Екатеринбург |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А60-56537/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Лукьянова В.А., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диагностика и контроль" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2021 по делу N А60-56537/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Диагностика и контроль" - Могилов В.Г. (доверенность от 02.07.2021, диплом);
Уральского таможенного управления - Торгонина Е.А. (доверенность от 21.12.2020, диплом), Стихина А.Н. (доверенность от 20.01.2021).
Общество с ограниченной ответственностью "Диагностика и контроль" (далее - ООО "Диагностика и контроль", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - УФАС, антимонопольный орган) от 30.09.2020 N 21245 (от 25.09.2020 N РНП-066/06/104-3989/2020) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Уральское таможенное управление (заказчик).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, признав незаконным и отменить оспариваемое решение Управления, обязать Управление исключить сведения об обществе, его учредителях и руководителе из реестра недобросовестных поставщиков ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Указывает, что факт нарушения целостности (герметичности) упаковки у двух мешков товара, допущенный непосредственно при разгрузке, обществом не оспаривался; напротив, за свой счет общество было готово заменить данные мешки, о чем неоднократно сообщалось и заказчику, и суду. Общество настаивает, что в составе корма присутствовало мясо ягненка; данные сведения подтверждены товаро-сопроводительными документами, маркировкой товара, нанесенной производителем непосредственно на упаковку (мешки) товара, и гарантийными письмами производителя. Представителем общества при приемке товара, а в последующем и в суд предоставлено заключение технологической лаборатории производителя ООО "Наш Город" с разъяснением по составу и содержанию поставленного товара, а также с разъяснением о соответствии поставляемого товара техническому заданию контракта. Предъявленные обществу замечания не могут быть признаны существенными нарушениями условий контракта и сводятся лишь к нежеланию принять поставленный товар. Полагает, что ни таможенный орган, ни УФАС не доказали несоответствие упаковочных мешков условиям контракта и требованиям ГОСТ 226-2013. Ссылается на принятие с его стороны всех возможных действий и мер по исполнению заключенного контракта.
В отзывах на кассационную жалобу УФАС и Уральское таможенное управление просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
При рассмотрении спора судами установлено, что 10.06.2020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162100022420000062, а также аукционная документация на поставку специализированного корма для служебных собак. Начальная (максимальная) цена контракта - 656 265,96 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 26.06.2020 ООО "Диагностика и контроль" было признано его победителем.
По итогам аукциона между Уральским таможенным управлением и ООО "Диагностика и контроль" заключен контракт от 08.07.2020 N 01621000224200000620001 на поставку специализированного корма для служебных собак (2141 кг). Цена контракта - 316 718,67 руб. Согласно пункту 4.1 контракта поставка товара осуществляется поставщиком в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту) и спецификацией на поставку товара (приложение N 2 к контракту) не позднее 30 дней со дня заключения контракта. Место поставки: Екатеринбург, ул. Завокзальная, д. 40. Согласно пункту 4.2 контракта упаковка товара должна обеспечивать его сохранность при транспортировке и хранении. Согласно пункту 5.1.2 контракта поставщик должен обеспечить соответствие поставляемого товара техническим требованиям и техническим условиям изготовителя при его хранении в течение срока, оговоренного в сопроводительной документации на товар, и нести все расходы по замене некачественного товара, выявленного заказчиком в течение срока действия гарантийных обязательств, если утрата качества не обусловлена условиями хранения.
В срок, указанный в пункте 4.1 контракта (не позднее 30 дней с момента заключения контракта, то есть до 06.08.2020), товар поставщиком не поставлен.
Уральское таможенное управление направило в адрес поставщика письмо от 06.08.2020 с просьбой поставить товар в кратчайший срок.
В письме от 19.08.2020 заказчик просил поставить товар в срок до 24.08.2020, указав при этом на истечения срока поставки товара, предусмотренного контрактом.
В письме от 24.08.2020 общество гарантировало поставку товара не позднее 31.08.2020.
При приемке товара 31.08.2020 Уральское таможенное управление выявило несоответствие товара требованиям контракта, составлен акт о недостатках, выявленных при приемке товара от 31.08.2020, в котором зафиксировано несоответствие товара условиям государственного контракта, установленным в отношении упаковки и содержания корма.
