Екатеринбург |
|
21 июля 2021 г. |
Дело N А07-22990/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Токмакова А. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АристократЪ" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.02.2021 по делу N А07-22990/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 по указанному делу.
Жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", единолично без вызова сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "АристократЪ" (далее - заявитель, общество, ООО "АристократЪ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей (далее - Государственный комитет) от 03.09.2020 N 499-Д-434 о назначении административного наказания по статье 15.13 КоАП РФ.
Определением суда от 21.12.2020 в порядке процессуального правопреемства Государственный комитет заменен на Министерство торговли и услуг Республики Башкортостан (далее - ответчик, Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "АристократЪ" просит указанные судебные акты отменить, дело об административном правонарушении в отношении общества прекратить, освободив заявителя от административной ответственности, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неверное определение судами обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела. Указывает, что существенным обстоятельством по делу об административном правонарушении является установление даты совершения административного правонарушения, между тем материалы административного дела не содержат точной даты административного правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено Государственным комитетом 03.09.2020, то есть спустя 58 дней после составления протокола, что свидетельствует о процессуальных нарушениях при вынесении постановления; при этом общество ходатайств об отложении административного разбирательства не заявляло, определение об отложении административного разбирательства Государственным комитетом не выносилось. ООО "АристократЪ" также указывает, что на момент составления протокола по делу об административном правонарушении нарушений в отчетности заявителя не было. Кроме того, полагает, что решение суда первой инстанции было вынесено после истечение срока давности привлечения к административной ответственности. Общество приводит доводы о том, что к моменту рассмотрения дела в суде постановление Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 утратило силу, соответственно, суды безосновательно ссылаются на это постановление. Заявитель также указывает, что корректирующая отчетность была подана своевременно в срок, установленный правилами, то есть срок для подачи корректирующей декларации не истек, общество имело право заявить корректирующую декларацию до 21.01.2021. ООО "АристократЪ" ссылается на то, что ранее уже привлекалось к административной ответственности по аналогичной статье, в том числе, путем устного предупреждения (Дело N А07-10717/2019 АС РБ), однако на момент вынесения решения суда первой инстанции по настоящему административному делу срок, в течение которого общество считалось привлеченным к административной ответственности, истек. Общество также указывает, что было лишено права на представление возражений относительно замены судом Государственного комитета на Министерство, поскольку соответствующее судебное определение ему не направлялось. Кроме того, заявитель считает возможным заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в целях осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции Государственным комитетом на основании задания на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 21.01.2020 N 552-д в отношении ООО "АристократЪ" осуществлено наблюдение за соблюдением обязательных требований посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица по исполнению порядка представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2019 года, содержащейся в федеральной государственной информационной системе Росалкогольрегулирования.
В ходе анализа выявлено, что обществом допущено искажение сведений, представленных в корректирующей декларации с номером корректировки 1 по форме N 11 за 3 квартал 2019 года.
По результатам наблюдения в отношении ООО "Аристократъ" составлен протокол об административном правонарушении N Д-434 от 17.07.2020 и вынесено постановление N 499-Д-434 от 03.09.2020 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 75 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "Аристократъ" обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий у административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Указанная норма включает в себя несколько самостоятельных составов административного правонарушения, объективная сторона которых выражается в совершении действий (бездействия), направленных на нарушение сроков подачи названных деклараций, либо включение в них заведомо искаженных данных.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Федеральный закон N 171-ФЗ, отнеся алкогольную продукцию к объектам, ограничено оборотоспособным, определил как участников оборота алкогольной продукции, так и специальные условия, связанные с ее производством и оборотом. Одним из таких условий является обязательное декларирование. Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции обязывает осуществлять декларирование. Декларирование, как способ государственного регулирования этой деятельности, имеет своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
При этом согласно части 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в числе прочего, запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда" утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда (далее - Правила), которыми определен порядок представления деклараций.
Пунктом 13 Правил (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11.
Согласно пунктам 15, 16 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом "Об электронной подписи".
В соответствии с пунктом 19 Правил декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ основное технологическое оборудование, указанное в абзацах первом, втором и восемнадцатом настоящего пункта, и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему (далее - ЕГАИС).
Порядок функционирования ЕГАИС определяется правилами функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 (далее - Правила ЕГАИС).
В соответствии с пунктом 21 Правил ЕГАИС направление информации об объеме производства и (или) оборота продукции в единую информационную систему осуществляется организацией, сельскохозяйственным товаропроизводителем или индивидуальным предпринимателем с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 16 Правил ЕГАИС предусмотрено, что организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции представляют в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств, в том числе, сведения об объеме алкогольной продукции, установленные по результатам инвентаризации алкогольной продукции, в том числе с указанием номеров федеральных специальных марок и акцизных марок, нанесенных на маркируемую алкогольную продукцию.
