Екатеринбург |
|
19 июля 2021 г. |
Дело N А76-7982/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тимофеевой А. Д.,
судей Вербенко Т. Л., Гайдука А. А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия "Электротепловые сети" и публичного акционерного общества "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - МУП "Электротепловые сети" и ПАО "ОГК-2") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.10.2020 по делу N А76-7982/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебное заседание явился представитель МУП "Электротепловые сети" - Наймушин В.В. (доверенность от 11.01.2021 N 1).
МУП "Электротепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к ПАО "ОГК-2" о взыскании 12 983 773 руб. 01 коп. (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации).
ПАО "ОГК-2" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области со встречным исковым заявлением к МУП "Электротепловые сети" о взыскании 3 512 975 руб. 47 коп.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 13.05.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Администрация г. Троицка (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.10.2020 первоначальные исковые требования удовлетворены частично. С ПАО "ОГК-2" в пользу МУП "Электротепловые сети" взыскана задолженность в сумме 2 376 213 руб. 02 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 16 090 руб. 51 коп., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В удовлетворении встречных исковых требований отказано в полном объеме. Кроме того, с МУП "Электротепловые сети" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 17 706 руб. (с учетом определения Арбитражного суда Челябинской области от 23.10.2020 об исправлении опечаток).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, МУП "Электротепловые сети" и ПАО "ОГК-2" обратились в Арбитражный суд Уральского округа с кассационными жалобами, в которых просят указанные судебные акты отменить.
МУП "Электротепловые сети" считает, что первоначальные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме в связи со следующим.
По мнению МУП "Электротепловые сети", отсутствие действующего в спорный период тарифа, утвержденного регулирующим органом, в случаях, когда законом установлена необходимость применения регулируемых цен, само по себе не является достаточным основанием для освобождения лица, которому были оказаны услуги, от исполнения обязательства по оплате фактически оказанных услуг, поскольку при наличии добросовестности владельца сети в отношении действующего законодательства в области ценообразования, с учетом конкретных причин, по которым тариф на услуги по передаче тепловой энергии не был установлен, допустимо при отсутствии утвержденного регулирующим органом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии взыскание в его пользу стоимости фактически оказанных услуг по экономически обоснованной цене.
МУП "Электротепловые сети" указывает на то, что оно предоставило в материалы настоящего дела, исчерпывающий перечень документов, подтверждающих фактически понесенные расходы МУП "Электротепловые сети", в связи с предоставлением услуг по передаче тепловой энергии ответчику за период с 01.06.2018 по 07.11.2018.
В свою очередь ПАО "ОГК-2" считает, что первоначальные исковые требования не подлежат удовлетворению, при том, что встречные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Оспаривая удовлетворение первоначальных исковых требований, ПАО "ОГК-2" указывает на то, что дополнительно выставленные корректировочные акты и счета за период с 08.11.2018 по 31.12.2018, нарушают условия договора.
Оспаривая отказ в удовлетворении встречных исковых требований о взыскании с МУП "Электротепловые сети" задолженности (потерь тепловой энергии в сетях) за период с 01.06.2018 по 07.11.2018 в сумме 3 512 975 руб. 47 коп., ПАО "ОГК-2" указывает на следующее. Ходатайство о проведении судебной экспертизы для разрешения вопросов как по первоначальному, так и по встречному иску было заявлено ПАО "ОГК-2" и отклонено судом. В то же время, ПАО "ОГК-2" не настаивало на ходатайстве о назначении судебной экспертизы, в связи с заявлением МУП "Электротепловые сети" о признании встречного иска, которое, в свою очередь, было отклонено судом в оспариваемом решении. При указанных обстоятельствах выводы судов о недоказанности расчета встречных исковых требований сделаны с нарушением норм процессуального права.
МУП "Электротепловые сети" в отзыве на кассационную жалобу ПАО "ОГК-2" просит в ее удовлетворении отказать.
