Екатеринбург |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А60-40783/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Лукьянова В. А., Жаворонкова Д. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "ГАЗЭКС" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2020 по делу N А60-40783/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, антимонопольный орган) - Федорова А.О. (доверенность от 15.04.2021);
Общество - Алмаев А.Ю. (доверенность от 30.12.2020).
В судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" ("онлайн-заседании") принял участие представитель Администрации Шалинского городского округа (далее - Администрация) - Сюкосев А.В. (доверенность от 11.01.2021 N 02).
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению с требованиями о признании недействительными решения и предписания от 23.07.2020 по делу N 066/01/10-3962/2019, признании незаконным и отмене постановления от 02.10.2020 N 066/04/14.31-3455/2020 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Дума Сосьвинского городского округа (далее - Дума), Администрация, Серовская городская прокуратура.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы со ссылкой на Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" указывает на то, что уклонение от исполнения договора не входит в состав возможных действий, образующих событие правонарушения, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ).
Кроме того, общество полагает, что судебный акт по делу N А60-50069/2019 об оспаривании предупреждения Управления, не имеет преюдициального значения применительно к обстоятельствам настоящего спора.
Общество также не согласно с выводами судов об отсутствии у общества, действующего в качестве поставщика газа, права на приостановление поставки газа в случае обнаружения угрозы возникновения аварии.
В связи с этим общество считает, что квалификация антимонопольным органом действий общества по пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ является незаконной.
В отзывах на кассационную жалобу Управление, Дума и Администрация просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу общества - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, в Управление поступили заявления от председателя Думы и заявления Администрации о нарушении обществом антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела Управлением вынесено решение от 23.07.2020 по делу N 066/01/10-3962/2019, которым признан факт нарушения в действиях (бездействии) общества пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ выразившегося в: направлении (вручении) актов о приостановлении поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах в 2018 г. потребителям Сосьвинского городского округа Свердловской области, выставлении в 2018 г. владельцам жилых помещений в многоквартирных домах и домовладений Сосьвинского городского округа требований о соблюдении положений Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), в отсутствие полномочий по проверке соблюдения вышеуказанных правил и в отсутствие заключенных договоров на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, что является уклонением от исполнения договоров на поставку сжиженного газа в баллонах, заключаемых путем акцепта (подачи потребителями заявки на поставку сжиженного бытового газа в баллонах) публичной оферты, размещенной на официальном сайте общества (http://gazeks.com/), результатом чего является (может являться) ущемление интересов неопределенного круга потребителей Сосьвинского городского округа Свердловской области; направлении (вручении) актов о приостановлении поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах в период с марта 2018 г. по март 2019 г. потребителям Шалинского городского округа Свердловской области, выставлении в период с марта 2018 г. по март 2019 г. владельцам жилых помещений в многоквартирных домах и домовладений Шалинского городского округа требований о соблюдении положений Правил N 390 в отсутствие полномочий по проверке соблюдения вышеуказанных правил и в отсутствие заключенных договоров на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, что является уклонением от исполнения договоров на поставку сжиженного газа в баллонах, заключаемых путем акцепта (подачи потребителями заявки на поставку сжиженного бытового газа в баллонах) публичной оферты, размещенной на официальном сайте общества (http://gazeks.com/), результатом чего является (может являться) ущемление интересов неопределенного круга потребителей Шалинского городского округа Свердловской области; а также в последующем неисполнении Предупреждения N 9 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, результатом чего является (может являться) ущемление интересов неопределенного круга потребителей Сосьвинского и Шалинского городских округов Свердловской области.
На основании указанного решения Управлением выдано предписание от 23.07.2020 N 066/01/10-3962/2019, согласно которому обществу предписано в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем: 1.1 отзыва актов о приостановлении поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах, врученных (направленных) потребителям Сосьвинского городского округа Свердловской области 2018 г., с которыми отсутствуют заключенные договоры на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; 1.2 отзыва актов о приостановлении поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах, врученных (направленных) потребителям Шалинского городского округа Свердловской области в период с марта 2018 г. по март 2019 г., с которыми отсутствуют заключенные договоры на техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; 1.3 возобновления исполнения с потребителями Сосьвинского и Шалинского городских округов Свердловской области договоров поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах для целей коммунально-бытовых нужд.
Кроме того, в отношении общества вынесено постановления от 02.10.2020 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 562 500 руб.
Полагая, что решение, предписание и постановление антимонопольного органа являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела признал доказанным факт нарушения обществом части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, вследствие чего не усмотрел оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении незаконным. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в частности, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с Обзором Судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018) для целей применения части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ (в том числе в редакции, действующей после 05.01.2016) понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений (определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2017 N 310-КГ17-12130).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга газоснабжение, то есть снабжение газом, подаваемым по централизованным сетям газоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также продажа бытового газа в баллонах.
Порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования устанавливают Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила N 410).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148 (54) Правил N 354.
На основании пункта 7 Правил N 354 потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу подпункта "а" пункта 10 Правил N 354 условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) определяются в договорах газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключаемых собственником жилого дома (домовладения) с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.
