Екатеринбург |
|
01 июля 2021 г. |
Дело N А60-40338/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Гавриленко О.Л., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.10.2020 по делу N А60-40338/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга - Корнилова И.А. (доверенность от 09.01.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Миклуха-Маклай" (далее - налогоплательщик, общество, ООО Миклуха-Маклай") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - налоговый орган, инспекция) с заявлением о признании действий по невключению ООО "Миклуха-Маклай" в реестр на получение субсидии не соответствующими постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 N 576; об обязании устранить нарушение, о включении ООО "Миклуха-Маклай" в реестр на получение субсидии за апрель 2020 года и май 2020 года и выплате суммы в размере 12 130 руб. за апрель 2020 года, 12 130 руб. за май 2020 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.10.2020 заявленные требования удовлетворены: действия инспекции по отказу во включении ООО "Миклуха-Маклай" в реестр на получение субсидии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 признаны незаконными. На налоговый орган возложена обязанность по устранению нарушений прав и законных интересов общества путем включения в реестр на получение субсидии за апрель, май 2020с реализацией обязательств, возложенных на налоговый орган постановлением Правительства РФ N 576 от 24.04.2020.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Ссылается на то, что, поскольку у общества по состоянию на 01.03.2020 отсутствовали сведения о коде ОКВЭД, основания для принятия решения о предоставлении права на субсидию отсутствовали.
Как следует из материалов дела, ООО "Миклуха-Маклай" осуществляет основной вид деятельности - деятельность туристических агентств (код 79.11 от 05.03.2020 согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц).
Обществом в адрес уполномоченного органа 05.05.2020, 25.05.2020, 30.05.2020, 22.06.2020 направлены заявления для получения субсидии за апрель, май 2020 года.
Уполномоченным органом 15.05.2020 отказано в принятии заявления со ссылкой на подачу его в неформализованном виде; 29.05.2020 уполномоченным органом отказано в выплате субсидии в связи с неотнесением основного вида деятельности общества к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Уполномоченным органом 04.06.2020 указано, что на 05.03.2020 основной вид деятельности общества (ОКВЭД 79.11) относится к указанным в перечне отраслям, разъяснило необходимость повторного представления заявления на выплату субсидии за апрель, май.
Уполномоченным органом 29.06.2020 указано, что согласно Правилам предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила N 576) получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года, по состоянию на 04.06.2020 основной вид деятельности общества не относился к отраслям, указанным в Перечне, в связи с чем в отношении представленного 04.06.2020 заявления на получение субсидии за апрель, май 2020 сформировано сообщение об отказе в ее предоставлении. По состоянию на 29.06.2020 вид деятельности 79.11 включен в Перечень, в связи с чем уполномоченным органом указано на необходимость представления заявления на получение субсидии за соответствующие месяцы.
В письме Управления ФНС по Свердловской области от 16.07.2020 N 04- 40/21354@ налогоплательщику разъяснено, что по состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ отсутствовали сведения в части основного вида экономической деятельности, основной вид ОКВЭД был внесен в ЕГРЮЛ 05.03.2020, в связи с чем обществом не были соблюдены все условия, установленные Правилами N 576, для выплаты субсидии.
Полагая, что отказ налогового органа незаконен и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что обществом соблюдены все обязательные условия и требования для получения субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, за апрель, май 2020 года.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила N 576.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 576 они устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень).
Получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
В соответствии с п. 2 Правил N 576 субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению N 1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 3 Правила условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются: а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление); б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.03.2020 в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил; г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц; д) у получателя субсидии по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам), превышающая 3000 руб. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии; е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Установив, что по состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ налогоплательщика вид деятельности - "деятельность туристических агентств" (код 79.11) не был указан, при этом соответствующие изменения в ЕГРЮЛ налогоплательщика в части указания ОКВЭД внесены только 05.03.2020, приняв во внимание, что положения Правил N 576 не подразумевают расширенного толкования либо проверку на фактически осуществляемый вид деятельности, отсутствие полномочий инспекции по изменению условий предоставления субсидий, налоговым органом заявителю отказано в выплате субсидии, так как обществом не были соблюдены все условия, установленные Правилами, суды пришли к выводу, что оспариваемые действия инспекции по отказу во включении в реестр в целях получения субсидии не соответствуют положениям Правил N 576.
При этом судами отмечено следующее.
Общество отнесено к микропредприятиям, что не оспаривается инспекцией.
Согласно сведениям Госкомстата России (Свердловский облкомстат) N 12-5/95 от 24.06.2003 ООО "Миклуха-Маклай" присвоен код по ОКВЭД 63.30 "деятельность туристического агентства".
Общество с 23.12.2002 ведет деятельность туристических агентств (ОКВЭД 63.30), при этом после 11.07.2016 в ЕГРЮЛ сведения об изменении наименования основного вида деятельности на ОКВЭД 79.11 (без изменения фактической деятельности) не были внесены.
Таким образом, по состоянию на 01 марта 2020 общество в качестве основного вида деятельности осуществляло деятельность туристических агентств.
Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, относится к Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 N 434.
Запись об изменении сведений об основном виде деятельности в ЕГРЮЛ с указанием кода ОКВЭД 79.11 "деятельность туристических агентств" внесена регистрирующим органом 05.03.2020. При этом из материалов дела не следует и налоговым органом не доказано, что внесение в марте 2020 года изменений в ЕГРЮЛ в части уточнения кода ОКВЭД было связано с изменением основного вида деятельности общества.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что по состоянию на 01.03.2020 общество осуществляло деятельность, которая относится к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Поскольку в подпункте "в" пункта 3 Правил N 576 условие для включения в реестр сформулировано как "отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 Правил", признав подтвержденным факт осуществления обществом деятельности в отрасли российской экономики, указанной в пункте 1 Правил, суды пришли к выводу о недоказанности в рамках настоящего спора того, что общество не отвечает условиям, перечисленным в пункте 3 Правил N 576, в том числе, условию подпункта "в" для включения в реестр в целях получения субсидии. Соответствие общества иным условиям, поименованным в пункте 3 Правил N 576, налоговым органом не оспаривается, в отказе на такое несоответствие не указано.
Судом апелляционной инстанции также отмечено, что само по себе указание во втором абзаце пункта 1 Правил N 576 на то, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, не отменяет обязанность налогового органа осуществлять проверку заявления на предмет выполнения условий для включения в реестр, указанных в пункте 3 Правил N 576.
Кроме того, апелляционной коллегией учтено, что о намерении изменить код основного вида деятельности с 63.30 на 79.11 без изменения вида фактической деятельности было сообщено обществом в налоговый орган 12.02.2020 в заявлении о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. 19.02.2020 инспекцией отказано в государственной регистрации. Вместе с тем на основании представленных 27.02.2020 для государственной регистрации документов, 05.03.2020 налоговым органом внесена запись об изменении сведений о юридическом лице, а именно6 ОКВЭД 79.11.
Учитывая изложенное, установив, что обществом соблюдены все обязательные условия и требования для получения субсидии, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов, их не опровергают и по существу направлены на переоценку этих выводов и установленных судами фактов.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.10.2020 по делу N А60-40338/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.