ПАО "ОГК-2" в своем отзыве на кассационную жалобу МУП "Электротепловые сети" просит отказать в ее удовлетворении.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует и установлено судами, что согласно Распоряжению Управления муниципальной собственности администрации г. Троицка Челябинской области от 01.06.2018 г. N 242 "Об исключении из муниципальной казны муниципального имущества и последующем его закреплении" тепловые сети поселка ГРЭС Троицкого городского округа Челябинской области закреплены за истцом на праве хозяйственного ведения.
Управлением муниципальной собственности администрацией г. Троицка Челябинской области переданы истцу объекты теплосетевого хозяйства пос. Энергетик Троицкого городского округа Челябинской области, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, о регистрации права хозяйственного ведения.
Как следует из материалов дела, МУП "Электротепловые сети" за установлением тарифа в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области обратилось 23.07.2018, что подтверждается письмом от 23.07.2018 N 646 (т. 8, л.д. 20).
В ходе анализа предоставленных МУП "Электротепловые сети" материалов Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области выявлено отсутствие документов, обязательных к предоставлению в соответствии с пунктом 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила), а именно: расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - методические указания) (подпункт д) пункта 16 Правил); расчет цен (тарифов) (подпункт е) пункта 16 Правил); копии документов, подтверждающих проведение заявителем торгов (положение о закупках регулируемой организации, извещения о закупках, документация о проведении торгов, реестр закупок с указанием наименования приобретаемого товара, номера договора, номера закупки в единой информационной системе в сфере закупок, протоколы, составляемые в ходе проведения торгов и др.) (подпункт и) пункта 16 Правил) (т. 8, л.д. 21-22).
Письмом от 07.08.2018 N 06/4392 МУП "Электротепловые сети" предложено представить необходимые документы в кратчайшие сроки.
В ответ на письмо Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 06/4392, 31.08.2018 истцом направлен дополнительный комплект документов по запросу тарифного органа (т. 8, л.д. 23).
Анализ, проведенный экспертами Министерства, выявил отсутствие документов и материалов, обязательных к предоставлению в соответствии с пунктом 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила).
На основании вышеизложенного, Министерством повторно запрошены следующие документы: расчет полезного отпуска в соответствии с приложением 4.1 к Методическим указаниям, утвержденным приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания); расчет по статье "Расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы" в соответствии с приложением 4.7 Методических указаний; документы и расчеты, подтверждающие заявленные расходы по статьям затрат "Оплата труда" и "Отчисления на социальные нужды" (расчеты нормативной численности персонала, выполненные в соответствии с приказами Госстроя Российской федерации от 22.03.1999 N 65, от 12.10.1999 N 74 (с указанием всех необходимых параметров расчета); формы статистической отчетности N П-4 за 2017 год и на последнюю отчетную дату (форма ПМ - для малых предприятий; иные отчетные формы в отношении фактического количества работников и фактического размера фонда оплаты труда); документы, подтверждающие прикрепление к Отраслевому тарифному соглашению и уплату членских взносов (при наличии); документы, подтверждающие уровни квалификации сотрудников (приказы о присвоении квалификационного уровня; приказы о назначении на соответствующую должность; информацию о пройденной аттестации, обучении и др.); уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), расчет амортизационных отчислений с указанием амортизационной группы, нормы амортизационных отчислений в соответствии с приложением 4.10 к Методическим указаниям (с приложением пообъектного перечня основных средств, находящихся на балансе предприятия по состоянию на текущую дату, копии документов, обосновывающих стоимость основных средств, принадлежащих регулируемой организации на законном основании, в том числе, инвентарных карточек, информации об учете основных средств у предыдущего собственника и др.), расчеты по каждой позиции, включенной в статью расходов "Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг" с приложением соответствующих договоров, а также коммерческих предложений, запросов предложений и др., на основании которых определялась стоимость по каждому виду приобретаемой продукции, работам, услугам, расчет расходов по статье "Лизинговый платеж, арендная плата" с приложением соответствующих договоров, расчет расходов по статье "Расходы на служебные командировки", документы и расчеты, подтверждающие заявленные расходы по статье "Расходы на обучение персонала" (план обучения (подготовка/переподготовка/аттестация) сотрудников (при наличии) с указанием наименования планируемого курса и фамилий сотрудников, планируемых к обучению), расчет стоимости обучения с приложением договоров и коммерческих предложений, запросов предложений (цен) и др., расчеты по каждой позиции, включенной в статью расходов "Другие расходы, связанные с производством и реализацией продукции, в том числе: содержание транспорта, медосмотры, налог на имущество организации, прочие налоги, техника безопасности и охрана труда, канцелярские расходы, оргтехника, транспортные расходы" с приложением соответствующих договоров, а также коммерческих предложений, запросов предложений и др., на основании которых определялась стоимость по каждому виду приобретаемой продукции, работам, услугам, расчет - расходов по статье "Содержание бесхозяйных объектов", расчет выпадающих доходов, документы, подтверждающие ведение раздельного учета затрат в отношении регулируемых видов деятельности.
