Екатеринбург |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А76-30847/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Краснобаевой И.А., Суспициной Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущества Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2021 по делу N А76-30847/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство имущества Челябинской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Администрации Аргаяшского муниципального района (далее - администрация) о признании права собственности Челябинской области на 71,7% доли в праве собственности на объект недвижимости - наружное газоснабжение жилых домов с кадастровым номером 74:02:0000000:3413 протяженностью 1446 м, по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, п. Худайбердинский, ул. Советская, ул. Терешковой.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области.
Решением суда первой инстанции от 22.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель оспаривает как не соответствующий фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам вывод судов о недоказанности истцом возникновения у Челябинской области права на спорный газопровод. Ссылаясь на акт от 21.08.2002 о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, справку о финансировании законченного строительства имущественного комплекса газового хозяйства, согласно которой источником финансирования является областной бюджет, технический план от 20.12.2017, заявитель настаивает на владении спорным имуществом. Заявитель поясняет, что министерством неоднократно указывалось на отсутствие возможности получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие право собственности Челябинской области на спорный объект недвижимости, в связи с чем министерство вынуждено было обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Иной момент возникновения, изменения или прекращения прав на недвижимое имущество может быть установлен только законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Заявляя требования о признании права собственности, истец должен доказать возникновение у него права на имущество по основаниям, предусмотренным законом, нахождение спорного объекта в его владении, а также незаконность возникновения права собственности у ответчика на спорное имущество.
Условиями приобретения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество являются соблюдение при его создании закона и иных правовых актов (пункт 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации), предусматривающих наличие совокупности юридических фактов: предоставление земельного участка для строительства объекта, получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также государственная регистрация права на такой объект (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство и реконструкция объектов капитального строительства осуществляются при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей.
В силу статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
До даты введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты газораспределительной системы вводились в эксплуатацию в порядке, установленном постановлением Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" (далее - постановление N 105), на основании акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, оформленного в соответствии со СНиП 3.05.02-88* "Газоснабжение", утвержденным постановлением Государственного строительного комитета СССР от 17.03.1988 N 39 (далее - СНиП 3.05.02-88*), СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы", введенным в действие с 01.07.2003 постановлением Госстроя России от 23.12.2002 N 163 (далее - СНиП 42-01- 2002).
Согласно пунктам 6, 8 постановления N 105 государственные приемочные комиссии принимают в эксплуатацию законченные строительством объекты, приемка оформляется актами.
Приемку законченного строительством объекта системы газоснабжения следует производить в соответствии с обязательными Приложениями 8*, 9* (пункт 9.20 СНиП 3.05.02-88*).
Пунктом 5 Приложения 8* к СНиП 3.05.02-88* установлено, что приемка законченного строительством объекта системы газоснабжения оформляется актом по форме обязательного Приложения 9*.
Из содержания пункта 5 письма Госстроя Российской Федерации от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9 "Разъяснение порядка применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" следует, что объекты систем газоснабжения, правила проектирования которых регламентированы СНиП 2.04.08-87 "Газоснабжение" (кроме газонаполнительных станций (ГНС), газонаполнительных пунктов (ГНП) и автогазозаправочных станций (АГЗС), принимаются в эксплуатацию по правилам СНиП 3.05.02-88* "Газоснабжение".
При этом акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения, составленный в соответствии с приложением СНиП 3.05.02-88* для отдельно возводимых объектов газоснабжения, является окончательным, а для систем газоснабжения, входящих в состав здания или сооружения, включается в состав приемосдаточной документации по этому зданию или сооружению.
Таким образом, до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации вышеназванные нормы регулировали ввод объектов газоснабжения в эксплуатацию, а документом, приравненным к разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, был акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что в период с июня по август 2002 г. подрядчиком СМБ Аргаяшского участка открытого акционерного общества "Кыштыммежрайгаз" осуществлены строительно-монтажные работы по возведению наружного газоснабжения жилых домов в п. Худайбердинский, Аргаяшского района по ул. Советская, ул. Терешковой.
Актом от 21.08.2002 о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта принято в эксплуатацию наружное газоснабжение жилых домов в п. Худайбердинский, Аргаяшского района по ул. Советская, ул. Терешковой.
В соответствии с пунктом 2 постановления губернатора Челябинской области от 28.07.1999 N 357 "О порядке формирования собственности Челябинской области за счет имущественного комплекса объектов газификации" законченные строительством объекты газового хозяйства подлежат занесению в Реестр имущества Челябинской области. Занесение в Реестр производится по результатам государственной технической инвентаризации, оформленным в виде технического инвентаризационного паспорта и технического описания объекта.
