Екатеринбург |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А60-8096/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Васильченко Н.С.,
судей Гайдука А.А., Тимофеевой А.Д.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тура-инжиниринг" (далее - общество "УК Тура-Инжиниринг", истец) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.12.2020 по делу N А60-8096/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "УК Тура-Инжиниринг" - Печенкина А.Р. (доверенность от 10.10.2020), Каплюков В.В. (доверенность от 20.05.2021);
муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства "Теплосеть" (далее - предприятие "Теплосеть", предприятие, ответчик) - Королев М.В. (доверенность от 18.12.2020).
Общество "УК Тура-Инжиниринг" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к предприятию "Теплосеть" о понуждении ответчика к заключению договора теплоснабжения.
Решением суда от 03.12.2020 суд обязал предприятие "Теплосеть" заключить с обществом "УК Тура-Инжиниринг" договор на подачу через присоединенную сеть горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома в следующей редакции спорных условий:
"пункт 3.1 параметрами качества горячей воды, поставляемой по настоящему Договору, в соответствии с Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2020 N 808) являются температура и давление в подающем трубопроводе;
пункт 3.2 параметры качества горячей воды, поставляемой по настоящему договору, должны соответствовать показателям, указанным в приложении N 1 к настоящему договору, которое является неотъемлемой частью настоящего договора;
пункт 6.4 объем поданной (полученной) горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
пункт 6.5 исключен;
пункт 8.3 в случае несоблюдения теплоснабжающей организацией включенных в договор значений параметров качества горячей воды и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в ее поставке, теплоснабжающая организация обеспечивает снижение размера платы за поставленную горячую воду в порядке, предусмотренном Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808);
пункт 15.1 приложение N 1. Перечень многоквартирных домов и параметры качества поставляемого ресурса.
Изложить, исключив столбцы "минимальная температура на границе балансовой принадлежности с учетом тепловых потерь", "применяемый коэффициент тепловых потерь системы ГВС", "нормативное давление на границе балансовой принадлежности в подающем трубопроводе", "перепад давления".
С ответчика в пользу истца взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
Общество "УК Тура-Инжиниринг" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций изменить в части содержания пунктов 3.1, 15.1 договора и приложения N 1 к договору, утвердив их в редакции истца.
Заявитель жалобы указывает, что обращение в суд для закрепления в договоре с ответчиком конкретных критериев качества поставляемой горячей воды является вынужденной мерой, поскольку на протяжении длительного периода времени в его адрес поступают жалобы собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах на качество поставляемой горячей воды, а именно на ее температуру. В обоснование своей позиции о необходимости учета такого критерия качества как температуры ГВС на границе балансовой принадлежности истец ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Как отмечает истец, судами не были учтены нормы Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) и Приказ Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", из которых следует, что перепад давления является обязательным критерием качества поставляемого ресурса.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец является управляющей организацией, оказывает коммунальную услугу "горячее водоснабжение" собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах в г. Туринск Свердловской области.
Предприятие "Теплосеть" является теплоснабжающей организацией на территории г. Туринск Свердловской области.
Истец 25.12.2019 с целью заключения на новый срок договора на подачу через присоединенную сеть горячей воды на содержание общего имущества МКД сопроводительным письмом N 808 направил ответчику проект договора.
Ответчик от заключения договора на предложенных истцом условиях отказался, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Спор между сторонами сводится к наличию разногласий по условиям заключаемого договора, к дате судебного разбирательства неурегулированными сторонами остались разногласия по условиям пунктов 3.1, 3.2, 6.4, 6.5, 8.3 и 15.1 договора и приложению N 1 к договору.
Суд первой инстанции урегулировал разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора, обязав ответчика заключить договор на условиях, указанных в резолютивной части решения суда.
В суд апелляционной инстанции истцом решение суда оспаривалось в части содержания пунктов 3.1, 15.1 договора и приложения N 1 к договору, принятых в редакции ответчика.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы, заявленные в апелляционной жалобе, счел выводы суда первой инстанции в обжалуемой части правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Заявитель жалобы не согласен с выводами судов в части содержания пунктов 3.1, 15.1 договора и приложения N 1 к договору.
Выводы судов в обжалуемой части соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Отношения сторон регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
На основании пунктов 1, 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены названным Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами теплоснабжения, правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор теплоснабжения в силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к публичным договорам.
Согласно пункту 16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, названными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
На основании пункта 2 статьи 2 Закона о теплоснабжении качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе, термодинамических параметров теплоносителя.
Согласно подпункту 2 части 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении договор теплоснабжения должен определять, в том числе, параметры качества теплоснабжения.
При этом под качеством тепловой энергии подразумевается совокупность параметров (температур и давлений) теплоносителя, используемых в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, обеспечивающих пригодность теплоносителя для работы теплопотребляющих установок в соответствии с их назначением (пункт 3 Правил N 1034).
В силу пункта 17 Правил N 124 показатели качества поставляемого коммунального ресурса являются существенным условием договора.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 в обязанности исполнителя входит предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Как указали суды, истец просил включить в договор условия пункта 3.1 договора в следующей редакции: "Параметрами качества горячей воды, поставляемой по настоящему Договору, в соответствии с Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2020 N 808) являются температура, давление, перепады давления в подающем и обратном трубопроводах". Ответчик возражал против установления в договоре такого параметра качества как перепады давления в подающем и обратном трубопроводах, считает, что параметры качества горячей воды должны соответствовать требованиям действующего законодательства, поэтому указание в договоре на показатели качества, определенные приложением N 1, является достаточным.