Письмом от 14.09.2018 N 06/5090 МУП "Электротепловые сети" предложено представить необходимые документы в кратчайшие сроки (т. 8, л.д. 24).
В ответ на письмо Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 06/5090, 26.09.2018 МУП "Электротепловые сети" направлен дополнительный комплект документов по запросу тарифного органа (т. 8, л.д. 27).
МУП "Электротепловые сети" за установлением тарифа в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области повторно обратилось 03.10.2018, что подтверждается письмом от 03.10.2018 N 1037/1 (т. 8, л.д. 29).
Согласно Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 08 ноября 2018 г. N 69/33 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП "Электротепловые сети" на территории поселка ГРЭС Троицкого городского округа" установлен одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП "Электротепловые сети" на территории поселка ГРЭС Троицкого городского округа, действующий с 08.11.2018 по 31.12.2018 в размере 279,09 руб./Гкал, без учета НДС.
Согласно Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 г. N 86/21 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП "Электротепловые сети" Троицкого городского округа потребителям поселка ГРЭС, и долгосрочных параметров регулирования" установлен одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП "Электротепловые сети" на территории поселка ГРЭС Троицкого городского округа, действующий с 01.01.2019 по 31.12.2019 в размере 275,17 руб./Гкал, без учета НДС.
В то же время, между истцом и ответчиком заключен договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии N 22-11/18-409 от 31.01.2019 (далее - договор), согласно пункту 1.1. которого, настоящий договор заключается сторонами в целях поставки потребителям тепловой энергии в горячей воде и теплоносителя (далее - тепловая энергия) надлежащего качества, снижения издержек при транспортировке по тепловым сетям тепловой энергии в горячей воде, производимой теплоснабжающей организацией, и оптимального взаимодействия сторон, направленного на урегулирование их правоотношений, возникающих в процессе передачи тепловой энергии до конечных потребителей Теплоснабжающей организации.
Согласно пункту 2.1. договора, теплосетевая организация обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, и передачу тепловой энергии потребителям теплоснабжающей организации от точки приема тепловой энергии до точки передачи тепловой энергии, а теплоснабжающая организация обязуется оплачивать указанные услуги.
Согласно пункту 3.1.1. договора, теплосетевая организация обязуется обеспечивать передачу принятой в свою сеть тепловой энергии от точек приема до точек передачи не допуская ухудшения качества полученной для передачи тепловой энергии, не менее величины тепловой нагрузки, указанной в Приложении N 2 к настоящему договор.
Согласно пункту 3.2.12. договора, теплоснабжающая организация обязуется предоставлять теплосетевой организации не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным данные о количестве тепловой энергии, предъявленной потребителям за расчетный период, акт потерь тепловой энергии по сетям теплосетевой организации (Приложении N 9), акт приема-передачи тепловой энергии, приобретаемой в целях компенсации потерь. (Приложение N 8) и счет-фактуру.
Согласно пункту 3.2.13. договора, теплоснабжающая организация обязуется своевременно и в полном размере производить оплату услуг по передаче тепловой энергии теплосетевой организации в соответствии с условиями договора.
Согласно пункту 3.3.4. договора, теплосетевая организация имеет право требовать от Теплоснабжающей организации своевременной и в полном объеме оплаты услуг по передаче тепловой энергии.
