Екатеринбург |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А76-45364/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Жаворонкова Д. В., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Челябинской области (далее - счетная палата) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2020 по делу N А76-45364/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
счетной палаты - Левашов Д.С. (доверенность от 12.03.2021, диплом);
Органа местного самоуправления "Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа" (далее - комитет) - Гривин Р.Н. (доверенность от 11.01.2021, диплом).
Комитет обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к счетной палате о признании недействительным предписания от 06.09.2019 N 1-19/79.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Златоустовского городского округа (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2020 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе счетная палата просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный, указывая на снятие с контроля пунктов 2-6 оспариваемого предписания, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав комитета; отмечает, что содержащиеся в пункте 1 предписания земельные участки используются комитетом с нарушением требований действующего законодательства и принципа платности использования земли; полагает, что выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от счетной палаты поступило ходатайство о приобщении доказательств к материалам дела, рассмотрев которое суд кассационной инстанции полагает не подлежащим его удовлетворению, поскольку в силу части 1 статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сбор и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда кассационной инстанции, который проверяет законность принятых судебных актов на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций. Возможность переоценки выводов судов с учетом представленных в суд кассационной инстанции дополнительных документов арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в соответствии с программой контрольного мероприятия "Проверка соблюдения законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств при исполнении бюджета Златоустовского городского округа" за 2018 год, а также Планом работы счетной палаты на 2019 год, на основании приказа председателя от 13.05.2019 N 088 "О проведении контрольного мероприятия", в период с 03.06.2019 по 21.06.2019 счетной палатой в отношении комитета проведена проверка соблюдения законности и результативности использования средств, о чем составлен акт от 28.06.2019 N 12-10/7.
В результате проверки счетной палатой выявлены следующие нарушения: 1) комитетом не выполнялись в полном объеме функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом и полномочия администратора доходов бюджета, что повлекло причинение ущерба бюджету Златоустовского городского округа (не получены доходы в сумме 37225,3 тыс. руб., в том числе: просроченная задолженность за аренду имущества и земли - 8126,7 тыс. руб.; занижена плата по договорам аренды и продажи земли на 6208,7 тыс. руб.; не получены доходы от реализации имущества за проверяемый период в сумме 22889,9 тыс. руб.); 2) в Росреестре не зарегистрировано право хозяйственного ведения по пяти объектам по адресу: г. Златоуст, пр. Мира, Трамвайное депо; 3) выявлено отклонение по счету 108.00 "Нефинансовые активы имущества казны" за 2018 год в сумме 249708 тыс. руб. или 7,3% от балансовой стоимости казны Златоустовского городского округа; 4) стоимости имущества казны Златоустовского городского округа (танк и боевая машина пехоты) не была увеличена на 1000 тыс. руб. в связи с оплатой услуг по демилитаризации образцов военной техники, а также по причине отсутствия в оборотное ведомости казны Златоустовского городского округа кадастрового номера по объекту недвижимого имущества - автодорога от плотины до насосной станции 1-го подъема, протяженностью 1367 метров(г. Златоуст, п. Балашиха) невозможно идентифицировать объект; 5) градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 74:25:0301517:48 сформирован с нарушением требований подпункта 3 пункта 27 Порядка заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденного приказом Минстроя России от 2504.2017 N 741/пр (далее - Порядок N 741/пр); 6) в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 74:25:0301517:48, в том числе на чертеже, отражено наличие на территории земельного участка объекта капитального строительства, при этом разрешение на строительство данного объекта в установленном порядке не выдавалось.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи комитету оспариваемого предписания, которым предписано в срок до 29.11.2019 устранить указанные нарушения.
Полагая, что названное предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы, комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались выводом о необоснованности содержащихся в предписании требований, поскольку часть указанных в нем нарушений не подтверждены (пункт 1 предписания), часть - устранены до вынесения предписания (пункты 2, 3 и 4 предписания), а часть содержащихся в предписании требований неисполнима (пункты 5 и 6 предписания).
В силу статьей 28 и 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, одним из принципов бюджетной системы российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Судами приняты во внимание представленные в материалы дела доказательства фактического устранения комитетом указанных в пунктах 2, 3 и 4 нарушений до даты выдачи оспоренного предписания.
Так, до вынесения оспариваемого предписания комитетом зарегистрировано право хозяйственного ведения МУП "Автохозяйство администрации ЗГО" на 4 объекта, расположенные по адресу: г. Златоуст, пр. Мира, Трамвайное депо, а 16.07.2019 зарегистрировано право хозяйственного ведения МУП ЗГО "Память" на скотомогильник, расположенный на территории городской свалки.