Согласно части 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и тому подобное)
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и тому подобное) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (часть 3 статьи 438 ГК РФ).
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество занимало доминирующее положение на рынке поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах на территории Сосьвинского городского округа в 2018 г., на рынке поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах на территории Шалинского городского округа в период с марта 2018 г. по март 2019 г.
Следовательно, на общество распространяются запреты и ограничения, установленные статьей 10 Федерального закона N 135-ФЗ.
На официальном сайте общества размещена публичная оферта (предложение) о заключении договора поставки бытового газа в баллонах. Следовательно, заключение договоров на поставку сжиженного газа в баллонах осуществлялось путем акцепта (подачи заявки на поставку сжиженного углеводородного газа; далее - СУГ) публичной оферты общества о заключении договора поставки бытового газа в баллонах в порядке раздела 2 вышеуказанной публичной оферты.
В связи с этим договоры поставки газа с жителями многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов Сосьвинского и Шалинского городских округов не подписывались.
Согласно пункту 2.3 публичной оферты (предложения) о заключении договора поставки бытового газа в баллонах СУГ поставляется потребителю в многооборотной таре (упаковке). Продавец передает СУГ, наполненный в 50 или 27 литровые баллоны.
Антимонопольным органом установлено, что общество оказывало собственникам домовладений (жилых домов) и жилых помещений в многоквартирных домах Сосьвинского и Шалинского городских округов коммунальную услугу по газоснабжению путем поставки СУГ в баллонах.
В ноябре 2018 г. представители общества начали вручать жителям Сосьвинского и Шалинского городских округов акты о приостановлении поставки газа, после чего поставка СУГ в баллонах населению была прекращена.
Поставка газа прекращена в связи с несоответствием мест хранения баллонов со сжиженным газом в помещениях, требованиям пожарной безопасности, в частности, положениям пункта 92 Правил N 390, которым предусмотрено, что газовые баллоны для бытовых газовых приборов (в том числе кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок), за исключением 1 баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления, располагаются вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не менее 5 метров от входов в здание, цокольные и подвальные этажи.
Однако судами установлено, что общество не является органом, уполномоченным проводить проверки соблюдения Правил N 390. Ограничений для частичной или полной поставки газа для коммунально-бытовых в соответствии с пунктом 115 Правил N 354 без предварительного уведомления потребителя не установлен, соответствующих доказательств суду не представлено.
Кроме того, обществом не представлено доказательств наличия фактов нарушений либо обстоятельств, предусмотренных пунктами 115, 117 Правил N 354, пунктами 77, 78, 80 Правил N 410, вследствие которых исполнитель может ограничить либо прекратить (приостановить) поставку газа.
В связи с этим судами сделан правильный вывод о том, что основания, которые были избраны для отказа в поставке газа потребителем, практика применения отказа в поставке на таком основании содержит в себе признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, ввиду публичности заключаемого договора.
Правомерность квалификации действий общества по пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, которая обозначена антимонопольным органом в оспариваемом решении, подтверждена вступившими в законную силу судебными актами по делу N А60-50069/2019, которыми установлена законность выданного обществу предупреждения от 05.08.2019 N 9 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и принятия всех зависящих от общества мер по отзыву актов о приостановлении поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах потребителям Сосьвинского и Шалинского городских округов Свердловской области и возобновлению исполнения с потребителями условий договоров поставки СУГ в баллонах для целей коммунально-бытовых нужд в течение десяти рабочих дней со дня получения предупреждения. Предупреждение от 05.08.2019 N 9 обществом не исполнено.
Суду не представлено подтверждение отзыва обществом актов о приостановлении поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах потребителям Сосьвинского и Шалинского городских округов Свердловской области.
Общество не приняло все зависящие от него меры по отзыву актов о приостановлении поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах, направленных (врученных) в 2018 и 2019 гг. потребителям Сосьвинского и Шалинского городских округов Свердловской области и возобновлению исполнения с потребителями условий договоров поставки сжиженного (бытового) газа в баллонах для целей коммунально-бытовых нужд.
Следовательно, суды правомерно признали оспариваемые обществом решение и предписание антимонопольного органа от 23.07.2020 по делу N 066/01/10-3962/2019 законными и обоснованными.
Учитывая подтвержденный материалами дела факт нарушения обществом пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, суды обоснованно пришли к выводу о наличии события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, установив факт нарушения обществом части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, суды не выявили оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов Управления недействительными, оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении незаконным.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов, то признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, в связи с этим не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.12.2020 по делу N А60-40783/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "ГАЗЭКС" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая подтвержденный материалами дела факт нарушения обществом пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, суды обоснованно пришли к выводу о наличии события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
Суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, указали, что установленные факты правонарушения свидетельствуют о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Следовательно, суды правомерно сделали вывод о том, что вина общества в совершении вмененного правонарушения является доказанной.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, установив факт нарушения обществом части 1 статьи 10 Федерального закона N 135-ФЗ, суды не выявили оснований для признания оспариваемых ненормативных правовых актов Управления недействительными, оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении незаконным."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 июля 2021 г. N Ф09-4333/21 по делу N А60-40783/2020