Екатеринбург |
|
12 июля 2021 г. |
Дело N А07-10756/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Токмаковой А.Н., Черкезова Е.О.,
при ведении протокола помощником судьи Благовой Б.М., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Башкортостан кассационную жалобу Башкортостанской таможни (далее - таможня, таможенный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.12.2020 по делу N А07-10756/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи принял участие представитель таможенного органа, Приволжского таможенного управления - Бильгильдеева З.Г. (доверенность от 14.01.2021,29.12.2020 соответственно).
Общество с ограниченной ответственностью "Евроимпэкс" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к таможне о взыскании процентов на суммы излишне взысканных таможенных платежей в размере 541 303 руб. 27 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.12.2020 требования заявителя удовлетворены частично, с таможни в пользу общества взысканы проценты в сумме 540 537 руб. 66 коп., а также в возмещение судебных расходов на оплату госпошлины - 13 807 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможня просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно - статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
Кроме того, заявитель кассационной жалобы обращает внимание на то, что 24.10.2018 Башкортостанский таможенный пост Башкортостанской таможни переподчинен Приволжской электронной таможне, а потому таможенным органом расчета процентов по спорной декларации являлась Приволжская электронная таможня, тогда как у Башкортостанской таможни не имелось оснований для удовлетворения претензий заявителя.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, обществом в декабре 2016 года на основании заключенного контракта от 01.09.2016 N IV/S с компанией OHL Gutermuth Industrial Valves GmbH по декларации на товары N 10401090/211216/0018585 на территорию Российской Федерации ввезен товар - "Затворы дисковые поворотные, предназначенные для монтажа в качестве регулирующих устройств на трубопроводах". Общество задекларировало ввезенный товар по коду 8481 80 850 1 (как затворы дисковые поворотные, предназначенные для работы при температуре окружающего воздуха -40 °С и ниже, давлении 16 Па и выше, в среде, содержащей сероводород (H2S), со ставкой ввозной таможенной пошлины - 0%).
Таможенный орган по результатам проведенной экспертизы пришел к выводу об отсутствии у затворов дисковых поворотных всех перечисленных выше свойств, в связи с чем классифицировал товар по коду 8481 80 850 8 (как затворы дисковые поворотные, прочие, со ставкой таможенной пошлины - 9%).
В связи с принятием решения по классификации по ТН ВЭД ЕАЭС товара, декларированного по ДТ N 10401090/211216/0018585, таможня 21.11.2017 уведомила общество о проведении зачета денежного залога, внесенного истцом на депозитный счет Федерального казначейства в размере 3 387 248 руб. 59 коп. в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных платежей, пеней по указанной выше декларации.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2019 по делу N А07-1069/2018 признаны недействительными решение таможни от 19.10.2017 N РКТ-10401090-17/000099 по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС и от 19.10.2017 N 10401090/211216/0018585 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары. Списанные ранее денежные средства в сумме 3 387 248 руб. 59 коп. возвращены 20.01.2020 обществу.
Полагая, что в период с 21.11.2017 по 19.01.2020 денежные средства в размере 3 387 248 руб. 59 коп. удерживались таможенным органом незаконно, и на указанную сумму подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами, обществом в адрес таможни по почте 24.03.2020 направлена претензия, в которой предложено уплатить проценты за период с 21.11.2017 по 19.01.2020 в сумме 541 303 руб. 27 коп.
Неисполнение таможней содержащегося в претензии требования послужило основанием для обращения общества в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства, взысканные таможенным органом с общества в качестве таможенных платежей, имеют статус излишне взысканных, следовательно, при возврате указанных платежей подлежат начислению проценты. При этом, суд произвел перерасчет процентов, исходя из периода просрочки - с 22.11.2017 по 19.01.2020.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, оставил судебный акт суда первой инстанции без изменения.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги, не возвращенные в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных по правилам гл.18 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, налогов проценты на излишне взысканные таможенные пошлины, налоги начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из буквального толкования пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания (внесения таможенных платежей в бюджет), по день фактического возврата.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 35 Постановления Пленума от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Закона N 311-ФЗ, а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 названного закона). Принимая во внимание компенсационную природу процентов, а также принцип равенства всех перед законом, судам следует учитывать, что установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем внесения таможенных платежей в бюджет, до даты фактического возврата, в том числе, если имело место самостоятельное перечисление обязанным лицом денежных средств в уплату доначисленных по результатам таможенного контроля таможенных платежей (под угрозой применения мер взыскания). В ином случае добросовестные плательщики ставятся в худшее положение в сравнении с лицами, которые уклонялись от исполнения решения таможенного органа.