Кроме того, представлены пояснительные записки руководителя комитета и распоряжения о включении 07.06.2019 земельных участков в реестр муниципальной казны и в оборотную ведомость (распоряжения комитета N 621-р от 07.06.2019; N 622-р от 07.06.2019). Данный факт отражен в акте N 12-10/7 по результатам проверки от 28.06.2019.
В отношении устранения нарушений требований Инструкции N 157н комитетом представлены соответствующие пояснительная записка руководителя комитета и распоряжение комитета N 673-р от 21.06.2019 об увеличении стоимости танка и боевой машины пехоты (что отражено в акте от 28.06.2019 N 12-10/7).
Суды пришли к верному выводу, что ввиду устранения выявленных нарушений на момент вынесения предписания, требование об их устранении не могло быть включено в предписание.
Относительно пунктов 5 и 6 предписания суды указали, что муниципальная услуга "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка" на территории Златоустовского городского округа предоставляется администрацией, ее структурным подразделением - управлением архитектуры и градостроительства Администрации в соответствии с регламентом, утвержденным постановлением Администрации ЗГО от 07.07.2016 N 301-П "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка". Комитет не предоставляет вышеуказанную муниципальную услугу и не мог совершить касающиеся ее нарушения, а потому содержащееся в предписании требование об устранении этих нарушений адресовано комитету ошибочно (комитет не может устранить такие нарушения).
При этом судами принято во внимание письмо счетной палаты от 27.12.2019 N 1-19/2469, в соответствии с которым, контроль за исполнением пунктов 2, 3, 4, 5 и 6 предписания снят, при этом законность и обоснованность предписания, а также нарушение этим предписанием прав и законных интересов комитета проверяются судом на момент вынесения этого предписания, в связи с чем состоявшееся спустя более чем три месяца после вынесения предписания снятие приведенных выше пунктов предписания с контроля не может являться основанием исключающим признание этих пунктов нарушающими права и законные интересы комитета.
В части пункта 1 оспариваемого предписания судами установлено, что по состоянию на 01.01.2019 просроченную задолженность со сроком более 3 месяцев имеют 183 арендатора земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на общую сумму 8 126 700 руб.
Как указывает комитет, по состоянию на 01.01.2019 текущая задолженность по договорам аренды имелась в значительно меньшем объеме, чем указано в акте и предписании.
В подтверждение надлежащего исполнения своих обязанностей по взысканию указанной в акте проверки задолженности по состоянию на 01.01.2019 за сданное в аренду третьим лицам имущество комитетом представлены в материалы дела судебные акты Арбитражного суда Челябинской области, Златоустовского городского суда Челябинской области о взыскании задолженности, Мирового судьи судебного участка,исполнительные листы, находящиеся на принудительном исполнении в службе судебных приставов, соглашение об обязанности погасить задолженность, сведения о включении в реестр требований кредиторов и оплаты сумм, мировые соглашения.
С учетом указанных обстоятельств, суды согласились с выводом комитета о не подтверждении материалами дела большей части указанной в акте просроченной задолженности. В отношении остальной части просроченной задолженности, указанной в акте проверки, нарушение срока исполнения обязательств на момент проведения счетной палатой проверки составил от одного до двух месяцев, а потому оснований для признания незаконными действий комитета по невзысканию указанной задолженности не имелось.
Также, пунктом 1 оспоренного предписания предписано устранить нарушение, заключающееся в занижении комитетом платы по договорам аренды и продажи земли в сумме 6 208 700 руб.
В частности, в акте проверки указано, что передача земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование не соответствует целям создания МАУДОД "Детско-юношеская спортивная школа N 7" - обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта. При установлении фактического вида разрешенного использования земельного участка "объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)" кадастровая стоимость земельного участка могла составить 28 302 873 руб. 24 коп. (7807 кв. м по 3625,32 руб.). Поступления земельного налога увеличились бы на 254,6 тыс. руб. в год ((28302873,24-11326317,53)*1,5%), а при заключении договора аренды с ООО "Тарелка" арендные платежи составили бы 1415,1 тыс. руб. в год.
Между тем, как установлено судами, спорный земельный участок с кадастровым номером 74:25:0000000:15923 имеет разрешенный вид использования "Для размещения временного сооружения-некоммерческой парковки" и передан в постоянное (бессрочное) пользование МАУДОД "Детско-юношеская спортивная школа N 7". Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.03.2016 по делу N А76-24212/2015 установлено, что процедура предоставления земельного участка площадью 7807 кв. м (в дальнейшем поставлен на учет с кадастровым номером 74:25:0000000:15923) МАУДОД "Детско-юношеская спортивная школа N 7" на праве постоянного (бессрочного) пользования не противоречит требованиям действующего Земельного кодекса Российской Федерации.
Между МАУДОД "Детско-юношеская спортивная школа N 7" и ООО "Торговый комплекс "Тарелка" заключено соглашение об установлении сервитута.
