Екатеринбург |
|
06 июля 2021 г. |
Дело N А07-41095/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Полуяктова А.С.,
судей Столярова А.А., Лазарева С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - управление, ответчик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.12.2020 по делу N А07-41095/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание) принял участие представитель акционерного общества "СГ-Транс" (далее - общество, истец) - Ломакина И.Н. (доверенность от 25.12.2020 N 044).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к управлению о признании права собственности на следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Туймазы, ул. Чапаева 85А: эстакада покрасочная протяженностью 48 м, кадастровый номер 02:65:011405:256; эстакада пропарочная протяженностью 104 м, кадастровый номер 02:65:000000:1734.
Исковые требования изложены в соответствии с принятым судом изменением предмета в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан.
Решением суда первой инстанции от 21.12.2020 исковые требования общества удовлетворены. Суд признал за обществом право собственности на следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Туймазы, ул. Чапаева 85А: эстакада покрасочная протяженностью 48 м, кадастровый номер 02:65:011405:256; эстакада пропарочная протяженностью 104 м, кадастровый номер 02:65:000000:1734.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов, фактическим обстоятельствам дела. Управление считает, что в передаточном акте указан исчерпывающий перечень объектов, подлежащих передачи в порядке приватизации. Заявитель жалобы полагает, что обществом выбран ненадлежащий способ защиты.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнении к нему общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу управления без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
При рассмотрении спора судами установлено, что общество создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "СГ-транс" (далее - предприятие "СГ-транс") Министерства энергетики Российской Федерации на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15.04.2003 N 470-р и распоряжения Министерства имущества России от 26.12.2003 N 7235-р и является его правопреемником, о чем 27.01.2004 внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером 1047740000021.
В составе имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал общества в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" от 21.12.2001 N 178-ФЗ, по передаточному акту от 27.01.2004 в собственность общества переданы здания и сооружения, представляющие собой единый технологический комплекс - "Ремонтно-испытательный пункт Туймазинского ЭРУ Октябрьского филиала по транспорту газа акционерного общества "СГ-транс" (далее - Туймазинский Ремонтно-испытательный пункт), расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Туймазы, ул. Чапаева, 85 А.
Строительство Туймазинского Ремонтно-испытательного пункта осуществлялось Октябрьской конторой сжиженного газа треста "Союзгаз" Мингазпрома СССР (правопредшественник акционерного общества) по проекту Генерального проектировщика "ЮЖНИИГИПРОГАЗ" г. Донецк.
Государственной приемочной комиссией 30.11.1962 был подписан акт приемки Туймазинского Ремонтно-испытательного пункта в эксплуатацию, 30 декабря 1962 года акт был утвержден управляющим трестом "Союзгаз".
Главный корпус Туймазинского Ремонтно-испытательного пункта принят к бухгалтерскому учету правопредшественником обществом в 1967 году, что подтверждается инвентарной карточкой учета объекта основных средств ("Пункт испытания для ремонта цистерн" инвентарный в 01.04.1967 N 3).
В 1974 году по типовому проекту (рабочие чертежи Южниигипрогаза 1966-1967) Октябрьской конторой сжиженного газа треста "Союзгаз" Мингазпрома СССР осуществлено строительство двух эстакад: эстакады гидравлического испытания (эстакада пропарочная) и эстакады покраски (эстакада покрасочная) с технологическими трубопроводами и электроосвещением (далее - спорные эстакады), которые вошли в состав единого производственного комплекса Туймазинского Ремонтно-испытательного пункта и были приняты к бухгалтерскому учету в составе объекта основных средств "Пункт испытания для ремонта цистерн" в связи с их примыканием к данному объекту недвижимости.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2003 N 470-р предприятие "СГ-Транс" было включено в Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2003 год.
Распоряжением Министерства имущества России от 01.07.2003 N 2880 предприятие "СГ-Транс" было дано поручение организовать в срок до 01.10.2003 проведение инвентаризации имущества и представить результаты на утверждение до 01.11.2003.
Приказом от 23.06.2003 N 435 предприятие "СГ-Транс" поручило директорам филиалов провести инвентаризацию имущества по состоянию на 30.09.2003, по итогам которой письмом от 24.10.2003 N 7-4/8167 передало в Министерство имущества России результаты инвентаризации предприятия "СГ-транс" и промежуточный баланс, составленный по итогам инвентаризации по состоянию на 31.08.2003.
Таким образом, процесс приватизации предприятия "СГ-Транс" осуществлялся на основании переданных данных бухгалтерского учета обособленных подразделений предприятия (18 филиалов по транспорту газа, 12 филиалов по реализации газа и 2 дочерних предприятия) с последующим аккумулированием данных в Центральном аппарате предприятия.