В письме от 03.09.2020 заказчик отказал поставщику в приемке товара и предложил в течение двух рабочих дней заменить товар.
Поставщик в адрес заказчика направил письмо, в котором обязался устранить недостатки, указанные в акте от 31.08.2020, в кратчайшие сроки.
Другой товар обществом поставлен не был, в связи с чем в письме от 08.09.2020 заказчик уведомил поставщика о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В УФАС поступило заявление Уральского таможенного управления (вх. N 01-25384 от 22.09.2020) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Диагностика и контроль" - исполнителе по контракту N 01621000224200000620001 от 08.07.2020 на поставку специализированного корма для служебных собак (извещение N0162100022420000062).
По результатам рассмотрения заявления УФАС принято решение от 25.09.2020 N РНП-066/06/104-3989/2020 о внесении сведения об ООО "Диагностика и контроль", а также его учредителе и лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, Столбове Н.А., в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований,
пришел к выводу об отсутствии у общества уважительных причин для неисполнения принятых на себя по контракту обязательств. На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) и пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", пункта 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 статьи 104, пунктами 11, 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила), на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, возложена обязанность проверить поступившую к нему информацию и документы на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П Конституционным Судом Российской Федерации отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Как указано в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков. Санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, которые не должны быть несоизмеримы с совершенной и своевременно устраненной ошибкой в перечислении обеспечения, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов. Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
Поэтому при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных и (или) договорных требований, без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи, поскольку иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства.
Принимая решение о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган правомерно исходил из того, что заявитель почти на месяц допустило просрочку поставки товара (специализированного корма для служебных собак) и поставил товар, не соответствующий по качеству условиям контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Суды установили, что 08.09.2020 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.07.2020 N 01621000224200000620001. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в Единой информационной системе 09.09.2020 и, кроме того, направил обществу заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте. Подтверждение о вручении указанного письма поставщику заказчик получил 10.09.2020. Односторонний отказ от исполнения контракта поставщиком не обжалован, в судебном порядке недействительным не признан.
Учитывая изложенное, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и установленные по делу обстоятельства, суды признали подтвержденными выводы антимонопольного органа о недобросовестности общества при исполнении условий контракта; при этом судами принято во внимание, что доказательств принятия обществом всех зависящих от него мер, направленных на надлежащее исполнение условий контракта, в материалы дела не представлено.
Судами также отмечено, что в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к контракту) товар должен был быть упакован в многослойные, бумажные ламинированные полиэтиленом мешки (тип УПМ, ГОСТ Р 2226-2013), произведенные и герметично запечатанные заводом-изготовителем; пунктом 4.2 ГОСТ 2226-2013 "Мешки из бумаги и комбинированных материалов. Общие технические условия" предусмотрено, что мешок марки УПМ изготавливается с верхним слоем из бумаги из беленой целлюлозы, т.е. белого цвета, с 1-2 слоями мешочной бумаги, ламинированной полиэтиленом, и остальными слоями из мешочной непропитаниой бумаги, для гигроскопичной продукции, пищевых продуктов, агрессивных химикатов, для продукции, не допускающей попадания волокон бумаги.
Вместе с тем отгруженный товар имел упаковку с внешним слоем коричневого цвета, по внешнему виду схожую с мешочной бумагой (крафт). Упаковка поставленного товара выполнена с применением швейной строчки, которая не обеспечивает герметичность упаковки. В связи с тем, что заказчиком планировалось длительное хранение и перемещение товара, поставка товара в упаковке, не обеспечивающей сохранность, является существенным нарушением условий контракта. Представленные в материалы дела документы также подтверждают нарушение целостности (герметичности) упаковки. Соответствие упаковки требованиям технической безопасности не опровергает доводов заказчика о поставке обществом товара ненадлежащего качества, при этом условия об упаковке (тип УПМ, ГОСТ Р 2226-2013) указаны в приложении N 1 к контракту, на которое имеется ссылка в пункте 4.1 контракта.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и отклонены как неподтвержденные. Переоценке выводы судов и установленные ими факты не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2021 по делу N А60-56537/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Диагностика и контроль" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.