Екатеринбург |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А60-51039/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Черкезова Е. О., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного учреждения культуры "Дворец культуры "Кристалл" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.12.2020 по делу N А60-51039/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
муниципального автономного учреждения культуры "Дворец культуры "Кристалл") - Антонова С.В. (директор, паспорт), Епанчинцева И.А. (доверенность от 21.06.2021);
Финансового управления администрации городского округа Сухой Лог - Дзюба О.В. (доверенность от 28.06.2021).
Муниципальное автономное учреждение культуры "Дворец культуры "Кристалл" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Финансовому управлению Администрации городского округа Сухой лог (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным предписания от 10.09.2020 N 8 "Об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права. Считает, что имелись законные основания для внесения авансового платежа в 2018 году в размере 359 722,56 руб. за услуги, которые будут оказаны МУП "Жилкомсервис-СЛ" в январе, феврале 2019 года. Указывает, что положения Соглашения не содержали запрета на внесение авансовых платежей в счет будущих затрат на коммунальные услуги в текущем финансовом году, было принято решение о внесении изменений в План финансово-хозяйственной деятельности Учреждения и о перечислении сэкономленных денежных средств единственной теплоснабжающей организации МУП "Жилкомсервис-СЛ" в счет будущих затрат на тепловую энергию. Такая возможность также закреплена в ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", где указано, что после завершения финансового года не использованные в текущем финансовом году остатки средств могут использоваться в следующем финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при выполнении муниципального задания в полном объеме. Кроме того, возможность принятия самостоятельного решения о направлении денежных средств на осуществление тех или иных расходов в случае экономии средств содержатся в разъяснениях Минфина от 08.10.2012 N 02-13-06/4132, от 12.07.2012 N 02-13-06/2703. Уточненный План финансово-хозяйственной деятельности учреждения был утвержден в установленном законом порядке 26.12.2018 с отражением всех расходов, в том числе по ст. 223 "коммунальные услуги". Оплата за тепловую энергию в 2018 году произведена в рамках договора N 1-076/18 с дополнительным авансовым платежом в размере 359 722,56 руб. в счет будущих затрат в 2019 году на основании дополнительного соглашения от 30.11.2018. Кроме того, заявитель указывает, что направление оплаты из средств субсидий, выделенных на выполнение муниципального задания, произведено учреждением в полном соответствии с целью, по статьям экономической деятельности - средства выделены на коммунальные расходы и оплачены на КБК коммунальные расходы (теплоснабжение).
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника Управления от 24.08.2020 N 60, в соответствии с планом проведения проверок на II полугодие 2020 года, проведена плановая проверка правильности планирования и фактического потребления теплоэнергии в учреждении, в ходе которой установлен факт нецелевого использования денежных средств в размере 359 722,56 руб., в связи с чем выдано оспариваемое предписание с требованием о возврате денежных средств в бюджет в срок до 31.12.2021.
Полагая, что предписание являет незаконным и необоснованным, учреждение обратилось в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела суды пришли к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)).
В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
На основании статьи 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В силу части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе, бюджетными полномочиями, по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Аналогичные бюджетные полномочия предусмотрены статьей 162 БК РФ для получателя бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Из положений статьи 306.4 БК РФ следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Мерой ответственности за нецелевое использование получателем указанных средств является их изъятие.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
В соответствии со статьей 4 федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" муниципальные задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Согласно пункту 4 названной статьи финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания автономным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 9 постановления Главы городского округа Сухой Лог от 15.09.2015 N 2112-ПГ "Об утверждении Положения о порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания" объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных муниципальному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее - имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения. Утвержденный базовый норматив затрат не включает в себя расходы будущих периодов.
В соответствии с приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения" расчет (обоснование) плановых показателей по оплате коммунальных услуг является приложением к Плану финансово-хозяйственной детальности и детализирует планируемые расходы учреждения.
На основании части 17 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).
В соответствии с пунктом 3.15. статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано, при достижении автономным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).
На основании пункта 44 Положения о порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания", утв. постановления Главы городского округа Сухой Лог от 15.09.2015 N 2112-ПГ, (далее - Положение) расходование в очередном финансовом году бюджетным или автономным учреждением не использованных в текущем финансовом году остатков средств субсидии до рассмотрения годовых отчетов об исполнении муниципального задания не допускается.
Согласно пункту 47 названного Положения возврату в местный бюджет подлежат субсидии в случае нецелевого использования субсидии муниципальным учреждением.
Суды установили, что между заявителем и Управлением по культуре, молодежной политике и спорту городского округа Сухой Лог заключено соглашение N 12 от 27.12.2017 о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, 30.01.2018 заключен договор на теплоснабжение N 1-076/18 с МУП "Жилкомсервис-СЛ" на сумму 1 307 155 руб. Дополнительным соглашением к договору на теплоснабжения N 1-076/18 от 30.11.2018 внесены изменения в части увеличения стоимости договора, без увеличения срока действия договора, в соответствии с пунктом 7.1 договора он действует до 31.12.2018.
На основании пункта 3.4 договора на теплоснабжение N 1-076/18 Т/С с МУП "Жилкомсервис-СЛ" от 30.01.2018 Абонент производит оплату за тепловую энергию и теплоноситель ежемесячно в размере 100% стоимости потребленных за соответствующий месяц тепловой энергии и теплоноситель не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, авансовые платежи договором не предусмотрены.
Согласно представленным актам сдачи-приемки работ (оказания услуг) поставлено тепловой энергии на сумму 1 005 597,64 руб., фактически оплачено 1 365 320, 20 руб., что подтверждено актом сверки взаимных расчетов между МУП "Жилкомсервис-СЛ" и учреждением, платежными поручениями на оплату тепловой энергии от 06 февраля N 50, от 06 марта N 140, от 04 апреля N 186, от 04 мая N 283, от 19 июня N 392, от 11 октября N 659, от 14 ноября N 741, от 13 декабря N 862, от 27 декабря N 940, 941.
Денежные средства в сумме 359 722,56 руб. оплачены 27.12.2018 по платежному поручению N 941 за услуги, которые не были предоставлены МУП "Жилкомсервис-СЛ" заявителю в 2018 году (как пояснил заявитель, фактически были оплачены расходы по тепловой энергии за январь, частично февраль 2019 года авансом). В назначении платежа был указан акт от 27.12.2018; при этом согласно пояснениям представителей сторон этот акт не составлялся, фактически была произведена оплата в счет будущего оказания услуг. Изменения в план закупок в части цены и срока действия договора не вносились.
Учитывая изложенное, установив, что заявителем в 2018 году расходы по тепловой энергии за январь, частично за февраль 2019 года оплачены в нарушение условий плана закупок, договора на теплоснабжение N 1-076/18 Т/С (с изменениями от 30.11.2020) с МУП "Жилкомсервис-СЛ" и в нарушение условий Соглашения N 12 от 27.12.2017 о порядке предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, а также приняв во внимание, что соглашением о предоставлении субсидий не предусмотрена возможность оплаты в текущем финансовом году коммунальных услуг без заключения договора, которые будут оказаны в следующем году, годовой отчет об исполнении муниципального задания за 2018 год был утвержден 01.02.2019 и размещен на официальном сайте bus.gov.ru 05.12.2019, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ином толковании норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.12.2020 по делу N А60-51039/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального автономного учреждения культуры "Дворец культуры "Кристалл" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.