Екатеринбург |
|
15 июля 2021 г. |
Дело N А47-11267/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Лукьянова В.А.
рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" (ИНН: 5612167252, ОГРН: 1175658009053; далее - общество "Природа", Региональный оператор, податель жалобы) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.02.2021 по делу N А47-11267/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2021 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без извещения сторон.
Общество "Природа" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным постановления Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (ИНН: 5610040758, ОГРН: 1025601033853; далее - Жилищная инспекция, надзорный орган, заинтересованное лицо) от 28.07.2020 N 40/01-101-2020 о назначении административного наказания по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.02.2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Региональный оператор просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы, приводя требования статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации далее - ЖК РФ), указывая на положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила обращения с коммунальными отходами), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), настаивает на том, что привлечение его к административной ответственности является необоснованным, поскольку заинтересованным лицом не доказан факт неосуществления вывоза Региональным оператором твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
В обоснование доводов кассационной жалобы общество "Природа" также утверждает об отсутствии состава и событии вменённого правонарушения, в том числе по тому основанию, что в спорный период подателем жалобы обеспечено удаление ТКО, что подтверждается представленными в материалы дела отчетами по посещению геозон.
Региональный оператор, возражая против выводов судов первой и апелляционной инстанций, указывает на нарушение процессуальных норм, допущенных надзорным органом при производстве по делу об административном правонарушении.
Общество "Природа" полагает, что положения Правил предоставления коммунальных услуг в рассматриваемом споре не подлежат применению.
В отзыве на кассационную жалобу Жилищная инспекция указала на то, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций являются законными и обоснованными, отмене или изменению не подлежат.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. названного Кодекса вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в соответствии с заданием от 01.10.2019 N 1 на проведение рейдового осмотра земельных участков, относящихся к придомовым территориям, на основании обращения, поступившего в Жилищную инспекцию, проведен рейдовый осмотр придомовой территории многоквартирного дома (далее - МКД) N 239 по ул. Шевченко г. Оренбурга. В ходе осмотра выявлено, что на прилегающей территории указанного МКД расположено место накопления ТКО - контейнерная площадка, на которой установлено три заглубленных бака, сетка под пластиковую тару, а также огороженная специальная площадка под крупногабаритные отходы. В ходе названного осмотра также зафиксирован факт нахождения специальной площадки в неудовлетворительном санитарном состоянии, крупногабаритные отходы находились и за пределами специальной площадки.
Кроме того, проверкой установлено, что в период с 19.09.2019 по 02.10.2019 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов по указанному адресу осуществлялось с нарушением установленной периодичности, а именно: вывоз ТКО в виде крупногабаритных отходов с данной контейнерной площадки не осуществлялся в период с 20.09.2019 по 01.10.2019.
Перечисленные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 09.10.2019 N А-3686 с приложенными фотоматериалами.
По факту выявленного нарушения заинтересованным лицом в отношении надлежащим образом извещенного Регионального оператора в присутствии его представителя 28.02.2020 составлен протокол N ПЛ3686 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
28.07.2020 в отношении надлежащим образом извещенного общества "Природа" в отсутствие его законного представителя вынесено постановление Жилищной инспекции N 40/01-101-2020 о назначении административного наказания по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с названным актом, полагая, что обжалуемое постановление нарушает права и законные интересы Регионального оператора, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия состава административного правонарушения, из соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и доказанности заинтересованным лицом вины подателя жалобы в совершении правонарушения.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
На основании статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются права потребителей (граждан), а непосредственным предметом посягательства - утвержденные нормативы и режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в совершении действия (бездействия), повлекшего нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В силу части 4 статьи 3, части 1 статьи 157 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона об отходах производства и потребления твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами; региональный оператор по обращению с ТКО (региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
В соответствии с пунктами 2, 12 Правил обращения с коммунальными отходами крупногабаритными отходами являются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования.
На основании пункта 148 (22), пункта 17 Приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, этими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги. Обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления осуществляется в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
В силу части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно частей 4, 6, 7 статьи 210 названного Кодекса по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении. В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонам не оспаривается, что общество "Природа" с 01.01.2019 на основании Соглашения от 28.04.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО в Оренбургской области является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с ТКО потребителям в Оренбургской области.
Из материалов дела также следует и, как указано выше, проведенной на основании обращения проверкой надзорного органа установлено, что в период с 19.09.2019 по 02.10.2019 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО в виде крупногабаритных отходов по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко, 239 подателем жалобы осуществлялось с нарушением установленной периодичности, а именно: вывоз ТКО в виде крупногабаритных отходов с контейнерной площадки по указанному адресу в период с 20.09.2019 по 01.10.2019 не осуществлялся.
По данному факту в отношении Регионального оператора составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
28.07.2020 в отношении общества "Природа" вынесено постановление Жилищной инспекции N 40/01-101-2020 о назначении административного наказания по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Заинтересованным лицом действие Регионального оператора квалифицировано как нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о допущенных подателем жалобы нарушениях ЖК РФ, Закона об отходах производства и потребления, Правил обращения с коммунальными отходами, Правил предоставления коммунальных услуг при оказании коммунальной услуги по обращению с ТКО, выразившихся в необеспечении их удаления в установленные сроки, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта наличия в действиях общества "Природа" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 КоАП РФ. Региональным оператором в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный факт не опровергнут.
При разрешении вопроса о наличии вины общества "Природа" в совершении вмененного ей административного правонарушения суды, руководствуясь статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ, приняли во внимание, что при условии проявления должной осмотрительности податель жалобы имел реальную возможность для соблюдения вышеперечисленных норм закона, какие требовались от него в целях надлежащего исполнения обязанностей при оказании названых услуг населению, однако Региональный оператор пренебрёг имеющейся у него возможностью предпринять надлежащие меры для обеспечения соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, справедливо соглашаясь с выводами надзорного органа, отклоняя соответствующие доводы Регионального оператора, обоснованно указал на то, что совершенное обществом "Природа" правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Регионального оператора к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в том числе в необеспечении населения коммунальными услугами надлежащего качества.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях подателя жалобы объективной стороны вмененного ему правонарушения, а также вины в его совершении и обоснованно отказали в удовлетворении требований Регионального оператора о признании незаконным и отмене постановления Жилищной инспекции от 28.07.2020 N 40/01-101-2020 о назначении обществу "Природа" административного наказания по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса. В силу частей 1, 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Все аргументы Регионального оператора, приведённые в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 09.02.2021 по делу N А47-11267/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2021 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, руководствуясь положениями законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, справедливо соглашаясь с выводами надзорного органа, отклоняя соответствующие доводы Регионального оператора, обоснованно указал на то, что совершенное обществом "Природа" правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Регионального оператора к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в том числе в необеспечении населения коммунальными услугами надлежащего качества.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях подателя жалобы объективной стороны вмененного ему правонарушения, а также вины в его совершении и обоснованно отказали в удовлетворении требований Регионального оператора о признании незаконным и отмене постановления Жилищной инспекции от 28.07.2020 N 40/01-101-2020 о назначении обществу "Природа" административного наказания по статье 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 июля 2021 г. N Ф09-4996/21 по делу N А47-11267/2020