Екатеринбург |
|
30 июня 2021 г. |
Дело N А76-16484/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Сухановой Н.Н., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ ГЖИ Челябинской области, инспекция) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по делу N А76-16484/2020 Арбитражного суда Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители: инспекции - Елисеева С.Г. (доверенность от 11.01.2021, диплом); общества - Пимштейн Н.В. (доверенность от 14.01.2021, диплом).
Акционерное общество "Урало-сибирская теплоэнергетическая компания-Челябинск" (далее - АО "УСТЭК-Челябинск", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ГУ ГЖИ Челябинской области о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации N 20-6312-2 от 10.03.2020.
Определением суда от 07.07.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Уральская энергосбытовая компания" (далее - ООО "Уралэнергосбыт").
Определением суда от 07.09.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Городской центр начисления коммунальных платежей" (далее - ООО "Городской центр начисления коммунальных платежей") и общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное управление Курчатовского района" (далее - ООО УК "ПЖРЭУ Курчатовского района").
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 30.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 решение суда отменено, требования АО "УСТЭК-Челябинск" удовлетворены, оспариваемое предписание инспекции признано недействительным.
В кассационной жалобе ГУ ГЖИ Челябинской области просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает следующее.
Доказательств того, что несвоевременно переданные потребителями многоквартирного дома (далее - МКД) показания индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) горячего водоснабжения (далее - ГВС), послужившие основанием для проведения в июле 2019 года перерасчета платы за отопление за май 2019 года относятся к расчетному периоду за май 2019 года в материалы проверки не представлены. Показания на 01.06.2019 должны быть учтены в июне 2019 года, показания на 01.07.2019 - в июле 2019 года. Начисление платы за отопление должно быть произведено исходя из объекта тепловой энергии, потребленного до окончания отопительного периода (по 05.05.2019). Увеличивать объем тепловой энергии по коллективному (общедомовому) прибору учета (далее - ОПУ), затраченной на отопление в мае, не правомерно. В табличке в строке изменение объема ГВС по ИПУ в графе по возврату недопоставки учитывается опрессовка. Перерасчет по квартирам, где не установлен ИПУ, должен быть предъявлен к оплате в июне месяце. В графе по ИПУ показания переданы в июне и июле 2019 года за пределами отопительного периода и в соответствии с вышеуказанными нормами должны быть учтены в том расчетном периоде, за который были сняты показания.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 19-6821 6814 от 16.12.2019 инспекцией в отношении АО "УСТЭК-Челябинск" проведена проверка по рассмотрению депутатского запроса N 24134 от 12.12.2019.
В ходе проверки инспекцией установлены нарушения обществом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а именно в нарушение пункта 61 Правил N 354, предусматривающего проведение перерасчета платы за коммунальный ресурс, исходя из показаний проверяемого прибора учета в том расчетном периоде, в котором выявлена разница в показаниях, в июле 2019 года произведен перерасчет платы за отопление за май 2019 года (в объеме перерасчета тепловой энергии на ГВС) по причине перерасчета платы за ГВС (в связи с разницей в показаниях ИПУ ГВС, полученных в июле 2019 года).
По результатам проверки инспекцией составлен акт N 6814 от 31.12.2019 и выдано предписание об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации N 6814 от 31.12.2019, которым обществу в срок до 28.02.2020 предписано произвести сторнирование начисленного в июле 2019 года перерасчета платы за отопление за май 2019 года.
С целью проверки исполнения предписания N 6814 от 31.12.2019 инспекцией вынесено распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки от 02.03.2020 N 20-6312 1075.
В ходе указанной проверки установлен факт неисполнения предписания N 6814 от 31.12.2019, что подтверждается актом проверки N 20-6312-1 от 10.03.2020.
По результатам проверки инспекцией вынесено предписание об устранении обществом выявленных нарушений жилищного законодательства Российской Федерации N 20-6312-2 от 10.03.2020, которым обществу в срок до 08.05.2020 предписано произвести сторнирование начисленного в июле 2019 года перерасчета платы за отопление за май 2019 года.
АО "УСТЭК-Челябинск", полагая, что названное предписание нарушает его права и законные интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В пункте 36 Правил N 354 определено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном данными Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37 Правил N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354 под ОПУ понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
При оборудовании многоквартирного дома ОПУ потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний ОПУ.
При отсутствии ОПУ, общих (квартирных) и ИПУ во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 Приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги (пункт 42).
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован ОПУ тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы ИПУ тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется исходя из показаний ОПУ тепловой энергии по формуле 3 приложения N 2 к Правилам N 354.
Инспекция является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор (подпункт 2 пункта 8 Положения о ГУ ГЖИ по Челябинской области, утвержденного Указом Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364 (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 Положения управление для осуществления возложенных на него функций имеет право, в том числе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Одной из основной задачей инспекции в силу Положения является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, осуществляющих управление многоквартирными домами, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований (пункт 7).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
На основании подпункта "е" пункта 31 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг при наличии ОПУ обязан ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний ОПУ, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях ОПУ, обеспечивать сохранность информации о показаниях ОПУ, ИПУ, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет
В силу прямого указания Правил N 354 обязанность по снятию показаний ОПУ, а также обеспечение доступа к указанной информации лежит на ресурсоснабжающей организации в случае заключения прямых договоров с потребителями, и передача функции по снятию показаний на иное лицо, не устраняет соответствующую обязанность самого исполнителя коммунальной услуги.
