Екатеринбург |
|
30 июля 2021 г. |
Дело N А47-15190/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Токмаковой А. Н.
рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.01.2021 по делу N А47-15190/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021 по указанному делу.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон.
Общество с ограниченной ответственностью "Природа" (ООО "Природа") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - ГЖИ по Оренбургской области) о признании незаконным и отмене постановления N 40/01-157-2020 от 09.10.2020 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.01.2021, принятым в порядке главы 29 АПК РФ, с изготовлением мотивированного решения 09.02.2021 отказано в удовлетворении требований.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Природа" в кассационной жалобе просит судебные акты отменить, указывая, что судами не применены подлежащие применению нормативные акты - СанПиН 42-128-4690-88 и СанПиН 2.1.7.3550-19.
ГЖИ по Оренбургской области в отзыве на кассационную жалобу излагает фактические обстоятельства дела и опровергает доводы заявителя жалобы тем, что ООО "Природа" вменено нарушение режима обеспечения потребителей коммунальной услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами, а не нарушение санитарных норм.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
ООО "Природа" является региональным оператором, оказывающим коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в Оренбургской области.
В ГЖИ 16.04.2020 поступили от Минприроды Оренбургской области материалы осмотра контейнерной площадки и прилегающей к ней территории, расположенной у многоквартирного жилого дома по адресу: Оренбург, пр. Победы, д. 155/3. ГЖИ по Оренбургской области 08.05.2020 вынесено определение N 31 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО "Природа" и проведении административного расследования. ООО "Природа" 26.08.2020 надлежащим образом извещено о извещено о дате, времени и месте составления протокола, по результатам расследования составлен 28.08.2020 протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ. В ходе рассмотрения дела допрошен в качестве свидетеля инженер-эколог ГБУ Минприроды Оренбургской области "Экологическая служба Оренбургской области" Баширов А.В., который при осмотрах указанной контейнерной площадки выявил 07.04.2020, что площадка не очищена, на ней находятся ТКО в виде крупногабаритных отходов, прилегающая к площадке территория не очищена. При последующих осмотрах 08.04.2020, 09.04.2020, 10.04.2020, 13.04.2020 выявлено наличие идентичного мусора в указанные даты и увеличение его количества; прилегающая к контейнерной площадке территория не очищена. Факты отражены в актах осмотра и фотоматериалах.
ООО "Природа" письмом от 20.05.2020 сообщило ГЖИ по Оренбургской области о том, что вывод ТКО осуществляет ежедневно, вывоз крупногабаритных отходов - не реже 1 раза в 7 календарных дней, то есть, с периодичностью, предусмотренной п. 2.14 Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 N 20 (далее - СанПиН 2.1.7.3550-19).
Согласно реестру площадок накопления ТКО на территории МО город Оренбург для потребителей, проживающих в вышеназванном доме, площадка накопления ТКО площадью 6 кв.м определена по адресу: Оренбург, пр. Победы, д. 155/3. Из фотоматериалов дела следует, что на указанной площадке размещены 2 контейнера и имеется специальная площадка для складирования крупногабаритных отходов. Из представленного ООО "Природа" маршрута N 13 ОП "Оренбург" следует, что с указанной контейнерной площадки вывоз ТКО должен осуществляться ежедневно. Согласно отчётам о посещении геозон в период с 05.04.2020 по 15.04.2020 указанную площадку посещали автомобили Scania (ГОСНОМЕР х835во 56) - ежедневно, КАМАЗ Ломовоз (госномер Х229АХ 56) - 06.04.2020 и 12.04.2020.
Как установлено административным органом, из п. 1 соглашения по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, об организации деятельности в области обращения с ТКО, заключённого 28.04.2018 между ООО "Природа" и Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в соответствии с ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), следует, что региональный оператор осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Оренбургской области в соответствии с требованиями Закона N 89-ФЗ и Положением о порядке накопления и сбора ТКО на территории Оренбургской области, утверждённым постановлением Правительства Оренбургской области. При этом договор на оказание услуг по обращению с ТКО между ООО "Природа" и ООО "УК "ОренбургСтройЖилсервис", в управлении которой находится многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Оренбург, пр. Победы, д. 155/3, не заключён. Вместе с тем по сообщению АО "Система "Город" данной организацией как агентом на основании договоров, заключённых с ООО "Природа" на основании подп. "е" п. 32 Правил N 354 и подп. "ж" п. 4 правил N 416, осуществляется начисление платы потребителям за предоставленные ООО "Природа" жилищно-коммунальные услуги.
