Екатеринбург |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А71-9664/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Ижевск" на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.01.2021 по делу N А71-9664/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседание), приняла участие представитель акционерного общества "Газпром газораспределение Ижевск" - Копысова О.В. (доверенность от 19.05.2021 N 12-11/076).
Акционерное общество "Газпром газораспределение Ижевск" (далее - заявитель, АО "Газпром газораспределение Ижевск", общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Управление, Удмуртское УФАС России, антимонопольный орган) от 17.07.2020 по делу N 018/01/10-260/2019.
Определением суда от 12.10.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Производственное внедренческое предприятие "Тепло Люкс" (далее - ООО ПВП "Тепло Люкс"), Гунина Г.Ф.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.01.2021 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе АО "Газпром газораспределение Ижевск" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Указывает, что не уклонялось от заключения соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении с ООО ПВП "Тепло Люкс", подготовило мотивированный отказ от заключения соглашения, поскольку законодатель закрепил единое, неделимое понятие внутридомового газового оборудования в домовладении и не предусмотрел его деление. Общество настаивает, что в отношении одного и то же объекта возможно заключение одного соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении (далее - АДО), а не нескольких. Поскольку потребителями с ООО ПВП "Тепло Люкс" заключены договоры только в отношении газовых котлов, данные договоры противоречат требованиям пункта 2 Правил N 410; основания для заключения соглашения об АДО в силу пункта 7 Правил N 410 не возникли. По мнению заявителя, заключенные потребителями с ООО ПВП "Тепло Люкс" договоры являются договорами сервисного обслуживания, не являются договорами на техническое обслуживание. По мнению общества, судами не дана надлежащая правовая оценка доводам заявителя, представленным в материалы дела документам, а именно: заключенному с ООО ПВП "Тепло Люкс" договору, где предусмотрена обязанность заключить договор с ГРО, и дополнительным соглашениям к договорам на сервисное сопровождение со ссылкой на дело N А71-5313/2019, имеющим, по мнению судов, преюдициальное значение для настоящего дела.
Как следует из материалов дела, 24.01.2019 в Удмуртское УФАС России из Прокуратуры Первомайского района г. Ижевска поступили материалы проверки по рассмотрению обращения гр. Гуниной Г.Ф., из которых следует, что по адресу проживания Гуниной Г.Ф. установлен газовый котел, техническое обслуживание которого осуществляет ООО "ПВП "Тепло Люкс" на основании договора от 06.12.2012 N 350/12-С. В заявлении Гуниной Г.Ф. выражено желание по осуществлению обслуживания и ремонту ее газового оборудования ООО "ПВП "Тепло Люкс", однако АО "Газпром газораспределение Ижевск" понуждает ее к заключению платных услуг на техническое обслуживание газового оборудования. В ходе рассмотрения поступивших из прокуратуры материалов антимонопольным органом выявлено неоднократное обращение ООО "ПВП "Тепло Люкс" к АО "Газпром газораспределение Ижевск" с заявками от 04.09.2018, от 20.11.2018, от 13.12.2018, от 19.12.2018, от 10.01.2019 на заключение Соглашения об осуществлении АДО внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, с приложением дополнительных соглашений на сервисное обслуживание газового оборудования, договора на техническое сопровождение газового оборудования, в удовлетворении которых отказано со ссылкой на имеющиеся у АО "Газпром газораспределение Ижевск" договоры на техническое обслуживание и ремонт ВДГО по данным абонентам, включая гр. Гунину Г.Ф., в рамках которых осуществляется, в том числе, АДО (письма от 10.10.2018, 07.12.2018, 28.01.2019).
Установив в действиях общества признаки нарушения требований пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном отказе от заключения соглашений об АДО с ООО "ПВП "Тепло Люкс", антимонопольный орган выдал заявителю предупреждение от 06.03.2019 N ММ01-17-06/1483 о прекращении действий (бездействия) путем направления в адрес ООО "ПВП "Тепло Люкс" проекта соглашения об АДО в ответ на заявки ООО "ПВП "Тепло Люкс" от 04.09.2018, 20.11.2018, 13.12.2018, 19.12.2018, 10.01.2019.
Названное предупреждение было предметом судебной проверки, вступившим в законную силу судебным актом по делу N А71-5313/2019 признано соответствующим требованиям законодательства.
В связи с неисполнением АО "Газпром газораспределение Ижевск" предупреждения антимонопольного органа на основании части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Удмуртским УФАС России 15.04.2020 возбуждено дело N 018/01/10-260/20190 о нарушении антимонопольного законодательства, о чем 18.04.2019 вынесен приказ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 41.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства 17.07.2020 Комиссией Удмуртского УФАС России вынесено решение, которым АО "Газпром газораспределение Ижевск" признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем необоснованного отказа от заключения соглашения об аварийно-диспетчерском обслуживании. Комиссией антимонопольного органа принято решение о выдаче АО "Газпром газораспределение Ижевск" предписания о прекращении злоупотребления доминирующим положением (пункт 2 решения), передать материалы дела N 018/01/10-260/2019 должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО "Газпром газораспределение Ижевск" и его виновных должностных лиц по статье 14.31 КоАП РФ (пункт 3 решения).