В силу пункта 4.2. договора, стороны договора обязуются оборудовать точки присоединения на границе балансовой принадлежности (согласно Приложения N 1 к Договору) приборами учета, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, по обеспечению работоспособности приборов учета и соблюдению в течение всего срока действия такого договора требований к их эксплуатации, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, и изготовителем приборов учета. До исполнения данных обязательств стороны договора применяют согласованный расчетный способ определения объема переданной тепловой энергии.
Согласно пункту 5.1. договора, теплоснабжающая организация оплачивает теплосетевой организации услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям до потребителей по тарифам для теплосетевой организации на услуги по передаче тепловой энергии, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость (НДС).
Согласно пункту 5.2. договора, стоимость услуг теплосетевой организации по передаче тепловой энергии за расчетный период рассчитывается как произведение объема тепловой энергии предъявленной теплоснабжающей организацией к оплате своим потребителям, подключенным опосредовано через тепловые сети теплосетевой организации за расчетный период на тариф теплосетевой организации на услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно пункту 5.5. договора и дополнительному соглашению N 1 к договору от 11.02.2019, в связи с фактически оказанными услугами МУП "Электротепловые сети" по передаче тепловой энергии, для потребителей поселка Троицкой ГРЭС Троицкого городского округа Челябинской области, в период с 01 июня 2018 года по 07 ноября 2018 года, на основании закрепления на праве хозяйственного ведения сетей теплоснабжения поселка Троицкой ГРЭС Троицкого городского округа Челябинской области, согласно Распоряжению Управления муниципальной собственности администрации г. Троицка Челябинской области от 01.06.2018 г. "Об исключении из муниципальной казны муниципального имущества и последующем его закреплении: "Ориентировочная цена настоящего договора за услуги по передаче тепловой энергии без НДС составляет 41 433 746 (сорок один миллион четыреста тридцать три тысячи семьсот сорок шесть) рублей 80 копеек, по тарифу на услуги по передаче тепловой энергии, установленного в период с 08.11.2018 по 31.12.2019 для теплосетевой организации (Приложение N 3.1)".
Согласно пункту 6.2. договора, оплата услуг по передаче тепловой энергии по настоящему договору осуществляется теплоснабжающей организацией ежемесячно путем перечисления денежных средств на расчетный счет теплосетевой организации не позднее 25 числа месяца, следующего за расчетным на основании акта об оказании услуг по передаче тепловой энергии и счета на оплату.
Согласно пункту 7.4. договора, при нарушении теплоснабжающей организацией сроков оплаты услуг по передаче тепловой энергии, теплоснабжающая организация обязана уплатить неустойку на сумму долга в размере 0,01% ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки, но не более 0,5% от суммы договора.
Согласно пункту 7.5. договора, в случае невозможности разрешения спора путем переговоров, споры между сторонами разрешаются в претензионном порядке. Письмо, содержащее претензионные требования, должно иметь наименование "Претензия" и быть подписано уполномоченным представителем стороны. Срок ответа на претензию 10 (десять) дней.
Согласно пункту 9.1 договора, настоящий договор вступает в силу 08.11.2018 и действует по 31.12.2019 года (т. 1, л.д. 45-48).
Согласно претензии исх. N 152 от 19.02.2019 (вх. N 779 от 19.02.2019) и на основании вышеизложенного истец просил ответчика оплатить вышеуказанную сумму задолженности в десятидневный срок, после получения настоящей претензии, предупредив, что в случае неоплаты со стороны ответчика в указанный срок вышеуказанной суммы задолженности
Согласно письму ПАО "ОГК-2" исх. N 11-07/924 от 01.03.2019 (вх. N 436 от 04.03.2019), последнее рассмотрело претензию МУП "Электротепловые сети", и ссылаясь на отсутствие тарифа на услуги по передаче тепловой энергии для МУП "Электротепловые сети" в период с 01.06.2018 по 07.11.2018, отказалось оплачивать задолженность за фактически оказанные услуги со стороны истца за вышеуказанный период.
Ненадлежащее исполнение обязательств по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии и мощности послужило основанием для обращения МУП "Электротепловые сети" в арбитражный суд с первоначальными исковыми требованиями.