Из материалов дела следует, что размер платы за отопление в мае 2019 года определен обществом исходя из объема тепловой энергии - 158,0 Гкал, зафиксированного ОПУ.
Поскольку в результате представленных сведений с ИПУ произошло уменьшение ранее исчисленного и предъявленного к оплате количества тепловой энергии по ГВС и, соответственно, увеличение объема тепловой энергии для предоставления коммунальной услуги по отоплению, заявитель произвел перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению за май 2019 г.
Разница между ранее предъявленной к оплате тепловой энергии, потребленной на ГВС и скорректированной после передачи показаний ИПУ ГВС, составляет 16,153494 Гкал, ввиду чего, после проведения перерасчета собственникам и пользователям МКД было предъявлено дополнительно по услуге "отопление" 16,153494 Гкал.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что оспариваемым предписанием инспекции обществу предписано произвести сторнирование начисленного в июле 2019 года перерасчета платы за отопление за май 2019 года, поскольку общество, являясь исполнителем коммунальной услуги, самостоятельно определяя даты и периоды снятия показаний ОПУ тепловой энергии и используя эти показания для расчета размера платы за оказанную услугу, нарушило требования подпункта "е" пункта 31 Правил N 354.
Между тем, как верно отмечено апелляционным судом, инспекцией не учтено, что дополнительно предъявленные к оплате потребителям 16,153494 Гкал составляют разницу между фактически потребленным объемом тепловой энергии, определенным на основании показаний ИПУ за май 2019 года и предъявленного ранее к оплате потребителям за данный период объема тепловой энергии на основании показаний ОПУ. В результате представленных сведений с ИПУ произошло уменьшение ранее исчисленного и предъявленного к оплате количества тепловой энергии по ГВС и, соответственно, увеличение объема тепловой энергии для предоставления коммунальной услуги по отоплению.
Из пункта 42(1) Правил N 354 следует, что в МКД, который оборудован ОПУ тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы ИПУ и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний ОПУ тепловой энергии.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (пункт 37 Правил N 354).
Согласно пункту 61 Правил N 354 если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях ИПУ и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю.
Апелляционным судом отмечено, что перерасчет платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги возможен как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Ошибка в одну или в другую сторону без возможности ее исправления означает получение неосновательного обогащения одной из сторон правоотношения за счет другой, что противоречит общеправовому принципу добросовестности и недопустимости злоупотребления своими правами каждым из контрагентов.
При этом начисления за услугу отопления за май 2019 года произведены обществом в соответствии с объемами, определенными по показаниям ОПУ. При проведении проверки инспекцией не было выявлено "двойного" начисления платы за тепловую энергию для целей ГВС и (или) отопления в объемах, представленных к проверке сведений и документов за май 2019 года.
Проведение перерасчета платы за коммунальные услуги, поставленные в прошлом периоде, не противоречит действующему законодательству, в частности, пункту 61 Правил N 354, и не может освобождать потребителей от внесения платы в полном объеме за фактически оказанные коммунальные услуги.
С учетом установленных обстоятельств апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку ОПУ в расчетный период находился в исправном состоянии, спорный объем тепловой энергии определенный на основании данных прибора учета фактически потреблен, он подлежит оплате, в связи с чем требование, содержащееся в оспариваемом предписании не может быть признано законным.
При этом факт несвоевременной передачи потребителями коммунальной услуги показаний ИПУ за расчетный период не является основанием для их освобождения от оплаты оказанных им услуг по отоплению и в не может лишать ресурсоснабжающую организацию права требовать от собственника (нанимателя) помещения исполнения установленной статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности по внесению платы в полном объеме.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что законность вынесения оспариваемого предписания заинтересованным лицом не доказана (статья 65, часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), следовательно, имеются основания для признания предписания незаконным и удовлетворения заявленных требований.
Фактические обстоятельства дела установлены и исследованы апелляционным судом в полном объеме, выводы суда апелляционной инстанций соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит.
Иное толкование инспекцией положений законодательства, а также иная оценка доказательств не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2021 по делу N А76-16484/2020 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проведение перерасчета платы за коммунальные услуги, поставленные в прошлом периоде, не противоречит действующему законодательству, в частности, пункту 61 Правил N 354, и не может освобождать потребителей от внесения платы в полном объеме за фактически оказанные коммунальные услуги.
С учетом установленных обстоятельств апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку ОПУ в расчетный период находился в исправном состоянии, спорный объем тепловой энергии определенный на основании данных прибора учета фактически потреблен, он подлежит оплате, в связи с чем требование, содержащееся в оспариваемом предписании не может быть признано законным.
При этом факт несвоевременной передачи потребителями коммунальной услуги показаний ИПУ за расчетный период не является основанием для их освобождения от оплаты оказанных им услуг по отоплению и в не может лишать ресурсоснабжающую организацию права требовать от собственника (нанимателя) помещения исполнения установленной статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанности по внесению платы в полном объеме."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 июня 2021 г. N Ф09-4473/21 по делу N А76-16484/2020