставить в качестве обеспечения надлежащего исполнения обязательств по настоящему соглашению безотзывные, непередаваемые банковские гарантии. Первая банковская гарантия должна быть предоставлена концеденту не позднее 90 рабочих дней с даты вступления в силу названного соглашения и выдана на сумму, составляющую 3 % от наибольшей из ежегодных величин расходов на реконструкцию и (или) создание объекта соглашения за период с 2019 по 2043 годы, указанных в приложении N 4 к соглашению, на срок по 31.12.2021.
Таким образом, концессионер обязан был получить и представить безотзывную, непередаваемую банковскую гарантию в срок не позднее 01.11.2019.
Вместе с тем копия независимой банковской гарантии от 05.10.2020 N 2 представлена ответчиком и приобщена к материалам дела только при рассмотрении дела по существу в суде первой инстанции.
В силу пункта 16.3 концессионного соглашения неисполнение в сроки, установленные названным соглашением, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по настоящему концессионному соглашению относится к существенным нарушениям Концессионером условий настоящего Соглашения.
Таким образом, квалифицирующим признаком существенности нарушения условий концессионного соглашения концессионером в названном случае является специфика принятых им на себя обязанностей, заключающихся в создании и (или) реконструкции объекта, которые, в частности, содержатся в соглашении, заключенном сторонами рассматриваемого спора, и как установлено судом в ходе рассмотрения настоящего дела были нарушены ответчиком.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ, пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Ответчик, являясь профессиональным участником гражданского оборота, должен подтвердить совершение им действий, направленных на исполнение условий соглашения, опровергнуть установленную пунктом 2 статьи 401 ГК РФ презумпцию, чего обществом "ГЭК" сделано не было.
Учитывая, что как положения Закона о концессионных соглашениях, так и условия соглашения позволяют истцу требовать его расторжения в судебном порядке, заявленные администрацией нарушения обществом "ГЭК" условий соглашения, а именно: нарушение установленных соглашением сроков исполнения обязательств по модернизации путем реконструкции объекта соглашения (сетей теплоснабжения и ГВС), непредоставление банковской гарантии для целей обеспечения исполнения обязательств по соглашению, относятся к существенным нарушениям, соответственно могут послужить основанием для расторжения соглашения,
При изложенных обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для расторжения концессионного соглашения от 28.06.2019 N АБ-434/154 по требованию концедента в связи с существенным нарушением концессионером обязательств по такому соглашению. С учетом изложенного, суды, основываясь на оценке материалов дела и анализе действующего законодательства, правомерно удовлетворили первоначальные исковые требования и отказали в удовлетворении встречных исковых требований.
Вопреки утверждению заявителя кассационной жалобы судами дана оценка его доводу относительно ненадлежащего исполнения концедентом обязательств по передаче концессионеру объекта соглашения и иного имущества, заверенных надлежащим образом копий или подлинных экземпляров правоустанавливающих документов в полном объеме, актуальной технической документации, также как и указанию ответчика на то, что невозможность исполнения предусмотренных соглашением обязательств, связана с длительным согласованием и подписанием соглашения администрацией и Правительством Удмуртской Республики, в связи с чем, концессионер фактически не мог приступить к работам в сроки, установленным соглашением.
Судами установлено, что между Управлением имущественных отношений г. Сарапула (арендодатель) и обществом "ГЭК" (арендатор) подписан договор аренды от 28.09.2018 N 12 (далее - договор аренды), в соответствии с пунктом 1.1. которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во владение и пользование имущество, согласно приложению N 1, приложению N 2, приложению N 3 для использования в производственных целях на основании постановления администрации города Сарапула от 28.09.2018 г. N 2071. Срок действия договора аренды с 01.11.2018 до момента заключения концессионного соглашения (пункт 1.2. договора аренды).
На основании акта приема-передачи от 01.11.2018 к договору аренды арендодатель передал, а арендатор принял объекты аренды согласно приложениям N 1,2,3.
При этом объекты, являющиеся предметом аренды по договору N 12 от 28.09.2018, являются также объектом соглашения по концессионному соглашению от 28.06.20219 согласно приложениям N 1, 2.