В обоснование встречных исковых требований ПАО "ОГК-2" ссылается на то обстоятельство, что МУП "Электротепловые сети" не компенсирована стоимость потерь тепловой энергии в тепловых сетях поселка ГРЭС Троицкого городского округа Челябинской области за период с 01.06.2018 по 07.11.2018 в сумме 3 512 975 руб. 47 коп.
Оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства в отдельности, относимость, допустимость и их достоверность, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении первоначальных исковых требований и отказе в удовлетворении встречных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, согласился, признал их законными и обоснованными, оставив решение суда первой инстанции без изменения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном применении норм права и не соответствуют фактическим обстоятельствам настоящего дела. Вследствие чего обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело подлежит передаче на новое рассмотрение.
В обоснование удовлетворения первоначальных исковых требований МУП "Электротепловые сети" в своей кассационной жалобе указывает на возможность взыскания стоимости фактически оказанных услуг по экономически обоснованной цене в отсутствие утвержденного регулирующим органом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии при наличии добросовестности владельца сети в отношении действующего законодательства в области ценообразования, с учетом конкретных причин, по которым тариф на услуги по передаче тепловой энергии не был установлен.
При этом МУП "Электротепловые сети" ссылается на то, что оно предоставило в материалы настоящего дела, исчерпывающий перечень документов, подтверждающих фактически понесенные расходы МУП "Электротепловые сети", в связи с предоставлением услуг по передаче тепловой энергии ответчику за период с 01.06.2018 по 07.11.2018 в сумме 10 607 560 руб.
Изложенный довод заслуживает внимания в связи со следующим.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с передачей, потреблением электроэнергии с использованием систем электроснабжения, права и обязанности потребителей электроэнергии, энергоснабжающих организаций, сетевых организаций регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа N 861, Правила N 861).
В соответствии со статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) реализация тепловой энергии, теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при котором уполномоченным государственным органом устанавливаются тарифы (цены), подлежащие обязательному применению при расчетах за тепловую энергию, теплоноситель.
В силу пункта 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
Тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, включают в себя стоимость тепловой энергии и стоимость услуг по ее передаче и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки энергии. При этом расчет платы за услуги по передаче тепловой энергии по тепловым сетям определяется из расходов на эксплуатацию тепловых сетей и расходов на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях). Расходы на компенсацию указанных потерь и затрат определяются по действующим тарифам и ценам на каждый из видов ресурсов, получаемых по договорам с поставщиками (производителями), или по расходам на их производство в тех случаях, когда энергоснабжающая организация, наряду с оказанием услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя, осуществляет производство данных ресурсов с последующим их потреблением в процессе передачи тепловой энергии (пункты 58, 61.3 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2).
В силу подпункта "б" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за оказанные услуги осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
Одним из принципов тарифного регулирования является обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (пункт 2 части 1 статья 7 Закона о теплоснабжении).
Применение тарифа презюмируемо не должно приводить к возникновению убытков на стороне субъекта регулирования, а фактический дисбаланс доходов и расходов последнего выравнивается мерами последующего тарифного регулирования. При этом обязанность представления регулирующему органу при защите тарифа сведений, подтверждающих экономическую обоснованность заявленных расходов, возложена на регулируемую организацию (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2015 N 50-АПГ15-14), а законно установленные меры последующего тарифного регулирования предполагают компенсацию недостающей НВВ регулируемой организации в следующих периодах регулирования за счет потребителей ресурса, а не за счет публичного образования, установившего тариф.
При установлении подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения не учитываются прибыль и убытки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, которые возникают в связи с производством и реализацией товаров, оказанием услуг в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым соглашением сторон (пункт 3.1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Аналогичные нормы закреплены в пунктах 5 (1), 5 (2), 5 (5) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования).