Как отражено в протоколе об административном правонарушении от 28.08.2020 N ПЛ-31/2, в действиях ООО "Природа" имеются нарушения обязательных требований, установленных пп. "а" п. 148 (22), п. 148 (45) Правил N 354, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к предоставляемой коммунальной услуге по обращению с ТКО гражданам, проживающим по адресу: г. Оренбург, пр. Победы, д. 155/3, в период с 07.04.2020 по 11.04.2020, что образует нарушение по ст. 7.23 КоАП РФ.
Определением административного органа N 157 от 25.09.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 06.10.2020. Копия определения получена обществом 28.09.2020.
По результату рассмотрения дела об административном правонарушении 09.10.2020 (резолютивная часть объявлена 06.10.2020) административным органом в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 40/01-157-2020, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ. За выявленное правонарушение обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 5 000 руб. Постановление направлено в адрес ООО "Природа" посредством почтовой связи и получено им 03.11.2020.
В соответствии со статьей 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектами правонарушения по данной норме признаются лица, непосредственно обслуживающие жилищный фонд, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Следовательно, ООО "Природа" является субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Административным органом вменено в вину нарушение указанных выше положений в связи с тем, что в период с 07.04.2020 по 11.04.2020 гражданам, проживающим в жилом доме N 155/3 по пр. Победы г. Оренбурга, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставлялась с нарушением установленного режима ее предоставления, поскольку крупногабаритные отходы с контейнерной площадки в указанный период времени региональным оператором не вывозились.
В данном случае заявитель при осуществлении деятельности по предоставлению коммунальной услуги несет обязанность по вывозу твердых коммунальных отходов, услуга оказывается в рамках договора на платной основе и должна быть оказана с периодичностью, установленной Приложением N 1 к Правилам N 354.
ГЖИ по Оренбургской области исходила из того, что заявитель при осуществлении деятельности по предоставлению коммунальной услуги несет обязанность по вывозу твердых коммунальных отходов, услуга оказывается в рамках договора на платной основе и должна быть оказана с периодичностью, установленной Приложением N 1 к Правилам N 354. При рассмотрении дела ГЖИ руководствовалась ст.ст. 3, 4, 157, ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), из содержания которых следует, что отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах регулируются постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, утвердившим Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354). Согласно п.п. 2, 4 Правил N 354 обращение с ТКО является коммунальной услугой, которая заключается в транспортировании, обезвреживании, захоронении ТКО. В соответствии с п. 4.1 Правил N 354 предоставление коммунальной услуги осуществляется в соответствии с разделом XV (1) Правил N 354. В соответствии с п. 148.1 Правил N 354 предоставление услуги осуществляется на основании договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в п.п. 148.4-148.6 Правил N 354. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами ( п.148(2) Правил N 354).
Договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются в случаях, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, между собственниками помещений в многоквартирном доме и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641".
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 148(8) - 148(11) настоящих Правил.
Согласно подп. а) п. 148(22) исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги. Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право согласно подп. а) п. 148. (24) получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ установлено, что под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам (далее - ТКО) также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В силу п. 2 Правил N 1156 крупногабаритными отходами являются твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Таким образом, Правилами N 1156 прямо предусмотрено, что крупногабаритные отходы входят в состав твердых коммунальных отходов.
В пункте 17 Приложения N 1 к Правилам N 354 установлены требования к обеспечению своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) - не реже одного раза в трое суток; в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) - не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Также предусмотрено допустимое отклонение сроков вывоза ТКО: не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" Как следует из п. 1.1, названные санитарно-эпидемиологические правила и нормы (далее - Санитарные правила) устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления (далее - отходы), состоящих из твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов (понятие которых дано в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641"), и жидких бытовых отходов.
Согласно п. 2.10 указанного нормативного акта территории контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования КГО после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, - прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток (п. 2.12). Вывоз КГО необходимо производить не реже 1 раза в 7 календарных дней (п. 2.14).
Названные требования не регулируют непосредственно правила оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО и не противоречат положениям Правил N 354, что правильно установлено ГЖИ и отмечено судами.
Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого правонарушения исследован административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер, направленных на выполнение установленного порядка накопления ТКО, не представлено.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено.
Постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции ст. 7.23 КоАП РФ. Правовых оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного наказания в виде штрафа предупреждением не имеется, поскольку ООО "Природа" не относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.01.2021 по делу N А47-15190/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Природа" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
...
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер, направленных на выполнение установленного порядка накопления ТКО, не представлено.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ.
...
Постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Назначенное наказание соответствует минимальному размеру санкции ст. 7.23 КоАП РФ. Правовых оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного наказания в виде штрафа предупреждением не имеется, поскольку ООО "Природа" не относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 июля 2021 г. N Ф09-4659/21 по делу N А47-15190/2020