Екатеринбург |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А76-45791/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Сулейменовой Т.В., Краснобаевой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стелла" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2021 по делу N А76-45791/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Стелла" - Болотова И.И. (директор), Вирченко В.В. (доверенность от 03.09.2019).
Общество с ограниченной ответственностью "Стелла" (далее - общество "Стелла") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Миасского городского округа Челябинской области (далее - администрация) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 09.08.2019 исх. N 4269/1.6 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка площадью 15 500 кв. м с кадастровым номером 74:34:0505112:9, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Миасс, восточная сторона автодороги Миасс-Карабаш, обязании принять решение о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:34:0505112:9, заключить договор аренды указанного земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий обществу "Стелла" на праве собственности, сроком на 49 лет.
Решением суда первой инстанции от 11.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Стелла" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам. По мнению заявителя, оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении земельного участка, у судов не имелось. Заявитель отмечает, что, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из необходимости соблюдения предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты. Вместе с тем со ссылкой на градостроительный план, выданный 18.08.2017, заявитель полагает, что площадь земельного участка, предоставленного заявителю, не превышает максимального значения, установленного градостроительными нормами. По мнению заявителя, суды необоснованно проигнорировали правовой подход Верховного Суда Российской Федерации, изложенный в определении от 18.08.2016 N 309-КГ16-9522, в связи с чем пришли к ошибочному выводу о несоответствии площади испрашиваемого участка той площади, которая необходима для эксплуатации объекта. По мнению заявителя, представленные в материалы дела доказательства подтверждают необходимость в предоставлении земельного участка испрашиваемой площади.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
На основании пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.01.2018 N 310-ЭС17-20379, лицо, претендующее на предоставление земельного участка, должно доказать, что на испрашиваемом земельном участке расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, для эксплуатации которых требуется земельный участок заявленной площадью; бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.
В силу пункта 20 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до утверждения в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В соответствии с правовым подходом, сформулированным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что между администрацией (арендодатель) и обществом "Стелла" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка для строительства от 04.07.2016 N 7415.
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное пользование на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 74:34:0505112:9 площадью 15 500 кв. м, расположенный по адресу: Челябинская область, г. Миасс, восточная сторона автодороги "Миасс-Карабаш", под проектирование и строительство объекта коммунально-складского назначения и транспортного обслуживания.
Согласно пункту 2.1 договора срок аренды участка устанавливается с 10.06.2016 по 10.06.2019.
По истечении срока, указанного в пункте 2.1 договора, действие договора прекращается без направления арендатору уведомления об этом (пункт 6.5 договора).
Земельный участок с кадастровым номером 74:34:0505112:9 передан в пользование арендатора по акту приема-передачи от 10.06.2016.
В период действия договора аренды обществом получено разрешение N RU74308000-91 на строительство объектов капитального строительства, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 74-30800-1162.
За обществом "Стелла" 11.09.2018 зарегистрировано право собственности на нежилое здание - здания холодного склада, площадью 505,7 кв. м, расположенное по адресу: Челябинская область, г. Миасс, восточная сторона автодороги "Миасс-Карабаш", что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11.09.2018.
Общество "Стелла" 04.04.2019 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:34:0505112:9 площадью 15 500 кв. м, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Миасс, восточная сторона автодороги Миасс-Карабаш, для целей эксплуатации построенного здания холодного склада сроком на 49 лет.
Письмом от 09.08.2019 N 4269/1.6 администрацией отказано в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 74:34:0505112:9 в связи с тем, что площадь испрашиваемого в аренду земельного участка многократно превышает площадь, занимаемую объектами недвижимости.
Полагая данный отказ незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы заявителя в экономической сфере, общество обратилось в арбитражный суд.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что доказательств, подтверждающих необходимость использования для эксплуатации здания холодного склада площадью 505,7 кв. м земельного участка площадью 15 500 кв. м, обществом "Стелла" в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленное в материалы дела разрешение на строительство N RU74308000-91, суды выявили, что изначально обществом "Стелла" на спорном земельном участке планировалось строительство объектов недвижимости значительной площади, вместе с тем в разрешение на строительство внесены изменения в наименование объекта строительства на - здание холодного склада площадью застройки 512,28 кв. м.
С учетом изложенного суды признали, что планируемое обществом "Стелла" строительство вспомогательных объектов само по себе не свидетельствует о необходимости использования земельного участка в испрашиваемой площади.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что объективных доказательств, подтверждающих необходимость использования обществом "Стелла" земельного участка в заявленной площади, в материалы дела не представлено, суды пришли к верному выводу о том, что отказ администрации в предоставлении обществу в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 74:34:0505112:9 площадью 15 500 кв. м соответствует законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя, также учитывая, что общество "Стелла" не лишено возможности повторного обращения в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка для эксплуатации объектов недвижимости, обосновав необходимую площадь испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных обществом "Стелла" требований.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Довод заявителя, изложенный в кассационной жалобе, о том, что площадь земельного участка, предоставленного заявителю, не превышает максимального значения, установленного градостроительными нормами, со ссылкой на градостроительный план, выданный 18.08.2017, отклоняется судом кассационной инстанции с учетом установленных в мотивированной части постановления фактических обстоятельств настоящего дела.
Иные доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2021 по делу N А76-45791/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стелла" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
В соответствии с правовым подходом, сформулированным в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2021 г. N Ф09-4461/21 по делу N А76-45791/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4461/2021
23.03.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2258/2021
11.01.2021 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-45791/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-45791/19