Принимая названный пункт в редакции ответчика, суды исходили из того, что в пункте 24 Правил N 808, регулирующем существенные условия договора теплоснабжения, указано, что показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе.
Как указали суды, такой параметр качества энергоресурса как перепад давления действующим законодательством, в том числе Законом о теплоснабжении, Правилами N 808 и специальными, имеющими приоритет перед общими нормами законодательства в сфере теплоснабжения, нормами Правил N 124 и Правил N 354 в отношениях между управляющей организацией и РСО прямо не предусмотрен, поэтому он не может быть включен в спорный договор против воли ответчика.
Пунктом 107 Правил N 1034 определены параметры, характеризующие тепловой и гидравлический режим системы теплоснабжения, которые подлежат контролю качества, в том числе перепад давления на выходе из центрального теплового пункта между давлением в подающем и обратном трубопроводах.
Согласно пункту 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, на который ссылается истец, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Между тем, как отметили суды, закрепление в нормативных актах обязательного контроля качества такого параметра как перепад давления в подающем и обратном трубопроводах не является основанием для включения такого условия в договор теплоснабжения, поскольку пунктом 24 Правил 808 такое условие не предусмотрено в качестве существенного условия договора теплоснабжения и в отсутствие согласия второй стороны оснований для его включения в договор не имеется.
Суды указали, что пункт 15.1 договора раздела 15 "Приложения к настоящему договору" предусматривает отсылку к приложению N 1, содержащему перечень многоквартирных домов и параметры качества поставляемого ресурса.
К параметрам качества, учтенным в приложении N 1, истец относит нормативную t °C ГВС у потребителя, применяемый коэффициент тепловых потерь системы ГВС (согласно Постановлению Правительства РФ N 306 от 23.05.2006), минимальную t °C на границе балансовой принадлежности с учетом тепловых потерь, нормативное давление на границе балансовой принадлежности в подающем трубопроводе (кгс/см2) и перепад давления (кгс/см2). Указанные параметры, по мнению ответчика, различаются в зависимости от вида системы ГВС (с неизолированными стояками, с полотенцесушителями/с неизолированными стояками, без полотенцесушителей).
Суды исходили из того, что требования к качеству коммунальных услуг, в том числе и отоплению, и горячему водоснабжению, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам N 354.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Из содержания приложения N 1 к Правилам N 354 следует, что одним из требований к качеству такой коммунальной услуги как горячее водоснабжение является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам. Отклонение состава и свойств горячей воды от санитарных норм и правил не допускается.
Пункт 5 приложения N 1 к Правилам N 354 содержит следующие положения: энергоснабжающая организация обязана обеспечить потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.246-09, отклонения допускаются не более чем на 5 градусов в ночное время, не более чем на 3 градуса в дневное.
В соответствии с пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.246-09 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность. Температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.
Согласно пункту 7 приложения N 1 к Правилам N 354 давление в системе горячего водоснабжения в точке разбора - от 0, 03 МПа (0, 3 кгс/кв. см) до 0, 45 МПа (4, 5 кгс/кв. см).
Иных требований, в том числе к величине давления в обратном трубопроводе, действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, предложенные истцом показатели "минимальная температура на границе балансовой принадлежности с учетом тепловых потерь", "применяемый коэффициент тепловых потерь системы ГВС", "нормативное давление на границе балансовой принадлежности в подающем трубопроводе", "перепад давления", отличающиеся от установленных СанПиН 2.1.4.246-09 и пунктом 7 приложения N 1 к Правилам N 354 значений, а также условие о величине давления в обратном трубопроводе, не приняты судами, а возражения ответчика в соответствующей части признаны обоснованными.
Как указали суды, согласно пункту 24 (1) постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 коэффициент тепловых потерь, на который ссылается истец, участвует в формуле расчета норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Данный коэффициент не может самостоятельно участвовать в расчетах без остальных показателей и не может быть применим в отношении требований к качеству горячей воды.
По общему правилу ресурсоснабжающая организация отвечает за поставку коммунальных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Внешней границей сетей теплоснабжения и водоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома. Далее начинается зона ответственности управляющей организации, которая обязана обеспечивать состояние внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения и отопления на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (Жилищный кодекс Российской Федерации, пункт 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункты 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Суды исходили из того, что использование коэффициента тепловых потерь для увеличения нормативного значения температуры горячей воды в местах водоразбора является необоснованным, истец настаивает на включении в договор данного параметра для цели перераспределения ответственности за потери во внутридомовых инженерных системах горячего водоснабжения, оснований для отнесения которых на ответчика не имеется.
При таких обстоятельствах суды утвердили пункты 3.1, 15.1 договора и приложение N 1 к договору в редакции, предложенной ответчиком.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, в связи с чем отклоняются, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.12.2020 по делу N А60-8096/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тура-инжиниринг" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Васильченко |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По общему правилу ресурсоснабжающая организация отвечает за поставку коммунальных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома. Внешней границей сетей теплоснабжения и водоснабжения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома. Далее начинается зона ответственности управляющей организации, которая обязана обеспечивать состояние внутридомовых инженерных систем горячего водоснабжения и отопления на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (Жилищный кодекс Российской Федерации, пункт 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункты 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2021 г. N Ф09-4143/21 по делу N А60-8096/2020