То есть, бюджет округа в полном объеме получает плату за использование земельного участка (в виде налога) в соответствии с его целевым использованием.
На земельном участке с кадастровым номером 74:25:0000000:15923 какие-либо объекты недвижимости, связанные с торговой деятельностью, отсутствуют, Торговый комплекс "Тарелка" расположен на ином земельном участке, спорный участок фактически используется под парковку автомобилей, что соответствует его целевому использованию.
В этой связи оснований полагать комитета нарушившим положения бюджетного законодательства ввиду не изменения вида землепользования в отношении указанного земельного участка и не начисления платы за земельный участок в соответствии с видом "Объекты торговли", не имеется.
Также в акте проверки указано, что земельный участок с кадастровым номером 74:25:0305503:98 фактически используется для входа и подъезда автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра "Тарелка", однако неосновательное обогащение этому лицу не предъявлялось, в связи с чем бюджет Златоустовского городского округа недополучил по 1936,5 тыс. руб. (48412320*2% *2*1*1)".
Указанный земельный участок не имеет твердого покрытия, фактически отсыпан щебенкой, не имеет заездов, на нем растут кустарники. На данном участке не паркуются автомобили, не проходят посетители (Акт осмотра земельного участка), в этой связи основания полагать, что ТЦ "Тарелка" пользуется земельным участком и с него надлежит взыскать соответствующую сумму неосновательного обогащения, отсутствуют.
В акте проверки также указано, что за на земельном участке с кадастровым номером 74:25:0000000:11301 находится железный ангар (доступ к которому иных лиц ограничен забором), используемый в производственных целях, туалет и складируется мусор, но арендная плата за пользование земельными участками не предъявлялась и неосновательное обогащение не взыскивалось, а потому за период 2016-2018 годов и I полугодия 2019 года в бюджет Златоустовского ГО не поступил доход в размере 256,10 тыс. руб.
Судами отмечено, что из земельного участка с кадастровым номером 74:25:0000000:11301 выделен и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 74:25:0000000:16470. Именно на земельном участке с кадастровым номером 74:25:0000000:16470 расположено сооружение. В свою очередь земельный участок с кадастровым номером 74:25:0000000:11301 не огорожен. На нем отсутствуют какие-либо объекты, принадлежащие третьим лицам. Наличие на участке деревянного туалета и складирование на участке строительных материалов (песок, мусор) не свидетельствуют об использовании кем-либо земельного участка, так как мусор размещен в результате стихийно образовавшейся свалки, а складирование материалов представляет собой выброшенный неустановленными лицами строительный мусор, как таковой объект, который может называться складом, на участке отсутствует (что подтверждается актом осмотра земельного участка).
Актом также зафиксировано, что комитетом недоначислено за использование земельного участка с кадастровым номером 74:25:0303214:345 (участок примыкает к земельному участку с кадастровым номером 74:25:0303214:71, предоставленному в аренду ООО ТРЦ "Агат" для строительства торгово-развлекательного центра, и фактически используется для аварийного выхода ООО ТРЦ "Агат") в размере 109386,11 руб.
Судами установлено, что фактически названный земельный участок свободен, никем не используется, объекты недвижимости на участке отсутствуют, следовательно, вывод счетной палаты об использовании участка для аварийного выхода из ТРЦ "Агат" является неверным. Правовые основания для начисления комитетом платы за использование этим участком отсутствуют.
Отличие недоначисленной, по мнению счетной палаты, суммы указанной в акте проверки от 28.06.2019 N 12-10/7 и в оспариваемом предписании.
Акт проверки также содержит сведения о неполученных доходах от реализации имущества за 2018 г. в сумме 22889,9 тыс. руб.
Как указывает счетная палата, при проведении проверки проверены и изучены все сделки по имуществу, осуществленные в 2018 году со снижением цены имущество оценено на сумму 31985,9 тыс. руб., а продано за 9096 тыс. руб. или 28,4%).
Между тем, в самом акте также указано на то, что при проверке соблюдения требований нормативных актов по процедуре торгов нарушений не установлено. В акте не приведены сведения о конкретных допущенных комитетом нарушений действующего законодательства при реализации имущества третьим лицам на торгах. Сами торги не оспорены. Все сделки по отчуждению имущества со снижением цены объявлены и реализованы комитетом в соответствии с законодательством Российской Федерации, все аукционы по продаже имущества посредством публичного предложения, проведены только после признания аукциона несостоявшимся.
В этой связи оснований для признания комитета нарушившим требования бюджетного законодательства в результате занижения цены реализованного имущества не имеется.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о признании оспариваемого предписания недействительным, поскольку таким предписанием на комитет возложена обязанность по совершению экономически затратных действий, что нарушает его права и законные интересы.
Изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению по основаниям, изложенным в мотивировочной части данного постановления.
Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 07.12.2020 по делу N А76-45364/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.