При этом, пункт 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении устанавливает, что оказание услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя) является регулируемым видом деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за оказанные услуги, осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
Из указанных положений следует, что расчеты за услуги по передаче тепловой энергии осуществляются по регулируемым государством тарифам, которые имеют экономическое обоснование на момент утверждения, в том числе учитываются объекты теплосетевого хозяйства, которые находятся у теплосетевой организации в собственности или ином законном владении на момент принятия тарифного решения.
По общему правилу, установленному частью 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении, собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
В данном случае тариф на услуги по передаче тепловой энергии для МУП "Электротепловые сети" в предусмотренном законом порядке в период с 01.06.2018 по 07.11.2018 не установлен.
Судом апелляционной инстанции верно отмечено, что отсутствие действующего в спорный период тарифа, утвержденного регулирующим органом, в случаях, когда законом установлена необходимость применения регулируемых цен, само по себе не является достаточным основанием для освобождения лица, которому были оказаны услуги, от исполнения обязательства по оплате фактически оказанных услуг и для отказа во взыскании неосновательного обогащения.
При наличии добросовестности владельца сети действующее законодательство в области ценообразования, с учетом конкретных причин, по которым тариф на услуги по передаче тепловой энергии не был установлен, не исключает при отсутствии утвержденного регулирующим органом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии взыскание стоимости фактически оказанных услуг по экономически обоснованной цене.
Однако, при оценке действий истца по обращению за установлением тарифа на предмет их добросовестности суды, сославшись на статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (злоупотребление правом), пришли к выводу о том, что права и законные интересы МУП "Электротепловые сети", обусловленные необходимостью компенсации понесенных расходов на содержание эксплуатируемых сетей, не подлежат защите, поскольку причиной отсутствия у истца установленного тарифа на регулируемый вид деятельности является бездействие самого истца и нарушение им Правил регулирования тарифов в сферах теплоснабжения, выразившееся в непредставлении необходимых документов для установления тарифов по услугам теплоснабжения, которые были представлены МУП "Электротепловые сети" в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области лишь 03.10.2018.
Между тем относительно указанной оценки судами действий МУП "Электротепловые сети" по обращению за установлением тарифа суд округа отмечает следующее.
Как было указано ранее МУП "Электротепловые сети" обратилось в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области за установлением тарифа 23.07.2018, что подтверждается письмом от 23.07.2018 N 646 (т. 8, л.д. 20). После чего Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области письмом от 07.08.2018 N 06/4392 и письмом от 14.09.2018 N 06/5090 запросило у МУП "Электротепловые сети" документы в целях установления соответствующего тарифа.
Впоследствии МУП "Электротепловые сети" повторно обратилось в тарифный орган 03.10.2018 представив смету фактических расходов МУП "Электротепловые сети" Троицкого городского округа по передаче тепловой энергии на территории поселка ГРЭС за период с 01.06.2018 по 07.11.2018, составленная на основании п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении"; п. п. 2, 13, 22, 24 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. N 1075; п. 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-э).
В результате чего после проведения соответствующей экспертизы представленных первоначальным истцом документов Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 08 ноября 2018 г. N 69/33 "Об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП "Электротепловые сети" на территории поселка ГРЭС Троицкого городского округа" установлен одноставочный тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые МУП "Электротепловые сети" на территории поселка ГРЭС Троицкого городского округа, действующий с 08.11.2018 по 31.12.2018 в размере 279,09 руб./Гкал, без учета НДС.
При таких обстоятельствах указанные действия МУП "Электротепловые сети" как лица непосредственно заинтересованного в установлении ему тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, направленные на достижение определенного правового результата, не могут расцениваться в качестве недобросовестного бездействия истца, злоупотребления им правом.
Иной вывод ведет к дисбалансу интересов ресурсоснабжающей организации и теплосетевой организации, которая обязана оплачивать потери теплоэнергии в своих сетях путем их приобретения у ресурсоснабжающей организации и одновременно нести затраты на содержание и обслуживание сетей.
