Екатеринбург |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А60-15735/2020 |
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Поротниковой Е.А,, рассмотрел кассационную жалобу Главы городского округа Первоуральск Кабец Игоря Валерьевича (далее - глава городского округа, должностное лицо) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2020 по делу N А60-15735/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по указанному делу.
Определением от 12.04.2021 производство по кассационной жалобе Главы городского округа Первоуральск Кабец Игоря Валерьевича на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2020 по делу N А60-15735/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по указанному делу приостановлено до окончания рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А60-11573/2020 Арбитражного суда Свердловской области.
В связи с окончанием рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации кассационной жалобы по делу N А60-11573/2020 Арбитражного суда Свердловской области определением Арбитражного суда Уральского округа от 02.08.2021 производство по делу возобновлено.
После приостановления производства состав суда не изменился.
На основании части 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ, без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии жалобы к производству для представления отзыва на нее с учетом вышеуказанных обстоятельств.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - антимонопольный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении должностного лица к административной ответственности по части 1 статьи 14.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 24.09.2020 заявленные требования удовлетворены, должностное лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной часть 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ в виде предупреждения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе должностное лицо просит указанные судебные акты отменить, дело об административном правонарушении прекратить.
Заявитель жалобы настаивает на том, что судами первой и апелляционной инстанций вопрос о лице, совершившем административное правонарушение, по существу не исследовался; непосредственное участие в подготовке ответа принимал заместитель главы администрации городского округа Первоуральск, соответственно, именно он является надлежащим должностным лицом, совершившим вменяемое правонарушение, а не глава городского округа.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в управление поступила жалоба (вх. N 01-29466 от 23.10.2019) от общества с ограниченной ответственностью "Авангард" (далее - ООО "Авангард") на действия (бездействие) уполномоченного органа в лице администрации, совершенные при осуществлении процедуры, включенной в пункт 14 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 403, и выразившиеся в нарушении порядка и сроков принятия решения о проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым N 66:58:0106001:6959, площадью 5 715 кв.м, с видом разрешенного использования - для средне-этажной застройки, расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Береговая, в 40 м на северо-запад от дома N 64.
По результатам рассмотрения жалобы управлением вынесено решение от 06.11.2019, в котором установлено нарушение уполномоченным органом подпункта 9, пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса и абзаца 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента N 2569, выразившееся в нарушении срока принятия решения об отказе в проведении аукциона.
Законность решения антимонопольного органа от 06.11.2019 подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-66636/2019, имеющим в силу части 2 статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
На основании статьи 28.8, части 3 пункта 3 статьи 23.1 КоАП РФ антимонопольный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводам о наличии состава вменяемого административного правонарушения, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным и назначил должностному лицу наказание в виде предупреждения.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, обжалование которых предусмотрено антимонопольным законодательством Российской Федерации и которые выражены в нарушении установленных сроков осуществления процедур либо в предъявлении требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.63 данного Кодекса, влекут предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации (часть 1.2-1 статьи 28.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 403 утвержден исчерпывающий Перечень процедур в сфере жилищного строительства. В их числе - организация и проведение аукциона по продаже земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации) (пункт 14).
Согласно пункту 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона может осуществляться, в том числе путем обращения заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка (подпункт 6). Проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований (подпункт 9).
Постановлением администрации от 01.12.2016 N 2569 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов" (действовал до 10.01.2020; далее - Административный регламент).
В силу статьи 20 Административного регламента в перечень административных процедур по предоставлению муниципальной услуги входят следующие процедуры.
1. Прием и регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги.
2. Проведение экспертизы документов, формирование и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги.
3. Оценка возможности образования земельного участка для заявленных целей и принятие решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
4. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.
5. Проведение аукциона по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, заключение договора по результатам торгов.
Срок принятия уполномоченным органом решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона - не более чем 2 месяца со дня поступления заявления с указанием кадастрового номера земельного участка о проведении аукциона (абзац 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента).
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и заявителем жалобы не оспаривается, что 19.07.2019 общество обратилось в администрацию с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером N 66:58:0106001:6959, площадью 5 715 кв.м с видом разрешенного использования - для средне-этажной застройки, расположенного по адресу: г. Первоуральск, ул. Береговая, в 40 м на северо-запад от дома N 64.
Следовательно, двухмесячный срок на вынесение решения, предусмотренного пунктом 20 Административного регламента, истек 19.09.2019.
В указанный срок решение о проведение аукциона либо об отказе в проведении аукциона не принято.
Данное обстоятельство должностным лицом не оспаривается.
Кроме того, вступившим в законную силу судебным актом по делу N А60-66636/2019 Арбитражного суда Свердловской области решение управления от 06.11.2019 N 066/01/18.1-3507/2019 о нарушении уполномоченным органом в лице администрации абзаца 4 пункта 2 статьи 16 Административного регламента, а также подпункта 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и абзаца 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента, признано законным и обоснованным.
При разрешении спора со схожими обстоятельствами между администрацией и антимонопольным органом, Верховным Судом Российской Федерации по делу N А60-11573/2020 Арбитражного суда Свердловской области сделаны выводы о необходимости применения в рассматриваемом случае срока, предусмотренного абзацем 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента, то есть двухмесячного срока.
Постановлением о вступлении на должность главы городского округа Первоуральск от 25.10.2018 N 64 Кабец Игорь Валерьевич вступил в указанную должность с 25.10.2018.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно согласились с выводами антимонопольного органа о нарушении указанным должностным лицом подпункта 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и абзаца 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента, выразившегося в непринятии администрацией в срок до 19.09.2019 решения о проведении аукциона либо об отказе в проведении аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судами первой и апелляционной инстанции правомерно отмечено, что причастность должностного лица - главы городского округа Первоуральск Кабец И.В. к совершению вменяемого правонарушения подтверждается тем, что на него возложена обязанность по организации и принятию соответствующих мер по своевременному вынесению решения о проведении аукциона либо об отказе в его проведении.
Вина должностного лица в совершении вмененного правонарушения заключается в том, что он не предпринял всех мер для соблюдения требований, установленных действующим законодательством, хотя должен был и имел для этого возможность в силу должностного положения.
Отклоняя указание на отсутствие вины в действиях должностного лица, суд апелляционной инстанции указал на возложение именно на главу городского округа обязанности по организации и руководству деятельностью администрации городского округа, осуществлению контроля за деятельностью должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения (подпункты 23, 25 пункта 10 статьи 28 Устава городского округа Первоуральск, утвержденного решением Первоуральского городского Совета от 23.06.2005 N 94).
Доказательств объективной невозможности соблюдения указанных требований должностным лицом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ, также доказана.
Таким образом, в действиях заинтересованного лица имеется состав вменённого административного правонарушения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к ответственности соблюден (с учетом части 6 статьи 4.5 КоАП).
Назначенное судом наказание в виде предупреждения соответствует санкции части 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ.
Основания для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ суды в ходе рассмотрения дела по существу, не усмотрели.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 288.2 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.09.2020 по делу N А60-15735/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2020 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главы городского округа Первоуральск Кабец Игоря Валерьевича - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
...
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
...
Доказательств объективной невозможности соблюдения указанных требований должностным лицом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали, что субъективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ, также доказана.
...
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к ответственности соблюден (с учетом части 6 статьи 4.5 КоАП).
Назначенное судом наказание в виде предупреждения соответствует санкции части 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ.
Основания для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ суды в ходе рассмотрения дела по существу, не усмотрели."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 2 августа 2021 г. N Ф09-1452/21 по делу N А60-15735/2020