Екатеринбург |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А76-14485/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е. А.,
судей Сухановой Н. Н., Кравцовой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.01.2021 по делу N А76-14485/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" - Габдракипова К.А. (доверенность N 39/2021 от 25.12.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - заявитель, ООО "Перспектива", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - заинтересованное лицо, ГУ "ГЖИ Челябинской области", управление) о признании недействительным предписания от 03.03.2020 N 20-6031 766 об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства (с учетом принятого судом с соблюдением положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнения от 23.07.2020).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.01.2021, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ООО "Перспектива", ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что судами не учтено, что общество, как исполнитель услуг по горячему водоснабжению, обязано произвести перерасчет размера платы за данную услугу только за расчетный период, в котором им проведена проверка. Полагает, что расчет будет произведен за расчетный период, предшествующий проверке прибора учета, а именно за декабрь 2019 года (за 1 месяц), в связи с тем, что при снятии контрольных показаний расхождений не выявлено в показаниях прибора учета, перерасчет платы не проводится. Указывает на то, что исполнитель обязан принять переданные потребителем показания индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) и применить эти показания в расчетах, однако, по мнению общества, проведение перерасчета за предыдущие расчетные периоды исходя из переданных с нарушением установленного срока показаний приборов учета, не предусмотрено.
Заявитель полагает, что законодательство не обязывает потребителя представлять показания приборов учета, это его право, но и обязанность производить расчет платы на основании показаний возникает у исполнителя только в случае их предоставления, в связи с этим, на ООО "Перспектива" возлагается обязанность рассчитать плату за коммунальную услугу по показаниям приборов учета только в том случае, когда потребитель их передает.
По мнению общества, исполнение предписания жилищной инспекции приведет к нарушению прав иных собственников в многоквартирном доме, которых суд необоснованно не привлек к участию в деле.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения обращений граждан и в соответствии с распоряжением от 12.02.2020 N 20-6031 766 ГУ "ГЖИ Челябинской области" была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "Перспектива" обязательных требований при начислении платы за коммунальную услугу по отоплению по адресу: г. Троицк, ул. Гагарина, д. 30, кв. 6 за период с 01.01.2019 по 31.01.2020.
В ходе указанной проверки управлением установлено нарушение ООО "Перспектива" пунктов 42, 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в части излишнего начисления потребителю и не сторнирования платы за период с декабря 2017 года по декабрь 2019 года в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета горячей воды.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 03.03.2020 N 20-6031766, обществу вынесено предписание от 03.03.2020 N 20-6031 766 об устранении выявленных нарушений, в соответствии с которым ему необходимо в срок до 10.04.2020 выполнить перерасчет размера платы за ГВС (за подогрев воды на цели ГВС) за период с декабря 2017 года по декабрь 2019 года в размере 6 017, 05 руб.
Полагая, что данное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из правомерности обжалованного предписания надзорного органа, поскольку совокупность установленных обстоятельств в их взаимной связи свидетельствует о том, что подателем жалобы начисление платы за содержание жилого помещения по услуге ГВС осуществляется с нарушением жилищного законодательства Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суды, руководствуясь частью 2, пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 7, подпунктом 2 пункта 8, подпунктом 6 пункта 9 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области от 15.05.2014 N 364, правомерно заключили, что оспоренное предписание выдано инспекцией в пределах предоставленных ей полномочий.
Проверив довод о незаконности оспариваемого предписания, и, признав его необоснованным, суды установили, что предписание по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, выдано надлежащему субъекту, направлено на устранение допущенного нарушения, каких-либо неясностей не содержит и является исполнимым, при этом предписание содержит четкое указание периодов, за которые надлежит произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ, собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 354, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Подпункт "к" пункта 33 Правил N 354 предусматривает, что потребитель имеет право: при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; требовать от исполнителя проверки состояния индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения исполнителем от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета.
На основании положений пунктов 36, 37, 38 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими Правилами. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период (пункт 42 правил N 354).
Пункт 59 Правил N 354 предусматривает порядок расчета объема коммунальной услуги в случае непредставления потребителем показаний приборов учета.
Согласно подпункту "б" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные этими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил N 354, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 этих Правил в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 данных Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (пункт 60 Правил N 354).
Пункт 84 Правил N 354 предусматривает, что при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 этих Правил проверку и снять показания прибора учета.
