• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 июня 2021 г. N Ф09-3408/21 по делу N А60-42699/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено, что обществу "Восточный научно-исследовательский углехимический институт" 26.03.2020 было вручено письмо арендатора от 20.03.2020 N 3/01 о приостановлении действия договора. Данное обстоятельство ни судом апелляционной инстанции, ни самим истцом не опровергнуто. При этом дата регистрации письма не свидетельствует о его фактическом получении в иную дату. Между тем ответ на указанное письмо был дан лишь в 29.06.2020.

Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о предоставлении арендатору по умолчанию отсрочки уплаты арендной платы за период действия ограничительных мер. То обстоятельство, что арендатор в своем заявлении не обозначил просьбу о предоставлении ему отсрочки уплаты арендной платы, а впоследствии выразил желание на расторжении договора аренды, не означает отсутствия у него права на предоставление такой меры государственной поддержки. Доказательств того что, арендатор отказался от предоставления ему отсрочки в материалах дела не имеется. С учетом ранее изложенной правовой позиции невнесение арендатором в спорный период арендной платы при отсутствии возражений арендодателя означает предоставление ему последним отсрочки внесения арендной платы.

Более того, уведомляя арендодателя о своем желании расторгнуть договор аренды, арендатор указывает на непредоставление ему отсрочки по внесению арендной платы.

Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с арендатора задолженности по арендной плате за период с 18.03.2020 по 31.07.2020 на момент вынесения решения (25.11.2020), являются правильными.

Вместе с тем суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для освобождения арендатора от внесения арендной платы за указанный период ввиду невозможности использовать имущество, так как принятым в связи с распространением новой короновирусной инфекции законодательством такая мера не предусмотрена, соглашения об уменьшении размера арендной платы сторонами не заключено.

Кроме того, суд кассационной инстанции считает правильными выводы суда апелляционной инстанции о наличии оснований для взыскания штрафа за просрочку оплаты арендной платы на срок более 45 дней в порядке, предусмотренном пунктом 5.3 договора, за период с февраля 2020 года по 18.03.2020. Данный вывод соответствует условиям договора и установленным обстоятельствам, основан на правильном применении норм материального права (статей 421, 431 Гражданского кодекса Российской Федерации) с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 80 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".

При таких обстоятельствах, поскольку выводы суда апелляционной инстанции об удовлетворении требования о взыскании задолженности по арендной плате в полном размере основаны на неправильном применении норм материального права, не соответствуют установленным обстоятельствам, а выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации сделаны без учета подлежащей взысканию суммы штрафа, судебные акты подлежат направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.

При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, определить размер задолженности по арендной плате и неустоек с учетом ограничений, установленных Законом N 98-ФЗ, а также пункта 3 Требований о порядке уплаты задолженности после окончания срока, на который предоставлялась отсрочка."