Согласно пункта 6 раздела "Судебная коллегия по экономическим спорам" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей на сумму таких платежей начисляются проценты со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата независимо от того, соблюден ли таможенным органом месячный срок возврата указанных денежных средств. При этом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Таким образом, правильно применив указанные выше нормы права, с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении Пленума от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), суды установили, что в рассматриваемом случае имело место принудительное взыскание таможней таможенных платежей путем принятия решений о зачете уплаченного обществом денежного залога в счет исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, а также путем списания денежных средств с перечисленных обществом по требованию таможни денежных средств, при том, что вступившим в законную силу судебным актом признана незаконность доначисления указанных сумм таможенных платежей, сделав обоснованный вывод о наличии у общества оснований для начисления процентов на суммы излишне взысканных таможенных платежей.
Правомерно определив дату начала периода начисления процентов датой, которая следует за днем совершения таможней указанных действий - 22.11.2017, суд первой инстанции правильно произвел перерасчет процентов. Позиция суда в этой части соответствует разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 35 постановления Пленума от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза".
С учетом изложенного, суды правомерно удовлетворили заявленные требования общества.
Приведенный таможней в жалобе довод о том, что у него отсутствовали основания для удовлетворения претензии общества, поскольку Башкортостанский таможенный пост 24.10.2018 переподчинен Приволжской электронной таможне был предметом рассмотрения судов обеих инстанций и правомерно отклонен ввиду того, что в данном случае декларирование товаров по спорным таможенным декларациям произведено на таможенных постах Башкортостанской таможни, соответственно, требование о возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин и требование об уплате процентов на излишне взысканные суммы таможенных пошлин подлежали подаче в этот таможенный орган по месту декларирования товаров, за которые излишне взысканы таможенные пошлины (часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ), и этим же органом должно быть принято решение о выплате процентов, которое в дальнейшем подлежало направлению в таможенный орган, осуществляющий администрирование лицевого счета, и который, в свою очередь, формирует заявку на возврат указанных денежных средств. То есть, именно Башкортостанская таможня является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям и имеет возможность самостоятельно и (или) с привлечением технических средств Приволжского таможенного управления исполнить решение суда по рассматриваемому делу.
Иные доводы заявителя жалобы судом кассационной инстанции также не принимаются, поскольку они не подтверждают нарушение судами обеих инстанций норм права, а основаны на неверном их толковании и сводятся лишь к переоценке выводов судов, положенных в основу обжалуемых судебных актов, а также фактических обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций. Кроме того, доводы не содержат ссылок, которые не были бы проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов и не могут служить основанием для отмены законных судебных актов. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.12.2020 по делу N А07-10756/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2021 по тому же делу у оставить без изменения, кассационную жалобу Башкортостанской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенный таможней в жалобе довод о том, что у него отсутствовали основания для удовлетворения претензии общества, поскольку Башкортостанский таможенный пост 24.10.2018 переподчинен Приволжской электронной таможне был предметом рассмотрения судов обеих инстанций и правомерно отклонен ввиду того, что в данном случае декларирование товаров по спорным таможенным декларациям произведено на таможенных постах Башкортостанской таможни, соответственно, требование о возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин и требование об уплате процентов на излишне взысканные суммы таможенных пошлин подлежали подаче в этот таможенный орган по месту декларирования товаров, за которые излишне взысканы таможенные пошлины (часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ), и этим же органом должно быть принято решение о выплате процентов, которое в дальнейшем подлежало направлению в таможенный орган, осуществляющий администрирование лицевого счета, и который, в свою очередь, формирует заявку на возврат указанных денежных средств. То есть, именно Башкортостанская таможня является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям и имеет возможность самостоятельно и (или) с привлечением технических средств Приволжского таможенного управления исполнить решение суда по рассматриваемому делу."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 июля 2021 г. N Ф09-4474/21 по делу N А07-10756/2020