Екатеринбург |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А07-12342/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е. О.,
судей Ященок Т. П., Токмаковой А. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление, административный орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.02.2021 по делу N А07-12342/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Управление обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Коноваловой Динары Асгатовны (далее - арбитражный управляющий) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Спектр" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильно применение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов об отсутствии обязанностей арбитражного управляющего представлять все материалы, обосновывающие его отчет; о представлении арбитражным управляющим собранию кредиторов сельскохозяйственного производственного кооператива "Искра" (далее - кооператив) 16.12.2019 информации о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иной информации, в том числе, первичных документов.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 01.10.2018 по делу N А07-4552/2018 кооператив признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыта процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Коновалова Д.А.
Согласно сведениям, размещенным в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ), 16.12.2019 арбитражным управляющим проведено собрание кредиторов кооператива (сообщение от 20.12.2019 N 4518411). Собранием кредиторов кооператива по второму дополнительному вопросу повестки дня принято решение: "Обязать конкурсного управляющего кооператива представить в течение 3-х рабочих дней с даты проведения собрания кредиторов 16.12.2019 конкурсным кредиторам и уполномоченному органу копии следующих документов: отчет конкурсного управляющего о ходе конкурсного производства на декабрь 2019 г., отчет о движении денежных средств должника на декабрь 2019 г., выписку движения денежных средств по кассе должника за период с даты введения процедуры конкурсного производства по текущую дату, выписку с расчетного счета должника за период с даты введения процедуры конкурсного производства по текущую дату". Срок представления арбитражным управляющим документов собранию кредиторов кооператива - 19.12.2019.
Доказательств исполнения решения собрания кредиторов кооператива по второму дополнительному вопросу повестки дня от 16.12.2019 в Управление не представлено, в связи с этим, Управление пришло к выводу о нарушении арбитражным управляющим положений пункта 4 статьи 20.3, пункта 1 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ).
По результатам проведенного административного расследования в отношении арбитражного управляющего 27.05.2020 составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Полагая, что в действиях арбитражного управляющего присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, Управление обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Суд первой инстанции, сделав вывод об отсутствии в действиях арбитражного управляющего вмененного административного правонарушения, отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ установлено, что неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве организаций и граждан.
Объективной стороной названного административного правонарушения является невыполнение правил, применяемых в ходе осуществления процедур банкротства, предусмотренных Федеральным законом N 127-ФЗ.
Субъектом административного правонарушения выступает арбитражный управляющий.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В отношении арбитражного управляющего принцип разумности означает соответствие его действий определенным стандартам, установленным, помимо законодательства о банкротстве, правилами профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утверждаемыми постановлениями Правительства Российской Федерации, либо стандартам, выработанным правоприменительной практикой в процессе реализации законодательства о банкротстве.
Добросовестность действий арбитражного управляющего выражается в действиях, не причиняющих вреда кредиторам, должнику и обществу.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3, пункта 1 статьи 143 Федерального закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.
Сведения, подлежащие обязательному включению в отчет конкурсного управляющего, определены в пункте 2 статьи 143 Федерального закона N 127-ФЗ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 утверждены Общие правила подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего (далее - Общие правила).
На основании пункта 3 Общих правил в отчетах (заключениях) арбитражного управляющего указываются сведения, определенные Общими правилами, сведения, предусмотренные Федеральным законом N 127-ФЗ и дополнительная информация, которая может иметь существенное значение для принятия решений арбитражным судом и собранием (комитетом) кредиторов.
К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
В силу пункта 9 статьи 16 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражный управляющий или реестродержатель обязан по требованию кредитора или его уполномоченного представителя в течение пяти рабочих дней с даты получения такого требования направить данному кредитору или его уполномоченному представителю выписку из реестра требований кредиторов о размере, о составе и об очередности удовлетворения его требований, а в случае, если сумма задолженности кредитору составляет не менее чем один процент общей кредиторской задолженности, направить данному кредитору или его уполномоченному представителю заверенную арбитражным управляющим копию реестра требований кредиторов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что арбитражному управляющему вменяется нарушение предусмотренное пунктом 1 статьи 143 Федерального закона N 127-ФЗ, выразившееся в непринятии мер по предоставлению конкурсным кредиторам кооператива отчета о своей деятельности с приложением документов, согласно решению собрания кредиторов от 16.12.2019.
Согласно сведениям, размещенным в ЕФРСБ, 16.12.2019 арбитражным управляющим проведено собрание кредиторов кооператива.
Собранием кредиторов кооператива по второму дополнительному вопросу повестки дня принято вышеуказанное решение. Срок представления арбитражным управляющим документов собранию кредиторов кооператива - 19.12.2019.
