Екатеринбург |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А60-50981/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Черкезова Е.О., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Нижний Тагил (ИНН: 6623000754, ОГРН: 1026601384732; далее - Администрация г. Нижний Тагил, податель жалобы, административный орган, заинтересованное лицо) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2021 по делу N А60-50981/2020 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил (ИНН: 6623000472, ОГРН: 1026601380387; далее - Управление муниципальным имуществом) - Дубовицкий Р.А. (доверенность от 11.01.2021 N 9);
общества с ограниченной ответственностью "Уралстроймонтаж" (ИНН: 6623018977, ОГРН: 1046601236560; далее - общество "Уралстроймонтаж", Собственник объекта сетей) - Адеев Д.П. (доверенность от 09.01.2020);
общества с ограниченной ответственностью "Уральский клинический лечебно-реабилитационный центр им. В.В. Тетюхина" (ИНН: 6623099990, ОГРН: 1146623001073; далее - Реабилитационный центр) - Изотова Е.В. (доверенность от 01.01.2021 N 3).
Общество "Уралстроймонтаж" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации г. Нижний Тагил, выразившегося в непринятии мер, предусмотренных частью 4 статьи 22 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в отношении принадлежащих обществу "Уралстроймонтаж" объектов: сети водопровода, протяженностью 205 м, с кадастровым N 66:56:0601003:103, сети канализации хозяйственных бытовых стоков, протяженностью 368 м, с кадастровым N 66:56:0601003:99; сети ливневой канализации, протяженностью 79 м, с кадастровым N 66:56:0601003:102; сети теплоснабжения, протяжённостью, 40 м, с кадастровым N 66:56:0601003:101; обязать Администрацию г. Нижний Тагил устранить нарушение прав и законных интересов названного Общества путем принятия мер, предусмотренных частью 4 статьи 22 Закона о водоснабжении и водоотведении, статьей 21 Закона о теплоснабжении; обязать административный орган в 10-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу направить Собственнику объекта сетей проект договора о выкупе сети водопровода, протяженностью 205 м., с кадастровым N 66:56:0601003:103 согласно постановлению Администрации г. Нижний Тагил от 24.06.2019 N 1302-ПА (в редакции от 04.09.2019) "О подготовке и реализации бюджетных инвестиций на приобретение недвижимого имущества для решения вопросов местного значения"; обязать заинтересованное лицо в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу принять решение о выкупе названных сетей с указанными кадастровыми номерами и протяженностью, и направить обществу "Уралстроймонтаж" проект договора (договоров) о выкупе указанных сетей (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление муниципальным имуществом, Реабилитационный центр, Нижнетагильское Муниципальное унитарное предприятие "Нижнетагильские тепловые сети" (ИНН: 6623075742, ОГРН: 1116623000780; далее - предприятие "Нижнетагильские тепловые сети").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2021 решение суда первой инстанции отменено, обжалованное бездействие Администрации г. Нижний Тагил признано незаконным, на административный орган возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества "Уралстроймонтаж", распределены судебные расходы по оплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе Администрация г. Нижний Тагил просит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда отменить, решение Арбитражного суда Свердловской области оставить в силе, указывая на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы настаивает на правомерности оспоренного бездействия по причине того, что Собственником объекта сетей не соблюден установленный порядок вывода из эксплуатации сетей теплоснабжения, поскольку уведомление общества "Уралстроймонтаж" не соответствует требованиям закона.
Администрация г. Нижний Тагил полагает, что общество "Уралстроймонтаж" с надлежащим уведомлением о выводе спорных сетей к заинтересованному лицу не обращалось и, кроме того, срок на обжалование оспоренных бездействий подателя жалобы пропущен.
По мнению административного органа, спорные сети не являются частью централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения и предназначены исключительно для обеспечения Реабилитационного центра, соответственно, не предназначены для исполнения полномочий Администрации г. Нижний Тагил в сере водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения населения и не могут находиться в муниципальной собственности.
В обоснование своей позиции заинтересованное лицо также утверждает о допущенном Собственником объекта сетей злоупотреблении правом.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Уралстроймонтаж" указало на то, что постановление апелляционной инстанций является законным и обоснованным, отмене или изменению не подлежит.
Письменные мотивированные отзывы на кассационную жалобу Управление муниципальным имуществом, Реабилитационный центр, предприятие "Нижнетагильские тепловые сети" в материалы дела не представили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, общество "Уралстроймонтаж" в 2017 году принято решение о демонтаже спорных сетей.