На основании этих данных Министерством имущества России было издано распоряжение от 26 декабря 2003 N 7235-р, которым были утверждены условия приватизации предприятия "СГ-Транс", акт оценки имущества, устав акционерного общества, приложение N 1 "состав подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия "СГ-Транс", приложение N 2 "перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса предприятия "СГ-транс", на основании указанного распоряжения составлен передаточный акт от 27.04.2004.
Перечень подлежащего приватизации имущественного комплекса предприятия "СГ-транс" и передаточный акт от 27.04.2004 был составлен с ошибками в отношении характеристик передаваемого имущества.
Факт наличия технических ошибок при составлении передаточного акта подтверждается неточными сведениями в перечне переданного недвижимого имущества Октябрьского филиала (ошибки содержались в площади, адресных характеристиках объекта, наименование и описание объектов), что позволило зарегистрировать основные объекты недвижимости Туймазинского Ремонтно-испытательный пункта только в 2008 г.
При этом инвентаризация спорных объектов недвижимости в ходе подготовки к приватизации проводилась с привлечением специалистов БТИ, по результатам которой был выдан технический паспорт по состоянию на 08.09.2003, где эстакада покрасочная и эстакада пропарочная были учтены в составе комплекса строений Туймазинского Ремонтно-испытательного пункта.
Факт многочисленных ошибок, допущенных при составлении передаточного акта (согласно письму от 11.07.2006 г. N 15-4/2490: 425 объектов содержат расхождение передаточного акта с данными БТИ или ранее зарегистрированными правами, не содержат описательной части или содержат ошибочные характеристики) подтверждается рядом судебных актов по признанию права собственности на указанные объекты недвижимости общества (дела N А56-21151/2007, N А55-10382/2009, N А40-93691/08-94- 652, N А54-5074/2007-С16, N А43-27753/2009-12-591) и многочисленными обращениями в управление (письмом от 10.09.2007 N 15-4/2853 общество направил в управление график подачи исковых заявлений).
Общество неоднократно обращалось в управление по вопросу оказания содействия и издания распоряжения о внесении изменений, имеющих уточняющий характер по недвижимому имуществу в приложение N 1 к распоряжению Министерства имущества России от 26.12.2003 N 7235- р и подписания соответствующих изменений в передаточный акт (письмо от 25.05.2005 N 7-5/1547, от 08.09.2005 N 7-05/2937, от 04.05.2006 N 15- 1/1622, от 11.07.2006 N 15-4/2490, от 30.11.2006 N 15-4/4471, от 14.02.2007 N 15-4/393, от 12.07.2007 N 15-4/2141), в связи с тем, что зарегистрировать право собственности на объекты иным способом во внесудебном порядке не представляется возможным.
В письме от 24.01.2005 N 02-50 управление сообщило о ликвидации Министерства имущества России, в письме от 28.08.2007 N ЛП-06/24416 отказалось внести соответствующие изменения в связи с тем, что управлению не были предоставлены полномочия по внесению изменений в планы приватизации и передаточные акты.
В связи с тем, что спорные эстакады ошибочно не были указаны в передаточном акте в перечне объектов Октябрьского филиала и отказом управления внести изменения в передаточный акт, было принято решение о постановке эстакады пропарочной и эстакады покрасочной на бухгалтерский учет в качестве самостоятельных объектов недвижимости на основании отчета о рыночной стоимости:
- эстакада покрасочная - инвентарный номер N 563 (дата постановки 30.06.2004), протяженностью 48 м, кадастровый номер 02:65:011405:256;
- эстакада пропарочная - инвентарный номер N 564 (дата постановки 30.06.2004), протяженностью 104 м, кадастровый номер 02:65:000000:1734.
Спорные эстакады не вошли в состав имущества, не подлежащего приватизации (приложение N 2 к распоряжению Министерства имущества России от 26.12.2003), то есть фактически не были изъяты и никогда не выбывали из владения истца, общество с момента передачи ему указанного имущества и по настоящее время несет бремя содержания данного имущества.
В обосновании искового заявления истец сослался на то, что общество добросовестно, открыто и непрерывно владело объектами нeдвижимoсти (эстакада покрасочная протяженностью 48 м, кадастровый номер 02:65:011405:256; эстакада пропарочная протяженностью 104 м, кадастровый номер 02:65:000000:1734), расположенными по адресу: Республика Башкортостан г. Туймазы, ул. Чапаева 85А, в течение более 15-ти лет, использовало спорные эстакады в качестве производственных объектов (технологический регламент работы Ремонтно-испытательного пункта, внутренние локальные нормативные акты, выписки из штатного расписания, договоры на оказание услуг со сторонними организациями), уплачивало налог на имущество (платежные поручения за период с 2015-2019 годы), осуществляло их эксплуатацию (договоры на капитальный ремонт), в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" имеет заключение о промышленной безопасности объектов, паспортизация объектов) и продолжает владеть и пользоваться ими вплоть до настоящего времени.