В соответствии с пунктом 20 Правил при обнаружении организацией, индивидуальным предпринимателем, сельскохозяйственным товаропроизводителем, гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в представленной ранее декларации, организация, индивидуальный предприниматель, сельскохозяйственный товаропроизводитель, гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство, представляют корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее. Корректирующие декларации (за исключением корректирующих деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 13-15 к настоящим Правилам) представляются до истечения срока подачи деклараций за квартал, следующий за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 20 (1) настоящих Правил).
Суды установили, что ООО "АристократЪ" имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания Г 412643, регистрационный N 02РП000002041 от 18.12.2018 (срок действия - по 17.12.2019) и в проверяемый отчетный период (3 квартал 2019 года) осуществляло названную деятельность.
В рамках проведения наблюдения сопоставлены сведения в представленной обществом декларации по форме N 11 за 3 квартал 2019 года, а также данные отчета "об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" за период с 01.07.2019 по 30.09.2019 (далее - Отчет по закупкам), сформированного в ЕГАИС по данным общества и размещенного на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (fsrar.ru).
В соответствии со сведениями, полученными из личного кабинета на сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (fsrar.ru) декларацией со статусом актуальность (Да) по форме 11 за 3 квартал 2019 года по состоянию на дату "Отчета о выполнении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями" являлась корректирующая декларация с номером корректировки 1, представленная обществом 19.01.2020.
Согласно данным Отчета по закупкам в обособленном подразделении по адресам: 452751, РБ, г. Туймазы, пер. Луначарского, д. 2А, (Буфет) (КПП 026945003), обществом зафиксирована закупка алкогольной продукции в объеме 556,810 декалитров. Однако в корректирующей декларации с номером корректировки 1 по форме N 11 за 3 квартал 2019 года в графе 10 "итого" - общий объем закупленной продукции составляет 545,720 декалитров, что является искажением представленных сведений в объеме 11,09 декалитров. При этом искаженными данными в смысле диспозиции данной статьи следует считать такие сведения, которые на момент внесения их в соответствующий документ (декларацию) не обладали свойством достоверности, то есть юридическому лицу было известно, что такие сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в других документах, в том числе первичных учетных документах, и у него имелась возможность их исправить. Как было указано ранее, согласно данным отчета "об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" за период с 01.07.2019 по 30.09.2019, сформированным в ЕГАИС по данным общества зафиксирована закупка алкогольной продукции в объеме 556,810. Однако корректирующая декларация содержит сведения об общем объеме закупленной продукции 545,720 декалитров.
Исходя из этого, суды пришли к выводу о доказанности факта искажения сведений в представленной обществом декларации.
В соответствии с п. 20 Правил предоставления деклараций при обнаружении организацией, индивидуальным предпринимателем, сельскохозяйственным товаропроизводителем, гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, в текущем отчетном периоде фактов не отражения или неполноты отражения необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в представленной ранее декларации, организация, индивидуальный предприниматель, сельскохозяйственный товаропроизводитель, гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство, представляют корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее. Корректирующие декларации по форме N 11 представляются до истечения срока подачи деклараций за квартал, следующий за отчетным кварталом, с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений.
В силу п. 15 Правил предоставления деклараций они представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Суды отметили, что общество имело возможность представить корректирующую декларацию с целью исправления допущенного ранее искажения в декларации с номером корректировки 1 за 3 квартал 2019 года по форме N 11 не позднее 20.01.2020, однако соответствующая декларация ООО "Аристократъ" в установленные сроки не представлена. Кроме того, допущенное нарушение не было устранено на дату рассмотрения административного дела.
При таких обстоятельствах, признав подтвержденным факт искажения обществом сведений, представленных в корректирующей декларации с номером корректировки 1 по форме N 11 за 3 квартал 2019 года, что является нарушением п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ, суды пришли к выводу о доказанности наличия в действиях заявителя события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды указали, что наличие в действиях (бездействии) заявителя вины исследовано и установлено административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что нашло отражение в оспариваемом постановлении, а также отметили, что ООО "АристократЪ", являясь профессиональным участником отношений в сфере розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, должно сознавать реальную возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае искажения сведений в декларации; при осуществлении предпринимательской деятельности заявитель не проявил необходимой степени заботливости и осмотрительности, которая потребовалась от него для предотвращения последствий административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 КоАП.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и получили надлежащую оценку.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.02.2021 по делу N А07-22990/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2021 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АристократЪ" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды указали, что наличие в действиях (бездействии) заявителя вины исследовано и установлено административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что нашло отражение в оспариваемом постановлении, а также отметили, что ООО "АристократЪ", являясь профессиональным участником отношений в сфере розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, должно сознавать реальную возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае искажения сведений в декларации; при осуществлении предпринимательской деятельности заявитель не проявил необходимой степени заботливости и осмотрительности, которая потребовалась от него для предотвращения последствий административного правонарушения.
Учитывая изложенное, суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.13 КоАП."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2021 г. N Ф09-4815/21 по делу N А07-22990/2020