Екатеринбург |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А76-10247/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Беляевой Н.Г., Татариновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шевелевой П.И. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущества Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.02.2021 по делу N А76-10247/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
От Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области в порядке, предусмотренном статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Челябинской области прибыл представитель Министерства имущества Челябинской области Титова Т.Н. (доверенность от 09.01.2020 N 1/10).
Министерство имущества Челябинской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к администрации Чесменского муниципального района Челябинской области (далее - ответчик, администрация) о признании права собственности на объект недвижимости: газификация жилых домов на центральной усадьбе колхоза "Кызыл-Юджус" п. Редутово, протяженностью 1209 м, расположенный по адресу: Челябинская область, Чесменский район, п. Редутово, в соответствии с техническим планом сооружения, выполненным 15.06.2017 кадастровым инженером Чесаловой А.С.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра), Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества), Управление экономики, недвижимости и предпринимательства администрации Чесменского муниципального района Челябинской области (далее - Управление экономики, недвижимости и предпринимательства).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17.02.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение. Согласно доводам заявителя факт создания спорного газопровода подтверждается справкой о финансировании законченного строительства имущественного комплекса газового хозяйства, в соответствии с которой источником финансирования строительства является областной бюджет, без привлечения дополнительных средств. Сведения о нарушении законодательства при создании газопровода отсутствуют, что подтверждается актом государственной приемочной комиссии от 15.12.2003 с учетом приказа ОГУП "Челябинская региональная газораспределительная система от 08.12.2003 N 70.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в 2003 году построен имущественный комплекс газового хозяйства - надземный газопровод низкого давления, расположенный по адресу: Челябинская область, Чесменский район, п. Редутово.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения от 15.12.2003 с учетом приказа ОГУП "Челябинская региональная газораспределительная система" от 08.12.2003 N 70 "О создании комиссии по приемке газопровода в п. Редутово" в период с 03.06.2002 по 15.12.2003 надземный газопровод низкого давления, расположенный по адресу: Челябинская область, Чесменский район, п. Редутово, принят в эксплуатацию, указанной комиссией.
Из указанного акта приемки следует, что строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП 3.05.02-88 и Правил безопасности в газовом хозяйстве Госгортехнадзора Российской Федерации. Предъявленный к приемке газопровод испытание на герметичность выдержал, утечки и дефекты в доступных для проверки местах не обнаружены.
На надземный газопровод низкого давления, расположенный по адресу: Челябинская область, Чесменский район, п. Редутово подготовлен строительный паспорт.
Межведомственной рабочей комиссией по вопросам инвентаризации газового хозяйства Челябинской области принято решение от 10.02.2005 N 1.13 оформить право собственности Челябинской области на газовые сети в п. Редутово Чесменского района Челябинской области и заключить договор аренды с открытым акционерным обществом "Челябинская региональная газораспределительная компания".
В соответствии с техническим планом сооружения от 15.06.2017 имеется объект недвижимости: сооружение, расположенное по адресу: Челябинская область, Чесменский район, п. Редутово - сооружение трубопроводного транспорта.
Министерством представлена справка о финансировании законченного строительством имущественного комплекса газового хозяйства - Газовые сети в п. Редутово, в которой указан объект "газоснабжение потребителей", год начала строительства (создания) - 2001, дата ввода в эксплуатацию - 2003, стоимость 1466,2 тыс. руб., источник финансирования - областной бюджет.
Министерством представлена также выписка из реестра имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области (государственная казна Челябинской области), от 06.06.2017 N 10/8533, согласно которой газоснабжение жилых домов в п. Редутово Чесменского района, протяженностью примерно 3 км является государственной собственностью Челябинской области.
Между министерством промышленности и природных ресурсов Челябинской области (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Челябинская региональная газораспределительная компания" оформлен договор о передаче в аренду имущества от 01.01.2009 N ДАГ-0043-09/146-р, согласно пункту 1.1 которого арендодатель на основании проведенного конкурса на заключение договора аренды в соответствии с протоколом Межведомственной комиссии по вопросам аренды государственного имущества от 11.12.2008, победителем которого стал арендатор, передает за плату, а арендатор принимает в аренду (временное пользование) недвижимое имущество, объекты газового хозяйства Челябинской области согласно прилагаемому перечню имущества (приложение 1).
Согласно приложению N 1 к договору от 01.01.2009 N ДАГ-0043-09/146-р открытому акционерному обществу "Челябинская региональная газораспределительная компания" передан, в том числе газоснабжение жилых домов в п. Редутово Чесменского района Челябинской области.
