Екатеринбург |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А50-30446/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Беляевой Н.Г., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шевелевой П.И. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Перми на решение Арбитражного суда Пермского края от 02.02.2021 по делу N А50-30446/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края в порядке, предусмотренном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Пермского края прибыли представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Перми - Соснина И.А. (доверенность от 21.01.2021), Михайлова И.И. (доверенность от 21.01.2021);
общества с ограниченной ответственностью "Камская круизная компания" - Голошвили Л.И. (доверенность от 11.01.2021), Едигарев В.В. (доверенность от 11.01.2021).
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Перми (далее - истец, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Камская круизная компания" (далее - ответчик, общество "Камская круизная компания") о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1 455 600 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 02.02.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Камская круизная компания", ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своих доводов заявитель указал, что нормативный правовой акт, дополнивший перечень отраслей видом экономической деятельности "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта" (постановление Правительства Российской Федерации N 927), по состоянию на 30.06.2020 не действовал (не подлежал применению), поскольку вступил в силу 07.07.2020 (пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"). По мнению заявителя жалобы, отсутствуют предусмотренные законом основания для предоставления субсидии обществу "Камская круизная компания", осуществляющему основной вид деятельности по ОКВЭД 50.3. На момент подачи обществом "Камская круизная компания" в налоговый орган заявлений о предоставлении субсидии (30.06.2020 - за апрель 2020 года, 09.07.2020 - за май 2020 года) и принятия положительного решения о выплате, отрасль, в которой ведется деятельность общества "Камская круизная компания", не относилась к отраслям российской экономики, утвержденным Постановлением N 434. Кроме того, заявление на предоставление субсидии за май 2020 года поступило только 09.07.2020, то есть с нарушением срока (не позднее 01.07.2020), что исключает возможность получения субсидии.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Камская круизная компания" просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
При рассмотрении настоящего спора судами установлено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила N 576).
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что 30.06.2020 общество "Камская круизная компания" направило в налоговый орган заявления N 4, 5 о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами N 576, за апрель и май 2020 года соответственно.
Из материалов дела следует, что на основании платежных поручений от 02.07.2020 и 31.07.2020 общество "Камская круизная компания" получило субсидию за апрель и май 2020 года в сумме 1 455 600 руб. (по 727 800 руб. за каждый из месяцев), что также не оспаривается сторонами.
Впоследствии налоговый орган пришел к выводу о том, что обществом "Камская круизная компания" получена субсидия без соответствующих на то оснований, в связи с чем в адрес общества "Камская круизная компания" направлены соответствующие уведомления от 20.07.2020, 13.08.2020 с требованием о возврате субсидии.
Неисполнение требований в добровольном порядке явилось основанием для обращения инспекции в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 9-П, согласно которой Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета, но и не исключает возможность обратиться в этих целях к общим механизмам, направленным на обеспечение как полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей, так и соблюдения налоговыми органами, составляющими централизованную систему, законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно абзацу 5 статьи 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 1 Правил N 576 названные Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень N 434).
Согласно Правилам N 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Условия для включения в реестр в целях предоставления субсидии установлено в пункте 3 Правил N 576.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей наиболее пострадавшей сфере определяется по коду ОКВЭД основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Согласно пункту 4 Правил N 576 размер субсидии в отношении организаций определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 01.01.2020, составляющей 12 130 руб., на количество работников в марте 2020 года. Количество работников определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил N 576 для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020. Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 5 Правил N 576).
После указанной проверки налоговый орган либо отказывает заявителю в предоставлении субсидии, либо включает его в реестр для перечисления субсидий (приложение N 1 к Правилам N 576).
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено, что налоговый орган по результатам проверки информации, имевшейся у него в отношении общества "Камская круизная компания", не установил оснований для отказа обществу "Камская круизная компания" в предоставлении субсидии, в том числе несоблюдение условий пункта 3 Правил N 576 или нарушение срока направления заявлений о предоставлении субсидии, в связи с чем включил общество "Камская круизная компания" в реестр для перечисления субсидий, на основании которого субсидия перечислена на счет общества "Камская круизная компания" Федеральным казначейством (02.07.2020 и 31.07.2020).
Вместе с тем впоследствии налоговый орган пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления обществу "Камская круизная компания" субсидии, поскольку осуществляемый им вид основной деятельности ("Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта" по коду ОКВЭД 50.3) включен в Перечень N 434 после 01.07.2020 (последнего дня, установленного Правилами N 576 для направления заявления о предоставлении субсидии), а именно постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927, вступившим в силу с 07.07.2020 (по истечении 7 дней после дня первого официального опубликования, поскольку иное этим Постановлением не предусмотрено).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что по состоянию на 01.03.2020 общество "Камская круизная компания" осуществляло деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта (код ОКВЭД 50.3), данный вид деятельности указан в Едином государственном реестре юридических лиц в качественного основного вида деятельности общества общество "Камская круизная компания" начиная с 17.09.2014, учитывая, что для получения субсидий за апрель и май 2020 года общество "Камская круизная компания" направило заявление в налоговый орган не позднее 01.07.2020, суды пришли к обоснованному выводу о соблюдении обществом "Камская круизная компания" условий предоставлений субсидии, предусмотренных Правилами N 576.
Соблюдение иных условий для получения обществом субсидии, предусмотренных пунктом 3 Правил N 576, инспекцией не оспаривается.
Отклоняя доводы налогового органа о том, что до 01.07.2020 общество "Камская круизная компания" не могло обращаться за получением субсидии, поскольку его основная деятельность отсутствовала в Перечне N 434, а после 01.07.2020 не могло обращаться за получением субсидии, поскольку уже истек срок, установленный пунктом 5 Правил N 576, суды обоснованно указали, что позиция инспекции фактически нивелируют меры, принятые Правительством Российской Федерации для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции.
При этом на официальном портале Правительства Российской Федерации (http://government.ru/docs/39943/) указано, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 пассажирские перевозки железнодорожным, морским и внутренним водным транспортом включены в список отраслей, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции. Для предприятий из пострадавших отраслей, помимо отсрочки уплаты всех налогов, арендных платежей, действует прямая финансовая поддержка в виде субсидий (грантов), которые можно потратить на зарплаты, оплату долгов за коммунальные услуги.
Материалами дела подтверждается и судами установлено, что 30.06.2020 в налоговый орган поступили заявления общества "Камская круизная компания" N 4, 5 на получение субсидии за апрель и май 2020 года соответственно.
Как обоснованно отметил суд апелляционной инстанции, то обстоятельство, что 09.07.2020 общество "Камская круизная компания" повторно направило в налоговый орган заявление на получение субсидии за май 2020 года, поскольку по ранее направленному заявлению она не была предоставлена, не отменяет факт своевременного направления заявления от 30.06.2020.
При изложенных обстоятельствах, установив, что обществом "Камская круизная компания" соблюдены все обязательные условия и требования для получения субсидии, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм права, с учетом установленных судами обстоятельств, по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с этим подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части постановления.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции или постановления апелляционного суда в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 02.02.2021 по делу N А50-30446/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.