В связи с изложенным судам следовало, исходя из положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установить размер фактических расходов МУП "Электротепловые сети" на предоставление услуг по передаче тепловой энергии ответчику применительно к расходам, учитываемым при формировании тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Вместе с тем при новом рассмотрении дела суду необходимо иметь в виду то, что фактические затраты не равны экономически обоснованным расходам. Так, требования к составу затрат предусмотрены Основами ценообразования, их включение обусловлено не только представлением регулируемой организацией определенных нормативными актами документов, но и проверкой обоснованности фактических значений расходов (цен) с использованием источников информации, предусмотренных законодательством (пункт 29 Основ ценообразования в редакции, действовавшей на момент заключения контрактов) (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.02.2018 N 303-ЭС17-14909).
В обоснование отказа в удовлетворении первоначальных исковых требований ПАО "ОГК-2" в своей кассационной жалобе указывает на то, что дополнительно выставленные корректировочные акты и счета за период с 08.11.2018 по 31.12.2018 нарушают условия договора, в связи с чем оплате подлежит только тот объем услуг по передаче тепловой энергии, который принят ПАО "ОГК-2" по актам от 31.01.2019.
Отклоняя указанный довод, суды исходили из того, что в ходе судебного разбирательства ответчик по первоначальному иску доказательств направления данных о количестве тепловой энергии, предъявленной потребителям за расчетный период, равно как и доказательств направления данных о количестве тепловой энергии, предъявленной потребителям за расчетный период, не представил (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с чем суды признали обоснованным расчет МУП "Электротепловые сети" объема оказанных услуг по договорной нагрузке.
Между тем относительно рассматриваемого довода ПАО "ОГК-2" суд кассационной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 3.2.4 договора теплоснабжающая организация обязуется: обеспечивать коммерческий учет тепловой энергии на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон для определения фактического количества переданной тепловой энергии.
Согласно пункту 4.1. договора объем оказанных теплосетевой организацией услуг по передаче тепловой энергии определяется исходя из количества тепловой энергии, предъявленной теплоснабжающей организацией к оплате своим потребителям, подключенным опосредовано через тепловые сети теплосетевой организации, исходя из показаний приборов учета потребителей теплоснабжающей организации, а при их отсутствии - расчетным путем в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 4.4 договора документы, подтверждающие количество принятой Потребителями тепловой энергии (архивы показаний приборов учета тепловой энергии, установленных у Потребителей тепловой энергии; копии актов теплопотребления и счетов-фактур; расчетные данные по присоединенным тепловым нагрузкам) предоставляются Теплоснабжающей организацией в адрес Теплосетевой организации только при наличии разногласий сторон по количеству принятой тепловой энергии.
При этом 31.01.2019 сторонами подписаны акты приема-передачи тепловой энергии по фактическим объемам за ноябрь - декабрь 2018 года и ПАО "ОГК-2" оплатило услуги МУП "Электротепловые сети" по передаче тепловой энергии в полном объеме, фактические объемы оказанных услуг были определены исходя из количества тепловой энергии, предъявленной ПАО "ОГК-2" к оплате конечным потребителям в спорный период, и согласованы сторонами путем подписания актов приема-передачи без каких-либо разногласий.
Из материалов настоящего дела следует, что на момент подписания двусторонних актов приема-передачи тепловой энергии разногласий у сторон не было, в предоставлении указанных в п. 4.4. договора документов необходимости не возникло.
Таким образом, заслуживает внимания довод ПАО "ОГК-2" о том, что оснований для расчета объема оказанных услуг по договорной нагрузке не имеется, поскольку оплате подлежит только тот объем услуг по передаче тепловой энергии, который принят ПАО "ОГК-2" по актам от 31.01.2019.
Относительно встречных исковых требований ПАО "ОГК-2" о взыскании с МУП "Электротепловые сети" задолженности (потерь тепловой энергии в сетях) за период с 01.06.2018 по 07.11.2018 в сумме 3 512 975 руб. 47 коп. суд кассационной инстанции отмечает следующее.