Собственник объекта сетей во исполнение требований Закона о водоснабжении и водоотведении и Закона о теплоснабжении обращался в Администрацию г. Нижний Тагил с уведомлением о выводе спорных сетей из эксплуатации и предложением выкупить сети.
Письмом Управления муниципальным имуществом от 28.01.2020 N 19-01/182 и письмом административного органа от 21.08.2020 N 01-02/5481 предложение общества "Уралстроймонтаж" было отклонено.
Полагая, что оспариваемое бездействие Администрации г. Нижний Тагил нарушает права и законные интересы Собственника объекта сетей, последний обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил правомерности обжалованного бездействия административного органа.
Отменяя решение суда первой инстанции апелляционный суд, проверил доводы лиц, участвующих в деле, применительно к установленным по делу обстоятельствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришёл к правомерному выводу о наличии предусмотренной статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности оснований для признания оспоренного бездействия Администрации г. Нижний Тагил незаконным, поскольку оно допущено вопреки требованиям действующего законодательства. Администрацией, несмотря на принятое решение о выкупе в муниципальную собственность планируемых Собственником объекта сетей к выводу из эксплуатации сетей, фактически спорные сети в муниципальную собственность так и не были приобретены, решение о выкупе в отношении спорных объектов не было исполнено и впоследствии отменено.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему законодательству Российской Федерации, а также практике его применения на основании следующего.
В силу пункта 5 части 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
На основании пункта 1, пункта 3 части 1 статьи 6 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации.
Согласно части 4 статьи 22 названного Федерального закона орган местного самоуправления в течение шести месяцев с момента получения уведомления о выводе объекта централизованной системы, холодного водоснабжения и (или) водоотведения из эксплуатации принимает решение о согласовании вывода указанного объекта из эксплуатации либо о выкупе или заключении договора аренды указанного объекта. Собственники и иные законные владельцы объекта централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принявшие решение о выводе этого объекта из эксплуатации, не вправе отказать в выкупе или заключении договора аренды такого объекта органу местного самоуправления по цене или по размеру арендной платы, которые определяются независимым оценщиком, в случае, если такой объект используется для, холодного водоснабжения и (или) водоотведения населения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что общество "Уралстроймонтаж" является собственником сети водопровода, протяженностью 205 м, с кадастровым N 66:56:0601003; сети канализации хозяйственных бытовых стоков, протяженностью 368 м., с кадастровым N 66:56:0601003:99; сети ливневой канализации, протяженностью 79 м., с кадастровым N 66:56:0601003:102; сети теплоснабжения, протяжённостью, 40 м., с кадастровым N 66:56:0601003:101, расположенных по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, пр. Уральский.
Материалами дела подтверждается, что данные сети подключены к централизованной системе водоснабжения и водоотведения Тагилстроевского района г. Нижний Тагил, являются объектами централизованной системы водоснабжения и водоотведения Тагилстроевского района г. Нижний Тагил, спроектированы, возведены и предназначены для обслуживания проектируемого жилого района "Александровский", что подтверждается письмом Администрации г. Нижний Тагил от 28.05.2014 N 01-06/3090, письмом Главы города Нижний Тагил от 28.12.2015 N 01-01/8226, письмом Управления муниципальным имуществом от 24.05.2016 N 19-01/1523, а также для осуществления медицинской деятельности социально-значимого многопрофильного медицинского Реабилитационного центра.
Собственник объекта сетей не является ресурсоснабжающей организацией, построил указанные сети водопровода, водоотведения и теплоснабжения на общегородской территории для нужд развития муниципального образования г. Нижний Тагил.
Апелляционным судом также установлено и администрацией не оспаривается, что через наружные внеплощадочные сети, находящиеся в собственности общества "Уралстроймонтаж", транзитом осуществляется обеспечение теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением хозяйственно-бытовых стоков и ливневой канализации объектов Реабилитационного центра (корпуса многопрофильного медицинского центра), а так же объектов акционерного общества "Госпиталь ВИТ" (гостиничного комплекса, кафе и жилых апартаментов для сотрудников), ФОК "Президентский".
Учитывая, что Собственник объекта сетей не является организацией в специализированной сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, указанные выше сети им не обслуживаются, в их эксплуатации он не заинтересован, общество обратилось 12.01.2018 в Администрацию г. Нижний Тагил с уведомлением от 07.12.2017 N 3830 о выводе спорных сетей из эксплуатации.