Из пункта 82 Правил N 354 следует, что исполнитель обязан:
а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;
б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
Согласно пункту 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. Объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка, если потребителем не будет доказано иное.
Таким образом, как правильно указали суды, исполнитель коммунальной услуги обязан произвести перерасчет объема и размера платы за коммунальную услугу, определённых в соответствии с нормами пунктов 59 и 60 Правил N 354, после снятия фактический показаний приборов учета и достоверного установления сведений об объеме индивидуального потребления.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что обществом в ходе проведенного по заявлению потребителя обследования жилого помещения и приборов учета горячего водоснабжения установлено, что спорное жилое помещение оснащено индивидуальным прибором учета горячей воды (далее - ИПУ ГВС). Прибор учета опломбирован, находится в исправном состоянии, первоначальные показания составили 0 м3.
Из представленного ООО "Перспектива" расчета по лицевому счету видно, что в период с января 2019 г. по октябрь 2019 г. начисление платы за подогрев воды для целей горячего водоснабжения не производилось, в ноябре 2019 г. произведено начисление платы за ГВС в размере 649,63 руб. и выполнен перерасчет платы в размере 4987,16 руб., в декабре 2019 г. выполнено начисление платы за ГВС в размере 209,56 руб., в январе 2020 г. начисление составляет 0 руб. Задолженность за ГВС по состоянию на 01.02.2020 составляет 5846,35 руб.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно, с правильным применением статей 65, 67, 68, 71 АПК РФ при оценке совокупности обстоятельств настоящего спора, пришли к выводу о доказанности управлением законности оспариваемого предписания, из которого следует, что у общества возникла обязанность осуществления перерасчета оплаты коммунального ресурса, исходя из снятых в ходе проверки показаний прибора учета и достоверного установления сведений об объеме индивидуального потребления.
Доказательств нарушения прав и законных интересов ООО "Перспектива" в сфере его деятельности, возложения каких-либо обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, каких-либо дополнительных обязательств, обществом в материалы дела не представлено, что отмечено судами в ходе рассмотрения дела по существу.
Отклоняя соответствующие доводы заявителя и ссылаясь на пункт 61 Правил N 354, судами верно указано, что установив объем фактически потребленной коммунальной услуги, исполнитель обязан произвести перерасчет, несмотря на отсутствие переданных потребителем показаний ИПУ, поскольку иное толкование означало бы возможность взыскания платы сверх потребленного ресурса фактически в качестве санкции за нарушение обязанности по передаче показаний прибора учета, что ЖК РФ и Правилами N 354 не предусмотрено. Сам по себе факт несвоевременного снятия показаний приборов учета не может служить основанием для отказа в проведении перерасчетов. При этом перерасчет платы права и законные интересы заявителя не нарушает.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Ссылка заявителя жалобы на необходимость привлечения к участию в деле всех собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома, в котором находится спорный объект, отклоняется как несостоятельная, основанная на ошибочном толковании норм процессуального законодательства. Сам по себе возможный интерес лиц, не участвующих в деле, к результату рассмотрения судебного дела не свидетельствует о том, что судебные акты приняты об их правах и обязанностях.
Все доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.01.2021 по делу N А76-14485/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ПЕРСПЕКТИВА" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Перспектива" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 11.05.2021 N 4539.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств нарушения прав и законных интересов ООО "Перспектива" в сфере его деятельности, возложения каких-либо обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, каких-либо дополнительных обязательств, обществом в материалы дела не представлено, что отмечено судами в ходе рассмотрения дела по существу.
Отклоняя соответствующие доводы заявителя и ссылаясь на пункт 61 Правил N 354, судами верно указано, что установив объем фактически потребленной коммунальной услуги, исполнитель обязан произвести перерасчет, несмотря на отсутствие переданных потребителем показаний ИПУ, поскольку иное толкование означало бы возможность взыскания платы сверх потребленного ресурса фактически в качестве санкции за нарушение обязанности по передаче показаний прибора учета, что ЖК РФ и Правилами N 354 не предусмотрено. Сам по себе факт несвоевременного снятия показаний приборов учета не может служить основанием для отказа в проведении перерасчетов. При этом перерасчет платы права и законные интересы заявителя не нарушает."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2021 г. N Ф09-4679/21 по делу N А76-14485/2020