В силу положений части 5 статьи 13, части 11 статьи 15, статьи 17 Закона о теплоснабжении обязанность по компенсации потерь в тепловых сетях законом возложена на теплосетевые организации, в том числе и посредством приобретения тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя у теплоснабжающих организаций и ее оплате по регулируемым ценам. Собственники или иные законные владельцы тепловых сетей вправе компенсировать свои затраты на услуги по передаче тепловой энергии (в том числе и на оплату нормативных потерь) за счет потребителей тепловой энергии после установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
В силу прямого указания закона теплосетевая организация несет обязанность по оплате потерь тепловой энергии, возникающих при передаче тепловой энергии, вырабатываемой теплоснабжающей организацией, через принадлежащие теплосетевой организации сети и теплотехническое оборудование.
Сетевые организации обязаны передать тепловую энергию до конечного потребителя, следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости).
Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе порядок определения объема потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей устанавливают Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Объем потерь рассчитывается как разница между объемом тепловой энергии, "вошедшей" в сеть теплосетевой организации, и объемом тепловой энергии, "вышедшей" из этой сети. Объем (количество) энергоресурсов по общему правилу определяется приборами учета, установленными на границах балансовой принадлежности сетей субъектов рынка теплоэнергетики, а в случае их отсутствия законодательство допускает расчетные методы определения объема энергоресурсов.
Таким образом, отказ судов в удовлетворении требования о взыскании потерь в тепловых сетях нарушает требования, установленные в части 5 статьи 13, части 11 статьи 15, статьи 17 Закона о теплоснабжении.
Учитывая установленную законом обязанность тепловой организации по компенсации потерь в тепловых сетях, суду надлежит рассмотреть встречное исковое требование ПАО "ОГК-2" о взыскании с МУП "Электротепловые сети" стоимости потерь тепловой энергии в сетях поселка ГРЭС Троицкого городского округа Челябинской области за период с 01.06.2018 по 07.11.2018.
При новом рассмотрении дела суду следует устранить отмеченные недостатки, а также проверить довод МУП "Электротепловые сети" о том, что оно предоставило в материалы настоящего дела, исчерпывающий перечень документов, подтверждающих фактически понесенные расходы МУП "Электротепловые сети", в связи с предоставлением услуг по передаче тепловой энергии ответчику за период с 01.06.2018 по 07.11.2018. Вместе с тем суду следует принять во внимание то, что при наличии добросовестности владельца сети действующее законодательство в области ценообразования, с учетом конкретных причин, по которым тариф на услуги по передаче тепловой энергии не был установлен, не исключает при отсутствии утвержденного регулирующим органом тарифа на услуги по передаче тепловой энергии взыскание стоимости фактически оказанных услуг по экономически обоснованной цене.
Также относительно первоначальных исковых требований суду следует проверить довод ПАО "ОГК-2" о том, что оплате подлежит только тот объем услуг по передаче тепловой энергии, который принят ПАО "ОГК-2" по актам от 31.01.2019 со ссылкой на то, что на момент подписания сторонами договора двусторонних актов приема-передачи тепловой энергии у сторон не имелось разногласий по количеству принятой тепловой энергии.
Кроме того, суду надлежит рассмотреть встречное исковое требование ПАО "ОГК-2" о взыскании с МУП "Электротепловые сети" стоимости потерь тепловой энергии в сетях поселка ГРЭС Троицкого городского округа Челябинской области за период с 01.06.2018 по 07.11.2018.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.10.2020 по делу N А76-7982/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2021 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Д. Тимофеева |
Судьи |
Т.Л. Вербенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Объем потерь рассчитывается как разница между объемом тепловой энергии, "вошедшей" в сеть теплосетевой организации, и объемом тепловой энергии, "вышедшей" из этой сети. Объем (количество) энергоресурсов по общему правилу определяется приборами учета, установленными на границах балансовой принадлежности сетей субъектов рынка теплоэнергетики, а в случае их отсутствия законодательство допускает расчетные методы определения объема энергоресурсов.
Таким образом, отказ судов в удовлетворении требования о взыскании потерь в тепловых сетях нарушает требования, установленные в части 5 статьи 13, части 11 статьи 15, статьи 17 Закона о теплоснабжении."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 июля 2021 г. N Ф09-4009/21 по делу N А76-7982/2019
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4009/2021
21.11.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14450/2023
22.08.2023 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-7982/19
19.07.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4009/2021
10.03.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14809/20
21.10.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-7982/19