Согласно справке о финансировании законченного строительством имущественного комплекса газового хозяйства строительство наружного газоснабжения жилых домов в п. Худайбердинский, Аргаяшского района по ул. Советская, ул. Терешковой финансировалось за счет средств бюджета Челябинской области в размере 696,8 тыс. руб.
В соответствии с актом разграничения долей в строительстве объекта наружного газоснабжения жилых домов в п. Худайбердинский, Аргаяшского района по ул. Советская, ул. Терешковой доля стоимостью в сумме 696,8 тыс. руб. или 71,7% является долей затрат Челябинской области.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.12.2019 N 74/001/024/2019-56232 на государственный кадастровый учет поставлен объект недвижимости - наружное газоснабжение жилых домов в п. Худайбердинский, Аргаяшского района по ул. Советская, ул. Терешковой, с кадастровым номером 74:02:0000000:3413, год завершения строительства - 2002, протяженностью 1446 м.
Суды установили, что газопровод расположен на земельных участках с кадастровыми номерами 74:02:0000000:3474, 74:02:110101:286, 74:02:1101004:1, 74:02:1101004:125, 74:02:1101004:126, 74:02:1101008:1, 74:02:1101004:130, 74:02:0000000:3801, 74:02:1101001:355, не принадлежащих истцу на каком бы то ни было праве.
В ответ на запрос министерства администрацией дан ответ от 16.03.2020 N 1236 об отсутствии указанного объекта в реестре муниципальной собственности.
МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях сообщило в письме от 10.02.2020 N 2017 об отсутствии указанного объекта в реестре федеральной собственности.
Уведомлением от 06.12.2019 N 74/999/001/2019-229497 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области уведомило министерство об отказе в государственной регистрации права собственности Челябинской области в отношении объекта - наружное газоснабжение жилых домов в п. Худайбердинский, Аргаяшского района по ул. Советская, ул. Терешковой, с кадастровым номером 74:02:0000000:3413.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, отсутствие в распоряжении министерства иных доказательств, подтверждающих возникновение права собственности Челябинской области на спорный газопровод, а также на положения статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, министерство обратилось в арбитражный суд с требованием о признании права собственности.
При исследовании обстоятельств настоящего дела суды установили, что акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения не предоставлен.
Более того, суды выявили, что министерством не предоставлено сведений о получении разрешения на строительство и ввод спорного объекта в эксплуатацию в предусмотренном законом порядке, а также о наличии правоустанавливающих документов на земельные участки.
Кроме того, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставленные в материалы дела доказательства, суды заключили, что данных, позволяющих сделать вывод о вспомогательном либо самостоятельном назначении спорного объекта, министерством не представлено.
Суды приняли во внимание, что в случае, если газопровод высокого давления не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к жилым домам, находящимся в собственности физических лиц, требования о признании права собственности на него не могут быть признаны обоснованными вне зависимости от физических характеристик и прочной связи с земельным участком.
С учетом изложенного суды признали, что при указанных обстоятельствах невозможно сделать вывод о создании спорного объекта в качестве объекта недвижимости в соответствии с требованиями законодательства.
Помимо изложенного, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 9, 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, приняв во внимание, что условием удовлетворения иска о признании права собственности на недвижимое имущество является его возникновение и наличие обстоятельств владения данным имуществом лицом, обратившимся с иском, вместе с тем выявив, что фактическое владение спорным имуществом истцом не доказано, также учитывая, что судам не представлено доказательств наличия спора о праве с ответчиком, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания за министерством права собственности на спорный объект.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истцом не представлены доказательства возникновения у Челябинской области соответствующего права на спорный газопровод на основании статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований министерства о признании права собственности Челябинской области на объект недвижимости - наружное газоснабжение жилых домов с кадастровым номером 74:02:0000000:3413 протяженностью 1446 м, по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, п. Худайбердинский, ул. Советская, ул. Терешковой.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22.01.2021 по делу N А76-30847/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущества Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
И.А. Краснобаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Помимо изложенного, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 9, 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, приняв во внимание, что условием удовлетворения иска о признании права собственности на недвижимое имущество является его возникновение и наличие обстоятельств владения данным имуществом лицом, обратившимся с иском, вместе с тем выявив, что фактическое владение спорным имуществом истцом не доказано, также учитывая, что судам не представлено доказательств наличия спора о праве с ответчиком, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для признания за министерством права собственности на спорный объект.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истцом не представлены доказательства возникновения у Челябинской области соответствующего права на спорный газопровод на основании статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований министерства о признании права собственности Челябинской области на объект недвижимости - наружное газоснабжение жилых домов с кадастровым номером 74:02:0000000:3413 протяженностью 1446 м, по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, п. Худайбердинский, ул. Советская, ул. Терешковой."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 июля 2021 г. N Ф09-4693/21 по делу N А76-30847/2020