Решением Управления Росреестра от 29.09.2017 N Ф7400/17-72178 (отказано в осуществлении кадастрового учета в отношении объекта: газоснабжение жилых домов на ц.ус.колхоза "Кзыл-Юлдус" п. Редутово, в виду не представления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; не представления документа-основания, необходимого для осуществления государственного кадастрового учета объекта и государственной регистрации права собственности; акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта от 08.05.2001 представлен в виде копии в составе технического плана.
Кроме того, в представленной копии акта приемки законченного строительством объекта газоснабжения отсутствуют сведения о возникновении права собственности субъекта РФ - Челябинской области на газопровод, так же как и отсутствуют документы, подтверждающие договорные отношения, на основании которых было осуществлено финансирование и строительство объекта.
Согласно письму МТУ Росимущества от 02.04.2020 N 74-КН/5119 газификация на центральной усадьбе колхоза "Кызыл-Юджус" п. Редутово, протяженностью 1209 м в реестре федерального имущества отсутствует.
В соответствии с актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы в период с 03.06.2002 по декабрь 2003 года осуществлен прием наружного газопровода низкого давления на центральной усадьбе колхоза "Кызыл-Юджус" п. Редутово.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы в период с июня по декабрь 2004 года осуществлен прием наружного газопровода низкого давления на центральной усадьбе колхоза "Кызыл-Юджус" п. Редутово.
Из указанных актов приемки следует, что строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СНиП 42-01-2002 и ТСН по приемке. Предъявленные к приемке вышеуказанные объекты считаются принятыми заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией.
На надземный газопровод низкого давления, расположенный по адресу: Челябинская область, Чесменский район, п. Редутово подготовлен строительный паспорт.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости объект: газификация жилых домов на центральной усадьбе колхоза "Кызыл-Юджус" п. Редутово, назначение: сооружения, год ввода в эксплуатацию по завершении строительства - 2001.
Уведомлением Управления Росреестра от 29.09.2017 N 74/001/200/2017-8915 отказано в осуществлении государственной регистрации в отношении объекта: газификация жилых домов на центральной усадьбе колхоза "Кызыл-Юджус" п. Редутово, расположенного по адресу: Челябинская область, Чесменский район, п. Редутово, в виду непредставления документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, непредставления документа-основания, необходимого для осуществления государственного кадастрового учета объекта и государственной регистрации права собственности, акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта от 08.05.2001 представлен в виде копии в составе технического плана, акт приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта от 08.05.2001 представлен в виде копии в составе технического плана.
Кроме того, в представленной копии акта приемки законченного строительством объекта газоснабжения отсутствуют сведения о возникновении права собственности субъекта Российской Федерации - Челябинской области на газопровод, так же как и отсутствуют документы, подтверждающие договорные отношения, н основании которых было осуществлено финансирование и строительство объекта. Иной документ, свидетельствующий о возникновении права собственности субъекта Российской Федерации - Челябинская область на указанный объект недвижимого имущества, не представлен.
Согласно письму МТУ Росимущества от 02.04.2020 N 74-КН/газификация на центральной усадьбе колхоза "Кызыл-Юджус" п. Редутово, протяженностью 1209 м в реестре федерального имущества отсутствует.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на положения статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, министерство обратилось в арбитражный суд с иском о признании права собственности на спорный наружный газопровод высокого и низкого давления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности, путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом.
Из материалов дела следует, что истцом заявлены требования о признании права собственности на газопровод в порядке, предусмотренном статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 58 - 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Из материалов дела следует, что в обоснование возникновения права собственности на спорный объект министерством представлена справка справок о финансировании законченного строительством имущественного комплекса газового хозяйства - Газовые сети в п. Редутово Чесменского района.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждено, что из содержания указанной справки не следует, что финансирование осуществлялось именно для строительства спорных объектов. В отсутствие в материалах дела иных доказательств несения реальных расходов на строительство комплекса газового хозяйства, суды пришли к выводу о недоказанности истцом возникновения у него права собственности на спорный объект в соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что из содержания актов приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения не следует, что Челябинская область является правообладателем или заказчиком строительства спорного газопровода, поскольку подлинные экземпляры актов приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта капитального строительства в эксплуатацию не представлены.