При этом 16.12.2019 на собрании кредиторов арбитражным управляющим представлен собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информация о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иная информация, в том числе, первичные документы. Конкурсный кредитор общества в лице директора Никифорова Д.Г. присутствовал на данном собрании кредиторов, проголосовал против принятия к сведению отчета арбитражного управляющего о своей деятельности, отчета об использовании денежных средств должника, что, как верно указано судами, подтверждает факт его ознакомления с представленными материалами к собранию кредиторов кооператива от 16.12.2019.
Кроме того, судами правильно указано, что избранный собранием кредиторов способ защиты права - принятие решений об обязании арбитражного управляющего представить соответствующие документы - не соответствует положениям статьи 60 Федерального закона N 127-ФЗ, поскольку при неисполнении или ненадлежащем исполнении арбитражным управляющим какой-либо обязанности правомерность его действий не проверяется собранием кредиторов должника через обязание надлежащим образом совершить определенные действия.
Таким образом, принятие решения об обязании арбитражного управляющего представить соответствующие документы является превышением собранием кредиторов пределов компетенции, установленной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 127-ФЗ.
Арбитражному управляющему также вменяется нарушение пункта 9 статьи 16 Федерального закона N 127-ФЗ, выразившееся в не предоставлении по требованию конкурсного кредитора (общества) выписки из реестра требований кредиторов кооператива.
При этом Управление указывает, что конкурсный кредитор (общество) направил в адрес арбитражного управляющего требование от 10.01.2020 о предоставлении реестра требований кредиторов кооператива по состоянию на 09.01.2020. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 45348543000266, корреспонденция получена арбитражным управляющим 17.01.2020. Соответственно срок для направления выписки из реестра требований кредиторов кооператива до 24.01.2020.
Однако арбитражным управляющим заявлено, что представленная Управлением в материалы дела копия требования общества от 10.01.2020 о предоставление реестра требований кредиторов кооператива по состоянию на 09.01.2020 отличается от копии письма общества с почтовым отправлением без описи с почтовым идентификатором N 45348543000266, полученного арбитражным управляющим 17.01.2020.
Судами установлено, что согласно письму Толбазинского почтамта Управления Федеральной почтовой службы Республики Башкортостан от 06.05.2020 N 07685/208, 10.01.2020 бухгалтер общества подошел в отделение почтовой связи перед окончанием рабочего дня и оформил конверт с описью вложения, на котором оператор проставил календарный штемпель 10.01.2020. При попытке принять РПО через программу ЕАС ОПС, программа дала сбой и РПО не было принято. Начальник РПО 11.01.2020, не переоформляя вложение (опись) провела прием РПО на следующий рабочий день - 11.01.2020, обменом направила заказное письмо получателю. Дата проставления КПШ на бланке Описи вложения должна быть идентична (совпадать) с датой кассового чека.
При этом судами также установлено, что требования от 10.01.2020 о предоставление реестра требований кредиторов кооператива по состоянию на 09.01.2020, а также письма общества, полученного арбитражным управляющим 17.01.2020, выявлено их расхождение, как по тексту, так и визуально. Административным органом уточнено, что в одном конверте было направлено два письма, при этом представленная опись вложения содержит информацию только об одном письме. В описи вложения отсутствует указание на количество документов в письме и количества листов вложения. Подписи в документах различаются.
В связи с этим судами верно сделан вывод о недоказанности Управлением направления обществом в адрес арбитражного управляющего требования о направлении выписки из реестра требований кредиторов кооператива.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о не доказанности в действиях арбитражного управляющего события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Таким образом, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Управлением требований.
Доводы, указанные в кассационной жалобе Управления, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.02.2021 по делу N А07-12342/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что согласно письму Толбазинского почтамта Управления Федеральной почтовой службы Республики Башкортостан от 06.05.2020 N 07685/208, 10.01.2020 бухгалтер общества подошел в отделение почтовой связи перед окончанием рабочего дня и оформил конверт с описью вложения, на котором оператор проставил календарный штемпель 10.01.2020. При попытке принять РПО через программу ЕАС ОПС, программа дала сбой и РПО не было принято. Начальник РПО 11.01.2020, не переоформляя вложение (опись) провела прием РПО на следующий рабочий день - 11.01.2020, обменом направила заказное письмо получателю. Дата проставления КПШ на бланке Описи вложения должна быть идентична (совпадать) с датой кассового чека.
При этом судами также установлено, что требования от 10.01.2020 о предоставление реестра требований кредиторов кооператива по состоянию на 09.01.2020, а также письма общества, полученного арбитражным управляющим 17.01.2020, выявлено их расхождение, как по тексту, так и визуально. Административным органом уточнено, что в одном конверте было направлено два письма, при этом представленная опись вложения содержит информацию только об одном письме. В описи вложения отсутствует указание на количество документов в письме и количества листов вложения. Подписи в документах различаются.
В связи с этим судами верно сделан вывод о недоказанности Управлением направления обществом в адрес арбитражного управляющего требования о направлении выписки из реестра требований кредиторов кооператива.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о не доказанности в действиях арбитражного управляющего события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 июля 2021 г. N Ф09-5291/21 по делу N А07-12342/2020