Екатеринбург |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А07-1118/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Жаворонкова Д.В., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Девонойл" (далее-ответчик, ООО "Девонойл") на определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А07-1118/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан о возвращении апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
До начала судебного заседания от общества с ограниченной ответственностью "Завод смазочных материалов "Девон" (далее - истец, ООО "Завод смазочных материалов "Девон") поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Ходатайство судом удовлетворено.
ООО "Завод смазочных материалов "Девон" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к ООО "Девонойл" о взыскании 59 076 руб. 73 коп. неустойки за период с 12.12.2020 по 29.01.2021, 24 444 руб. судебных расходов на оплату государственной пошлины (с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13.04.2021 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда ООО "Девонойл" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 апелляционная жалоба возвращена в связи с пропуском срока на апелляционное обжалование и отсутствием ходатайства о восстановлении срока на апелляционное обжалование.
В кассационной жалобе ООО "Девонойл" просит названный судебный акт отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, указывая на то, что срок на подачу апелляционной жалобы им не пропущен.
ООО "Завод смазочных материалов "Девон" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что вопрос о пропуске процессуального срока на подачу апелляционной жалобы разрешен судом с правильным применением норм процессуального права.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены.
Из обстоятельств дела следует, что обжалуемое решение Арбитражного суда Республики Башкортостан принято 13.04.2021 и в соответствии с частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской срок на его апелляционное обжалование истекает 13.05.2021. Апелляционная жалоба направлена ее подателем посредством почтового отправления 14.05.2021 согласно оттиску штампа акционерного общества "Почта России", в связи с чем апелляционный суд пришел к выводу о пропуске ООО "Девонойл" установленного частью 1 статьи 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации месячного срока.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца.
Конституцией Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации (статья 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), а также полномочия субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (статья 73).
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Из пунктов "б" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации следует, что сфера защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
По смыслу части 3 статьи 11, частей 2 и 5 статьи 76, статей 72, 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П).
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений определены Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в редакции Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ) (далее - Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
В постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 20-ПВ11 указано, что анализ положений норм Конституции Российской Федерации и пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что у соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации не исключается право на соответствующей территории объявить нерабочие (праздничные) дни по поводу религиозных праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам.
Согласно статье 1 Закона Республики Башкортостан от 27.02.1992 N ВС-10/21 "О праздничных днях и памятных датах Республики Башкортостан" Ураза-байрам в Республике Башкортостан объявлен нерабочим праздничным днем.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19.08.2020 N 507 нерабочим праздничным днем объявлено 13.05.2021 в связи с проведением праздника Ураза-байрам.
Таким образом, с учетом праздничного нерабочего дня 13.05.2021 и подачи апелляционной жалобы на следующий день 14.05.2021, срок на обжалование решения суда первой инстанции от 13.04.2021 ООО "Девонойл" не пропущен.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение подлежит отмене, а апелляционная жалоба направлению в арбитражный суд апелляционной инстанции для решения вопроса о принятии ее к производству.
Руководствуясь статьями 286 - 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2021 по делу N А07-1118/2021 Арбитражного суда Республики Башкортостан о возвращении апелляционной жалобы отменить.
Апелляционную жалобу направить в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд для разрешения вопроса о принятии ее к производству.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений определены Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в редакции Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ) (далее - Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
В постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 20-ПВ11 указано, что анализ положений норм Конституции Российской Федерации и пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что у соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации не исключается право на соответствующей территории объявить нерабочие (праздничные) дни по поводу религиозных праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 августа 2021 г. N Ф09-5944/21 по делу N А07-1118/2021