Судами также выявлено, что в представленной копии акта приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения отсутствуют сведения о возникновении права собственности субъекта Российской Федерации - Челябинской области на газопровод, а также сведения об основных характеристиках объекта (расходится адрес). Из указанных актов государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта не следует, что Челябинская область является правообладателем или заказчиком строительства спорного газопровода. Застройщиками, подрядчиками, лицом, осуществившим приемку законченного строительством объекта, в акте указаны иные юридические лица.
При исследовании обстоятельств настоящего спора судами также обоснованно принято во внимание, что норма пункта 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации призвана регулировать внесудебный бесспорный порядок возникновения права собственности на вещь, вновь созданную лицом в установленном законодательством порядке. Право собственности на такую вещь возникает в силу факта создания ее в установленном порядке и не требует признания возникновения права в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество обусловлено следующей совокупностью юридических фактов: предоставление земельного участка для строительства объекта, получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также государственная регистрация права на такой объект (статья 219 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка, а также проектной документации.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, что разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса, признаются действительными.
До даты введения в действие названного Кодекса объекты газораспределительной системы вводились в эксплуатацию в порядке, установленном постановлением Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", на основании акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, оформленного в соответствии со СНиП 3.05.02-88* "Газоснабжение", утвержденным постановлением Государственного строительного комитета СССР от 17.03.1988 N 39 (далее - СНиП 3.05.02-88*), СНиП 42-01-2002 "Газораспределительные системы", введенным в действие с 01.07.2003 постановлением Госстроя России от 23.12.2002 N 163 (далее - СНиП 42-01-2002).
Согласно пунктам 6, 8 Постановления Совмина СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" государственные приемочные комиссии принимают в эксплуатацию законченные строительством объекты, приемка оформляется актами.
Приемку законченного строительством объекта системы газоснабжения следует производить в соответствии с обязательными Приложениями 8*, 9* (пункт 9.20 СНиП 3.05.02-88*).
Пунктом 5 Приложения 8* к СНиП 3.05.02-88* установлено, что приемка законченного строительством объекта системы газоснабжения оформляется актом по форме обязательного Приложения 9*.
Из содержания пункта 5 письма Госстроя Российской Федерации от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9 "Разъяснение порядка применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" следует, что объекты систем газоснабжения, правила проектирования которых регламентированы СНиП 2.04.08-87 "Газоснабжение" (кроме газонаполнительных станций (ГНС), газонаполнительных пунктов (ГНП) и автогазозаправочных станций (АГЗС), принимаются в эксплуатацию по правилам СНиП 3.05.02-88* "Газоснабжение". При этом акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения, составленный в соответствии с приложением СНиП 3.05.02-88* для отдельно возводимых объектов газоснабжения, является окончательным, а для систем газоснабжения, входящих в состав здания или сооружения, включается в состав приемо-сдаточной документации по этому зданию или сооружению.
Таким образом, до введения Градостроительного кодекса Российской Федерации в действие указанные нормы регулировали ввод объектов газоснабжения в эксплуатацию, а документом, приравненным к разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, был акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, министерство представило в материалы дела акты приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения, однако из их буквального прочтения не усматривается, что газопровод построен истцом или по его заказу. Материалы дела не содержат соответствующие распоряжения, договоры подряда с лицами, осуществившими непосредственное строительство.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств возникновения у него соответствующего права на спорный газопровод в порядке, предусмотренном статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного иска по избранному истцом основанию признания права собственности.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основании выводов судов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.02.2021 по делу N А76-10247/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущества Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания пункта 5 письма Госстроя Российской Федерации от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9 "Разъяснение порядка применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" следует, что объекты систем газоснабжения, правила проектирования которых регламентированы СНиП 2.04.08-87 "Газоснабжение" (кроме газонаполнительных станций (ГНС), газонаполнительных пунктов (ГНП) и автогазозаправочных станций (АГЗС), принимаются в эксплуатацию по правилам СНиП 3.05.02-88* "Газоснабжение". При этом акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения, составленный в соответствии с приложением СНиП 3.05.02-88* для отдельно возводимых объектов газоснабжения, является окончательным, а для систем газоснабжения, входящих в состав здания или сооружения, включается в состав приемо-сдаточной документации по этому зданию или сооружению.
Таким образом, до введения Градостроительного кодекса Российской Федерации в действие указанные нормы регулировали ввод объектов газоснабжения в эксплуатацию, а документом, приравненным к разрешению на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, был акт приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения.
...
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств возникновения у него соответствующего права на спорный газопровод в порядке, предусмотренном статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного иска по избранному истцом основанию признания права собственности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 июля 2021 г. N Ф09-4682/21 по делу N А76-10247/2020