Предписанием от 17.07.2020 по делу N 018/01/10-260/2019 АО "Газпром газораспределение Ижевск" предписано прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке АДО внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на территории Удмуртской Республики путем направления в адрес ООО "ПВП "Тепло Люкс" проекта соглашения об АДО в ответ на заявки ООО "ПВП "Тепло Люкс" от 04.09.2018, от 20.11.2018, от 13.12.2018, от 19.12.2018, от 10.01.2019.
Не согласившись с решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.
В ходе рассмотрения дела суды пришли к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" относит к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, положения об охранных зонах трубопроводов, положения о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, порядка доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядка использования газа в качестве топлива, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, перечня потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (ст. 8).
Реализуя предоставленные федеральным законодателем полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 14.05.2013 N 410 утвердило Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила N 410).
Пунктом 1 Правил N 410 предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Согласно пункту 2 Правил 410 под "внутридомовым газовым оборудованием" (ВДГО) понимается являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (абзац 5); внутриквартирное газовое оборудование (ВКГО) - газопроводы многоквартирного дома, проложенные после запорной арматуры (крана), расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа (абзац 7).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил N 410 безопасное использование и содержание ВКГО, ВДГО обеспечивается, в том числе, путем осуществления АДО.
Согласно пункту 2 Правил N 410 АДО - комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 410 АДО, в том числе, локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой ГРО незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к ВДГО/ВКГО, предусмотренного пунктами 48 - 53 настоящих Правил, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 настоящих Правил. АДО осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами N 410 (абзац третий пункта 7 Правил). При этом положения Правил N 410 не устанавливают каких-либо обязанностей для специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией.
В силу абзаца четвертого пункта 7 Правил N 410 специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор (договоры) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с заказчиком (заказчиками), в заключении соглашения (абзац шестой пункта 7 Правил).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
На основании части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Статьей 4 Закон о естественных монополиях услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что АО "Газпром газораспределение Ижевск" осуществляет транспортировку газа по газораспределительным сетям и является субъектом естественной монополии на основании статьи 3, абзаца 3 части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях, следовательно, на общество распространяются ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции в части запрета на злоупотребление доминирующим положением.
Регулируя отношения в сфере деятельности естественных монополий, Закон о естественных монополиях устанавливает сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым АДО не относится. Соглашение об осуществлении АДО с газораспределительной организацией является обязательным требованием для лиц, выполняющих работы по техническому обслуживанию газового оборудования.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N АКПИ13-826 пункты 2, 6, 7, 10, 24 - 30, 32, 34 - 36, 80 Правил N 410 признаны недействующими в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа.
Таким образом, обязанность иметь в своем составе аварийно-диспетчерскую службу лежит на газораспределительной организации, в обязанности которой также входит транспортировка газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование. Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, не обязана и не вправе иметь в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.
Согласно Реестру уведомлений специализированных организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию газового оборудования, техническому диагностированию газового оборудования, размещенному на сайте Государственной жилищной инспекции Удмуртской Республики http//gzhi.udmurt.ru/, ООО "ПВП "Тепло Люкс" является специализированной организацией с 26.08.2018. В штате организации состоят сотрудники, имеющие необходимое оборудование и квалификацию для осуществления работ по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и ВКГО.
