Екатеринбург |
|
16 июля 2021 г. |
Дело N А07-24091/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Черкезова Е. О., Сухановой Н. Н.
рассмотрел материалы кассационной жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" (далее - ФГБУ "ФЦАО", учреждение) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2020 по делу N А07-24091/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Уфа" (далее - общество "Газпром Трансгаз Уфа", общество) - Чаркин Е.Н. (доверенность от 02.12.2020),
ФГБУ "ФЦАО" - Кузнецова А.Ю.(доверенность от 17.03.2021), Полежаев М.И. (доверенность от 12.07.2021)
До начала судебного заседания от Южно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы в сфере природопользования (далее - управление) поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Общество "Газпром Трансгаз Уфа" обратилось с заявлением к ФГБУ "ФЦАО" о признании незаконным отказа в подтверждении отнесения к V классу опасности отхода "Трубы стальные газопроводов для транспортировки природного газа отработанные без изоляции" в результате рассмотрения заявления общества "Газпром Трансгаз Уфа" от 19.03.2019 г. N 16329797; об обязании в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление от 19.03.2019 N 16329797 (с учетом уточнения требования, а также отказа от части требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление, Республиканский аналитический центр контроля качества воды акционерного общества "Башкоммунводоканал" (далее - общество "Башкоммунводоканал").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2020 заявленные требования удовлетворены, действие ФГБУ "ФЦАО", выразившееся в отказе в подтверждении отнесения к V классу опасности отхода "Трубы стальные газопроводов для транспортировки природного газа отработанные без изоляции", признано незаконным, на учреждение возложена обязанность рассмотреть заявление общества "Газпром Трансгаз Уфа" от 19.03.2019 г. N 16329797.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГБУ "ФЦАО" просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение, указывая на необоснованный вывод о зависимости классификационного признака отхода "происхождение" от типа транспортируемого газа и технологического процесса эксплуатации, в результате которого образуется отход, подлежащий включению в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФКО); полагает, что отнесение газопровода или трубопровода к отходам возможно вследствие утраты потребительских свойств, демонтажа или приведения в негодность, но не процесса транспортировки газа. Учреждение считает, что образующийся в результате производственной деятельности общества "Газпром Трансгаз Уфа" отход соответствует по всем классификационным признакам отходу с кодом 4 69 521 11 51 4 "Трубы стальные газопроводов обработанные без изоляции", в связи с чем, отсутствует обязанность подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности; со ссылкой на пункт 14 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.12.2014 N 541 "Об утверждении порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности" (далее - Приказ N 541) указывает на нарушение судами норм процессуального права, выразившееся в не привлечении ФГБУ "УралНИИЭкология" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Общество "Газпром Трансгаз Уфа" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права
В отзыве на кассационную жалобу управление поддерживает доводы кассационной жалобы учреждения.
Проверив законность судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество "Газпром Трансгаз Уфа" на основании договора аренды имущества N 01/1600-Д-14/19 от 30.11.2018 эксплуатирует магистральные газопроводы, проложенные по территории Республики Башкортостан, Республики Татарстан и Челябинской области, которые представляют собой сооружения, предназначенные для транспортировки природного газа. С целью выполнения обязанностей, возложенных на общество "Газпром Трансгаз Уфа" уставом и законодательством, и обеспечения безопасности транспортировки природного газа, обществом круглогодично производятся капитальные и текущие ремонты магистральных газопроводов, в результате чего образуются отходы в виде стальной трубы.
Общество "Газпром Трансгаз Уфа" обратилось в республиканский аналитический центр контроля качества воды общества "Башкоммунводоканал" с целью проведения биотестирования, результатом которого стало отнесение образца отхода к V классу опасности.
После получения отказа от Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан в отнесении образовавшихся отходов в результате проведения ремонтных работ на линейной части магистрального газопровода с заменой отработанной стальной трубы к V классу опасности для окружающей среды и включении его в ФККО и банк данных об отходах (далее - БДО), и указания ФГБУ "ФЦАО" на отнесение образуемого в результате деятельности общества отхода к IV опасности ввиду наличия такого отхода в ФККО, общество "Газпром Трансгаз Уфа" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
При рассмотрении данного спора суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Разрешая спор, суды руководствовались положениями статьи 1, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Приказом N 541, действующим в момент наличия спорных правоотношений.
Согласно пункту 3 Приказа N 541 класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается: на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, формируемых Росприроднадзором согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792; при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
На отходы, не включенные в ФККО, хозяйствующие субъекты обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования согласно названному Порядку для их включения в ФККО.
На основании пункта 4 Порядка химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе вида отходов в указанной документации, химический и (или) компонентный состав вида отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений.
Допускается использование одновременно обоих способов для определения состава вида отходов.
Установление класса опасности вида отходов на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, осуществляется посредством сопоставления его классификационных признаков с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и БДО. При этом вид отходов признается соответствующим аналогичному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, и имеющим такой же класс опасности при условии совпадения всех классификационных признаков: происхождение, условия образования, химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма (письмо Минприроды России от 15.09.2014 N 05-12-44/20925).
Как следует из материалов дела, спор по классификационным признакам химический и (или) компонентный состав, агрегатное состояние и физическая форма между обществом и учреждением отсутствует. Разногласия, касающиеся определения классификационного признака - происхождение и условия образования, сводятся к вопросу о необходимости учета технологического процесса образования отхода, связанного с транспортировкой конкретного вида газа.
Судами правомерно отмечено, что в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), содержатся различные виды газов, и из информации ФККО по отходу с кодом 4 69 521 11 51 4 с наименованием - трубы стальные газопроводов отработанные без изоляции невозможно определить в результате условий какого технологического процесса образовался отход, следовательно, нельзя установить реальную степень негативного воздействия на окружающую среду, в связи с чем вывод судов о необходимости применения Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Минприроды России, является правомерным.
Представленный заявителем результат биотестирования Республиканского аналитического центра контроля качества воды общества "Башкоммунводоканал", подтверждающий отнесение отхода, образующегося в результате деятельности общества "Трубы стальные газопроводов для транспортировки природного газа отработанные без изоляции" к V классу, учреждением не оспорен, доказательств обратного не представлено.
Довод заявителя о необоснованном непривлечении к участию в деле ФГБУ "УралНИИЭкология" судом кассационной инстанции проверен и отклонен.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения, постановления арбитражного суда в любом случае является принятие судом решения, постановления о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При этом судебный акт может быть признан вынесенным о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, лишь в том случае, если им устанавливаются права этого лица относительно предмета спора либо на это лицо возлагаются обязанности.
Между тем ни в мотивировочной, ни в резолютивной частях обжалуемых судебных актов права ФГБУ "УралНИИЭкология" относительно предмета спора не установлены, какие-либо обязанности на него не возложены, непосредственным участником рассматриваемых по настоящему делу спорных правоотношений названное учреждение не является.
В силу ст. 50, 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечение к участию в деле третьих лиц по собственной инициативе является правом, а не обязанностью арбитражного суда, рассматривающего дело.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренные положениями ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, исследованы, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.12.2020 по делу N А07-24091/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.