Ссылаясь на то, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, истец обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК РФ способами.
В силу пункта 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума N 10/22) лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 59 постановления Пленума N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно абзацу 3 пункта 36 постановления Пленума N 10/22, при отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, технические характеристики объектов недвижимости - эстакада пропарочная и эстакада покрасочная, подтверждены техническим паспортом, изготовленным на комплекс строений Туймазинского Ремонтно-испытательный пункт, который был выполнен государственным унитарным предприятием Республиканский центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости г. Туймазы и Туймазинского района по состоянию на 08.09.2003, а также материалами строительно-технических экспертиз, выполненных членом саморегулируемой организации "Межрегиональное объединение проектировщиков" индивидуальным предпринимателем Фархутдиновым А.Х. (приложены документы об образовании и квалификации).
Так, согласно заключениям эксперта, названные эстакады имеют прочную связь с землей, фундаменты являются заглубленными, монолитными, имеют ростверки и буронабивные сваи, стальной каркас закреплен к фундаментам, демонтаж и перенос эстакад без причинения ущерба сооружению невозможен. Кроме того, конструктивные решения эстакад обеспечивают их безопасную эксплуатацию и безопасную работу людей, примененные при строительстве материалы соответствуют строительным, противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям, инженерные сети исправны.
На основании статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 постановления Пленума N 10/22, в силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке реорганизации юридического лица (абзац 3 пункт 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации) - с момента завершения реорганизации юридического лица.
В абзаце 4 пункта 11 постановления Пленума N 10/22 разъяснено, что вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Право на недвижимое имущество в случае реорганизации юридического лица возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Как установлено судами и следует из материалов дела, спорные объекты недвижимости входили в состав приватизированного имущества, не были включены в перечень имущества, не подлежащего приватизации, в связи с чем являются собственностью истца как правопреемника предприятия "СГ-Транс".
Доказательства того, что спорные объекты недвижимости находятся в муниципальной, государственной, федеральной собственности, не представлены. Из материалов дела, напротив, следует, что спорные эстакады в реестрах федерального, республиканского, муниципального имущества не значатся.
Спорные эстакады расположены на земельном участке по адресу: Республика Башкортостан г. Туймазы, ул. Чапаева д. 85А, с кадастровым номером 02:65:011405:34, общей площадью 26 108 кв. м, принадлежащем обществу на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости содержится запись регистрации от 03.08.2010 02-04-18/028/2010-581. Вид разрешенного использования данного земельного участка "для обслуживания и эксплуатации производственной базы", что также соответствует расположенному на нем имуществу (эстакад).
Кроме того, спорные объекты находятся на балансе истца, что подтверждается инвентарными карточками учета основных средств. Материалами дела также подтверждается, что истец в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания имущества, имеет в штате соответствующих сотрудников, обслуживающих спорные эстакады, оплачивает эксплуатационные расходы, а также производит за них уплату всех обязательных платежей.
В отношении спорного имущества записи в Едином государственном реестре недвижимости о регистрации прав на объекты отсутствуют, что подтверждается выписками ЕГРН от 04.09.2019.
Спорные объекты были построены и введены в эксплуатацию в 1974 году, ранее стояли на балансе правопредшественника истца в составе объекта недвижимости "Пункт испытания для ремонта цистерн", фактически не были изъяты и никогда не выбывали из владения, а срок владения указанными объектами не прерывался.
При указанных обстоятельствах, установив, что спорные объекты недвижимости входили в состав приватизированного имущества, в связи с чем являются собственностью общества как правопреемника предприятия "СГ-Транс", пришли к обоснованному выводу о признании права собственности на объекты за обществом.
Удовлетворение судами исковых требований является правомерным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов по смыслу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств спора, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.12.2020 по делу N А07-41095/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.С. Полуяктов |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право на недвижимое имущество в случае реорганизации юридического лица возникает с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
...
Спорные эстакады расположены на земельном участке по адресу: Республика Башкортостан г. Туймазы, ул. Чапаева д. 85А, с кадастровым номером 02:65:011405:34, общей площадью 26 108 кв. м, принадлежащем обществу на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре недвижимости содержится запись регистрации от 03.08.2010 02-04-18/028/2010-581. Вид разрешенного использования данного земельного участка "для обслуживания и эксплуатации производственной базы", что также соответствует расположенному на нем имуществу (эстакад).
Кроме того, спорные объекты находятся на балансе истца, что подтверждается инвентарными карточками учета основных средств. Материалами дела также подтверждается, что истец в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания имущества, имеет в штате соответствующих сотрудников, обслуживающих спорные эстакады, оплачивает эксплуатационные расходы, а также производит за них уплату всех обязательных платежей."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 июля 2021 г. N Ф09-2969/21 по делу N А07-41095/2019