Суды также установили, что ООО "ПВП "Тепло Люкс" неоднократно обращалось к АО "Газпром газораспределение Ижевск" с заявками на заключение Соглашения об осуществлении АДО внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, с приложением дополнительных соглашений на сервисное обслуживание газового оборудования, договора на техническое сопровождение газового оборудования (от 04.09.2018, от 20.11.2018, от 13.12.2018, от 19.12.2018, от 10.01.2019). Общество отказало ООО "ПВП "Тепло Люкс" в заключение таких соглашений со ссылкой на то, что согласно представленным дополнительным соглашениям у АО "Газпром газораспределение Ижевск" имеются договоры на техническое обслуживание и ремонт ВДГО по данным абонентам, в рамках данных договоров осуществляется, в том числе, АДО: по первой заявке ООО "ПВП "Тепло Люкс" от 04.09.2018 приложен договор на техническое сопровождение оборудования от 31.08.2018, заключенный с Елисеевым И.А., на которую АО "Газпром газораспределение Ижевск" сообщило, что между ним и Елисеевым И.А. имеется договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования, в рамках которого осуществляется и АДО (письмо от 10.10.2018 N 01-19/2469). Ко второй заявке ООО "ПВП "Тепло Люкс" от 20.11.2018 приложено дополнительное соглашение от 13.11.2018 N 078/12-С(7) к договору от 19.06.2012 N 078/12-С на сервисное сопровождение оборудования, заключенное с Зашихиным В.М., в письме от 07.12.2018 N 01-19/3014 на которое АО "Газпром газораспределение Ижевск" указало на наличие заключенного с данным абонентом договора на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в рамках данного договора осуществляется, в том числе, и АДО. ООО "ПВП "Тепло Люкс" к третьей заявке от 13.12.2018 приложено дополнительное соглашение от 14.02.2018 N 350/12-С к договору от 06.12.2012 N 350/12-С на сервисное сопровождение оборудования, заключенное с Гуниной Г.Ф., к четвертой заявке от 19.12.2018 - дополнительное соглашение от 24.05.2018 N 125/09-С(7) к договору от 22.10.2009 N 125/09 на сервисное сопровождение оборудования, заключенное с Баженовой Н.Ю. Из письма АО "Газпром газораспределение Ижевск" от 08.02.2019 исх. N 01-19/239 следует, что у общества не имеется сведений об объектах, подлежащих обслуживанию, в связи с чем соглашение с ООО "ПВП "Тепло Люкс" не могло быть заключено.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда в решении от 19.12.2018 N АКПИ18-1084, определяя особенности предоставления коммунальной услуги газоснабжения потребителей по централизованной сети газоснабжения указала, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в пункте 131 предусматривают, что газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией АДО, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам.
Абзац четвертый пункта 7 Правил N 410 определяет взаимоотношения специализированной организации по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с газораспределительной организацией по осуществлению АДО. Из буквального толкования положений абзацев четвертого и шестого пункта 7 Правил N 410 в их взаимосвязи следует, что соглашение об осуществлении АДО внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заключается, как правило, специализированной организацией, не имеющей в своем составе аварийно-диспетчерской службы, при безусловном наличии такой службы у газораспределительной организации.
Учитывая изложенное, судами правомерно отмечено, что газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации в заключении соглашения об осуществлении АДО - данное правовое регулирование осуществлено Правительством Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными законодательством о газоснабжении, учитывает специфику процесса газоснабжения и не может рассматриваться как ограничивающее конкуренцию в сфере услуг по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (решение Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2018 N АКПИ18-1084); при этом из анализа положений Правил N 410 в их совокупности следует, что работы по АДО сами по себе не являются предметом оборота на рынке содержания и обслуживания газового оборудования, а являются составной частью комплекса работ (услуг) по безопасному использованию и содержанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования; АО "Газпром газораспределение" не отрицает наличие в штате общества аварийно-диспетчерской службы.
Судами установлено, что в обоснование отказа заключить соглашение об осуществлении АДО ВГКО, ВДГО с ООО "ПВП "Тепло Люкс" общество ссылалось на наличие ранее заключенных договоров на техническое обслуживание и ремонт ВДГО по объектам, указанным в заявках. Вместе с тем суды правомерно отметили, что указанное обстоятельство согласно Правилам N 410 не является основанием для отказа в заключении соглашения об АДО, а также то, что в данном случае факт заключения договоров с АО "Газпром газораспределение Ижевск" фактически лишает заказчиков возможности самостоятельно выбрать организацию, с которой они хотят заключить соответствующее соглашение (ООО "ПВП "Тепло Люкс").
Между тем в силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. Согласно части 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд, с требованием о понуждении заключить договор.
В Решении Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N АКПИ13-826, согласно которой пункты 2, 6, 7 и 30 Правил N 410 в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа, признаны недействующими. Из этого решения следует, что Правила N 410 в части, ограничивающей гражданские права хозяйствующих субъектов на осуществление вида деятельности, не запрещенного федеральным законом, противоречат требованиям Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив обстоятельства дела, представленные в материалы дела доказательства в их взаимной связи и в совокупности в порядке статьи 71 АПК РФ, ввиду отсутствия доказательств, опровергающих правомерность выводов антимонопольного органа о наличии в действиях АО "Газпром газораспределение Ижевск" признаков нарушения антимонопольного законодательства, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, по существу направлены на переоценку этих выводов и установленных судами фактов, в связи с чем подлежат отклонению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 20.01.2021 по делу N А71-9664/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Ижевск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса. Согласно части 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд, с требованием о понуждении заключить договор.
В Решении Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N АКПИ13-826, согласно которой пункты 2, 6, 7 и 30 Правил N 410 в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа, признаны недействующими. Из этого решения следует, что Правила N 410 в части, ограничивающей гражданские права хозяйствующих субъектов на осуществление вида деятельности, не запрещенного федеральным законом, противоречат требованиям Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 июля 2021 г. N Ф09-4413/21 по делу N А71-9664/2020
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4413/2021
13.07.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4413/2021
20.04.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3068/2021
20.01.2021 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-9664/20