Екатеринбург |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А76-31762/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Черкезова Е. О., Токмаковой А. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Озерстройкомплекс" (далее - общество "Озерстройкомплекс", общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2021 по делу N А76-31762/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3по Челябинской области (далее - МИФНС N 3) - Семенова М.А. (доверенность от 11.01.2021 N 25, диплом).
До начала судебного заседания от общества "Озерстройкомплекс" и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Челябинской области (далее - МИФНС N 17, регистрирующий орган, инспекция) поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Ходатайства судом рассмотрены и удовлетворены.
Общество "Озерстройкомплекс" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - УФНС по Челябинской области) от 03.08.2020 N 16-07/2/003638, решения МИФНС N 17 от 08.06.2020 N 130110А.
Определением от 23.12.2020 в качестве соответчика привлечена МИФНС N 17.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Озерстройкомплекс" просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая на оставления без внимания судами довода о невозможности завершения последнего этапа ликвидации общества в установленный срок (до 15.05.2020) по причине введения режима самоизоляции, ограничений, вводимых на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19).
В отзыве на кассационную жалобу МИФНС N 3 указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество "Озерстройкомплекс" зарегистрировано в качестве юридического лица 17.08.2000; единственным участником общества "Озерстройкомплекс" 15.05.2019 принято решение N 1 о ликвидации общества в добровольном порядке, назначении ликвидатором Е.В. Ершовой.
Ликвидатор общества Е.В. Ершова представила в регистрирующий орган уведомление о ликвидации юридического лица по форме N Р15001 и решение единственного участника N 1 от 15.05.2019 о ликвидации общества и назначении ликвидатора; в результате рассмотрения данных документов регистрирующий орган принял решение о государственной регистрации принятия юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора, о чем в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена соответствующая запись.
Впоследствии 02.06.2020 в регистрирующий орган поступило заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001, приложены следующие документы: решение единственного участника общества N 4 от 26.05.2020 об утверждении ликвидационного баланса, ликвидационный баланс, документ об оплате государственной пошлины.
По результатам рассмотрения данного заявления регистрирующим органом принято решение N 130110А от 02.06.2020 об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации), в связи с несоблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица.
Решением УФНС по Челябинской области N 16-07/2/003631 от 03.08.2020 жалоба общества "Озерстройкомплекс" на вышеуказанное решение регистрирующего органа оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, общество "Озерстройкомплекс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций исходили из правомерности оспариваемого решения регистрирующего органа.
Данный вывод основан на положениях действующего законодательства и соответствует материалам дела.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью).
В частности, пунктом 6 ст. 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.
Подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица.
Заявление общества о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 поступило в регистрирующий орган 02.06.2020, тогда как согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, общество "Озерстройкомплекс" находится в стадии ликвидации с 15.05.2019.
Таким образом, процедура ликвидации общества не была завершена в установленный годичный срок, что явилось законным основанием для вынесения регистрирующим органом оспариваемого ненормативного правового акта.
Учитывая, вышеизложенное, а также тот факт, что пропущенный срок не был продлен в установленном порядке, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.02.2021 по делу N А76-31762/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Озерстройкомплекс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Озерстройкомплекс" из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной на основании извещения от 26.05.2021.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
...
По результатам рассмотрения данного заявления регистрирующим органом принято решение N 130110А от 02.06.2020 об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации), в связи с несоблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица.
...
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью).
...
Подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 июля 2021 г. N Ф09-4918/21 по делу N А76-31762/2020