Екатеринбург |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А47-14934/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Сухановой Н.Н., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диалог" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.01.2021 по делу N А47-14934/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В Арбитражный суд Оренбургской области для участия в судебном заседании прибыли представители:
общества с ограниченной ответственностью "Диалог" - Бельских Н.В. (доверенность от 19.02.2021, диплом, паспорт;
Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта - Михайлов Д.В. (начальник управления транспорта, доверенность от 29.12.2020 N 07/01-08-1932, копия диплома, удостоверение).
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Оренбургской области (далее также - министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Диалог" (далее - общество, ООО "Диалог", заявитель) о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, регистрационный номер 000056 N 000229, сроком действия с 01.06.2018 по 13.07.2021, выданного "Диалог".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.01.2021 заявленные требования удовлетворены
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права. Указывает, что в обоснование заявленных требований министерством к материалам дела приложен только акт N 1 проверки выполнения ООО "Диалог" условий свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 116/А "Оренбург - Первомайский" от 23.10.2020, иных документов и доказательств не представлено. Вместе с тем, по мнению общества, названный акт не является доказательством факта изменения заявителем маршрута пассажирских перевозок N 116/А "Оренбург - Первомайский". ООО "Диалог" также ссылается на то, что при рассмотрении вопроса о прекращении действия свидетельства суд обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения действия свидетельства, степень опасности и характер нарушений, их последствия, наличие, либо отсутствие фактов устранения нарушений, степень вины правонарушителя. Прекращение действия свидетельства вследствие недобросовестного поведения перевозчика может рассматриваться в качестве меры государственного принуждения, которая должна быть прежде всего соразмерна совершенным перевозчиком правонарушениям. Между тем вопрос соразмерности не был предметом исследования судов. Заявитель полагает, что судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, в частности, не проверены доводы ответчика относительно поломки транспортного средства гос. номер X 948 ВМ 102, муниципальный контроль осуществлялся исключительно 23.10.2020 в промежуток времени с 8-40 до 11-00, что не может с достоверностью и безусловно служить доказательством именно изменения маршрута, в материалах дела отсутствуют сведения от автовокзала об отсутствии рейсов.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что ООО "Диалог" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту N 116/А "Оренбург-Первомайский", включенному в реестр межмуниципальных маршрутов, на основании свидетельства, регистрационный номер 000056 N 000229 и карт маршрута сроком действия с 01.06.2018 по 13.07.2021, выданных Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. В свидетельстве 000056 N 000229 определено: начальный остановочный пункт маршрута - автовокзал г. Оренбурга по ул. Терешковой, дом 10; конечный остановочный пункт маршрута - остановочный пункт пос. Первомайский Оренбургского района по ул. Симонова, дом 5.
В силу приложения к свидетельству 000056 N 000229 расписанием движения автобусов по маршруту предусмотрено ежедневно 16 отправлений с автовокзала г. Оренбурга и 16 отправлений с остановочного пункта пос. Первомайский.
В соответствии с приказом министерства от 20.10.2020 N 255-пр в отношении ООО "Диалог" проведена проверка по выполнению условий свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок.
В отношении ООО "Диалог" 23.10.2020 составлен акт N 1 проверки выполнения обществом условий свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 116/А "ОренбургПервомайский", которым зафиксированы следующие обстоятельства: Водитель автобуса гос. регистрационный номер X 948 ВМ 102 произвел посадку пассажиров в автобус на остановочном пункте пос. Первомайский (ул. Симонова, дом 5), автобус отправился по маршруту "Первомайский - Оренбург" в 09 час. 00 мин. Согласно расписанию движения автобуса по маршруту время движения автобуса из начального остановочного пункта до конечного остановочного пункта 1 час. 7 мин. Автобус гос. регистрационный номер X 948 ВМ 102 на автовокзал города Оренбурга по ул. Терешковой, 10 до 11 час. 00 мин. не прибыл. При контроле на автовокзале с 08 час 40 мин до 11 час 00 мин отправление (прибытие) автобусов по маршруту N 116/А "Оренбург - Первомайский" не осуществлялось.
Установив факт самовольного изменения обществом маршрута регулярных перевозок, министерство обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно Указу Губернатора Оренбургской области от 05.11.2019 N 495- ук "О структуре исполнительных органов государственной власти Оренбургской области" Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области переименовано в Министерство экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области, функции в сфере транспорта переданы в Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области. Соответствующие изменения 10.01.2020 внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Министерство осуществляет полномочия по выдаче, переоформлению, а также прекращению или приостановлению действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута в соответствии с п. 4 ст. 7 Закона Оренбургской области от 09.03.2016 N 3801/1039-V-ОЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области" и ст. 13 указа Губернатора Оренбургской области от 24.12.2012 N 932-ук "Об утверждении положения о министерстве строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области".
В соответствии с п. 9 ст. 7 Закона Оренбургской области от 09.03.2016 N 3801/1039-V-ОЗ министерство осуществляет контроль за выполнением условий государственного контракта или свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту, за исключением проверок соблюдения условий, которые осуществляет орган государственного транспортного контроля Российской Федерации.
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", далее - Закон N 220-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 19 названного Закона свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.
Пунктом 5 части 5 статьи 29 Закона N 220-ФЗ установлено, что одним из оснований обращения в суд уполномоченных органов, выдавших свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок являются обстоятельства, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).
Статьей 14 Закона Оренбургской области от 09.03.2016 N 3801/1039-V-О3 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области" предусмотрено, что дополнительно к обстоятельствам, предусмотренным Федеральным законом N 220-ФЗ, уполномоченный орган, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, и уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, в случае выявления при проведении контрольных мероприятий за выполнением условий свидетельства об осуществлении перевозок фактов самовольного изменения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участником договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, маршрута регулярных перевозок обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства по маршруту регулярных перевозок.
При рассмотрении вопроса о прекращении действия свидетельства суд обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения действия свидетельства, степень опасности и характер нарушений, их последствия, наличие либо отсутствие фактов устранения нарушений, степень вины правонарушителя.
Суды установили, что обществу Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области выдано свидетельство, регистрационный номер 000056 N 000229 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Судами также установлено, что, обращаясь в суд с требованием о прекращении действия свидетельства, регистрационный номер 000056 N 000229 об осуществлении перевозок, министерство в качестве основания ссылалось на самовольное изменение обществом маршрута регулярных перевозок N 116/А "ОренбургПервомайский". Из акта N 1 проверки выполнения обществом условий свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок N 116/А "Оренбург-Первомайский" от 23.10.2020\. представленное видеозаписи следует нарушение обществом условий выданного свидетельства и статьи 14 Закона Оренбургской области от 09.03.2016 N 3801/1039-V-O3 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Оренбургской области".
Учитывая изложенное, ввиду отсутствия доказательств, опровергающих установленные министерством обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления министерства о прекращении действия выданного обществу свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, регистрационный номер 000056 N 000229 со сроком действия с 01.06.2018 по 13.07.2021.
Судом апелляционной инстанции также отмечено, что поскольку перевозчик самовольно изменил маршрут регулярных перевозок N 116/А "Оренбург-Первомайский", такая мера государственного принуждения как прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок соразмерна допущенным обществом нарушениям.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению как не нашедшие подтверждения в ходе судебного разбирательства.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.01.2021 по делу N А47-14934/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диалог" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.