В уведомлении было указано, что спорные сети будут выведены из эксплуатации через один год после получения уведомления, то есть с 12.01.2019.
Ранее письмами от 28.05.2014 и от 28.12.2015 административный орган уже выразил свое согласие на приобретение в муниципальную собственность данных сетей, указывая, что их приобретение необходимо с целью обеспечения предоставления надежных и качественных услуг тепло- и водоснабжения, водоотведения и канализации ФОК "Президентский", жителям строящихся жилых районов "Александровский" 1 и 2 очереди, а также многопрофильному медицинскому центру по Уральскому проспекту. При этом письмом от 24.05.2016 заинтересованным лицом указывалось на то, что в корректировку бюджета было внесено мероприятие "Приобретение наружных внеплощадочных сетей теплоснабжения, водоотведения, водоснабжения и канализации, необходимых для эксплуатации указанных объектов и развития инфраструктуры жилых районов "Александровский".
В ответ на указанное уведомление общества "Уралстроймонтаж" в его адрес поступило предложение Администрации г. Нижний Тагил от 22.01.2018 N 01-01/327 безвозмездно передать сети в муниципальную собственность, на которое письмом от 06.12.2018 N 278Ю Собственник объекта сетей предложил административному органу приобрести указанные внеплощадочные сети в собственность муниципального образования по цене, определенной в представленном им экспертном заключении.
Решением Нижнетагильской городской Думы от 25.04.2019 N 18 внесены изменения в Решение Нижнетагильской городской Думы от 20.12.2018 N 73 "О бюджете города Нижний Тагил на 2019 год и на плановый 2020 и 2021 годов" в части дополнительного выделения средств местного бюджета на приобретение в муниципальную собственность спорных сетей, принадлежащих обществу "Уралстроймонтаж".
24.06.2019 принято постановление Администрации г. Нижний Тагил N 1302-ПА "О подготовке и реализации бюджетных инвестиций на приобретение недвижимого имущества для решения вопросов местного значения", в котором было указано организовать заключение муниципального контракта между Администрацией города Нижний Тагил и обществом "Уралстроймонтаж", принять в муниципальную казну от Администрации города Нижний Тагил объекты недвижимого имущества, указанные в приложении, а именно спорные сети.
Постановлением административного органа от 04.09.2019 N 1917-ПА внесены изменения в его указанное Постановление, приложение "Перечень объектов недвижимого имущества, принимаемых в муниципальную собственность от общества "Уралстроймонтаж", изложен в новой редакции, исключены сети канализации, сети ливневой канализации, сети теплоснабжения, оставшиеся сети водопровода подлежали выкупу в муниципальную собственность.
По истечении двух лет после уведомления о выводе сетей из эксплуатации 28.12.2019 Собственник объекта сетей вновь обратился к заинтересованному лицу с предложением заключить контракт на выкуп всех спорных сетей.
В ответе Управления муниципальным имуществом, изложенном в письме от 28.01.2020 N 19-01/182, указано, что сети общества "Уралстроймонтаж" обслуживают только 1 абонента - Реабилитационный центр, а потому указанные сети не могут быть выкуплены в муниципальную собственность.
Посчитав, что позиция названного Управления не согласовывалась с позицией Администрации г. Нижний Тагил о необходимости приобретения сетей в муниципальную собственность, выраженной в постановлении от 24.06.2019 N 1302-ПА и иных письмах главы и заинтересованного лица (ответ не соответствовал порядку, установленному законом и Управление муниципальным имуществом не уполномочено самостоятельно решать вопросы о принятии или неприятии имущества в муниципальную казну, решать вопросы водоснабжения и водоотведения на территории города) Собственник объекта сетей обратился вновь к административному органу с просьбой сообщить, какое из двух предусмотренных законом решений принято в отношении спорных сетей, а именно: о согласовании вывода сетей из эксплуатации или о выкупе/аренде сетей (письмо от 20.07.2020 N 171Ю).