Ссылаясь на то обстоятельство, что имущество, являющееся предметом аренды по договору N 12 от 28.09.2018, было возвращено арендодателю арендатором (обществом "ГЭК"), последним в материалы дела представлен акт сдачи с аренды от 01.01.2019 к договору N 12 с приложениями N 1 и 2.
Суд первой инстанции критически оценил представленный акт с приложениями N 1 и 2 и не признал данные документы достоверными и относимыми доказательствами исполнения арендатором обязанности по возврату объекта аренды по договору N 12 от 28.09.2018 арендодателю, поскольку акт не содержит оттиска печати арендодателя и содержит ссылку на иной договор аренды; приложения N 1 и 2 не содержат ссылок на договор, подписей представителей арендодателя и арендатора, оттисков их печатей.
Кроме того судами принято во внимание, что согласно документам, представленным ответчиком в материалы дела, им в период январь - август 2019 года выполнялись работы по текущему ремонту на объектах, являющееся предметом аренды по договору от 28.09.2018 N 12. На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что фактически спорное имущество не выбыло из владения и пользования общества "ГЭК", то есть, на момент заключения сторонами концессионного соглашения все спорное имущество находилось в фактическом владении и пользовании общества "ГЭК".
Также судами принято во внимание, что согласно представленным истцом в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, в период с 28.06.2019 по 30.07.19 в отношении объектов недвижимости, являющихся объектом соглашения, в реестр внесены записи об обременении указанных объектов в пользу общества "ГЭК", основание регистрации - концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального образования "Город Сарапул" от 28.06.2019 N АБ-434/154.
С учетом изложенного и принимая во внимание пункт 4.3 концессионного соглашения, суды пришли к обоснованному выводу, что объекты коммунальной инфраструктуры были переданы обществу "ГЭК" и находятся в его фактическом владении и пользовании.
Техническая документация (технические паспорта) на объекты соглашения, подлежащие реконструкции в 2019, была передана концессионеру, что подтверждается письмом общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" от 04.10.2019 N 51404-09-0214 и приложенному к нему акту приема-передачи паспортов БТИ от 02.07.2019. Оригиналы технической документации были переданы ответчику 02.07.2019, что также подтверждается обществом "ГЭК" в письме от 09.08.2019 N 543-ГЭК-18/3 "О несоответствии технических паспортов".
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судами не принято во внимание, что с момента заключения соглашения ответчик осуществлял за свой счет мероприятия по приведению объектов соглашения в надлежащее состояние и вкладывал в реализацию значительные финансовые средства, не опровергает выводов судов о неосуществлении ответчиком модернизации сетей теплоснабжения и ГВС в заданном объеме.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств. Заявитель выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств, просит еще раз пересмотреть данное дело по существу и переоценить имеющиеся в деле доказательства. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.11.2020 по делу N А71-19678/2019 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Губахинская энергетическая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В качестве существенных нарушений условий концессионного соглашения, являющихся самостоятельными основаниями его расторжения, признаются нарушение сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по вине концессионера (пункт 1 части 2 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях). Доказывать причинение ущерба в указанном случае не требуется.
Кроме того, обращаясь в суд с исковым заявлением, администрация указывала на не предоставление ответчиком банковской гарантии для целей обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению, при том, что обеспечение по данному виду соглашения, с учетом специфики в сфере теплоснабжения, подлежит обязательному предоставлению обеспечения, как в силу положений концессионного соглашения, так и в силу пункта 6.1 части 1 статьи 10, пункта 11 статьи 23, части 4 статьи 42 Закона о концессионных соглашениях.
...
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 ГК РФ, пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Ответчик, являясь профессиональным участником гражданского оборота, должен подтвердить совершение им действий, направленных на исполнение условий соглашения, опровергнуть установленную пунктом 2 статьи 401 ГК РФ презумпцию, чего обществом "ГЭК" сделано не было."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 июня 2021 г. N Ф09-3336/21 по делу N А71-19678/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16797/20
28.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3336/2021
18.03.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-16797/20
03.11.2020 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-19678/19