01.09.2020 обществом "Уралстроймонтаж" получен ответ Администрации г. Нижний Тагил от 21.08.2020 N 01-02/5481, в котором сообщалось, что 23.12.2019 проведено совещание, на котором принято решение о возобновлении переговоров по вопросу приобретения в муниципальную собственность сетей водоснабжения (кадастровый номер 66:56:060:1003:100, кадастровый номер 66:56:060:1003:103). Сети канализации хозяйственно-бытовых стоков (кадастровый номер 66:56:0601003:99), ливневой канализации (кадастровый номер 66:56:0601003:102) и теплоснабжения (кадастровый номер 66:56:0601003:101) не могут быть приняты в собственность, так как организация теплоснабжения и водоотведения юридического лица не отнесены законом к вопросам местного значения, а данные инженерные сети предназначены исключительно для осуществления теплоснабжения и водоотведения юридического лица (многопрофильного медицинского центра - Госпиталя ВИТ).
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих о необоснованном невыполнении заинтересованным лицом предусмотренных законом необходимых действий, при отсутствии объективных причин, по которым такое неисполнение могло быть признано правомерным, а также о нарушении прав и законных интересов общества "Уралстроймонтаж", суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований Собственника объекта сетей о признании незаконным обжалованного бездействия Администрации г. Нижний Тагил, поскольку оно допущено, несмотря на принятое решение о выкупе в муниципальную собственность планируемых обществом "Уралстроймонтаж" к выводу спорных сетей из эксплуатации. Административным органом в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные факты не опровергнуты.
Апелляционный суд, основываясь на положениях законодательства Российской Федерации, правомерно отметил то, что в рассматриваемом случае предусмотренное законом условие к выводимой из эксплуатации сети, при котором орган местного самоуправления решает данный вопрос, что указанная сеть должна быть объектом централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, соблюдено. Иных норм и условий для вывода указанных сетей из эксплуатации, а именно о том, какие объекты, потребители должны быть подключены к централизованной системе и каким должно быть их количество, как верно указано судом, действующее законодательство не содержит.
Утверждения Администрации г. Нижний Тагил, опровергаются доказательствами, имеющимися в материалах дела и исследованными судом апелляционной инстанции надлежащим образом. Суд правомерно указал на то, что спорные сети были спроектированы, возведены и введены в эксплуатацию для использования микрорайона "Александровский" с развитием соответствующей инфраструктуры и подключены к централизованной системе города Нижний Тагил.
При этом кассационный суд, вопреки доводам кассационной жалобы относительно того, что обществом "Уралстроймонтаж" пропущен срок на обжалование, полагает необходимым указать на то, что письмо административного органа от 21.08.2020 N 01-02/5481 (ответ на заявление Собственника объекта сетей от 20.07.2020), в котором сообщалось, что 23.12.2019 проведено совещание по возобновлению переговоров по вопросу приобретения в муниципальную собственность спорных сетей, обществом "Уралстроймонтаж" получено 01.09.2020.
Заявление о признании незаконным оспоренного бездействия заинтересованного лица подано 10.10.2020, следовательно, срок на его обжалование не пропущен.
Учитывая изложенное, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям статей 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил требования Собственника объекта сетей о признании незаконным бездействия Администрации г. Нижний Тагил, выразившегося в непринятии мер, предусмотренных частью 4 статьи 22 Закона о водоснабжении и водоотведении, статьей 21 Закона о теплоснабжении, в отношении принадлежащих обществу "Уралстроймонтаж" указанных выше сетей тепло- и водоснабжения.
При рассмотрении спора апелляционным судом в соответствии со статьёй 71 названного Кодекса дана надлежащая правовая оценка имеющимся в материалах дела доказательствам. В силу частей 1, 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судом с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Все аргументы административного органа, приведённые в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а потому не опровергают правильность выводов апелляционного суда, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Постановление суда апелляционной инстанции соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нём выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2021 по делу N А60-50981/2020 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Нижний Тагил - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании пункта 1, пункта 3 части 1 статьи 6 Закона о водоснабжении и водоотведении к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации.
...
Заявление о признании незаконным оспоренного бездействия заинтересованного лица подано 10.10.2020, следовательно, срок на его обжалование не пропущен.
Учитывая изложенное, на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям статей 65, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции обоснованно удовлетворил требования Собственника объекта сетей о признании незаконным бездействия Администрации г. Нижний Тагил, выразившегося в непринятии мер, предусмотренных частью 4 статьи 22 Закона о водоснабжении и водоотведении, статьей 21 Закона о теплоснабжении, в отношении принадлежащих обществу "Уралстроймонтаж" указанных выше сетей тепло- и водоснабжения."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2021 г. N Ф09-4771/21 по делу N А60-50981/2020
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4771/2021
18.02.2022 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3005/2021
21.07.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4771/2021
09.04.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3005/2021
10.02.2021 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-50981/20