Екатеринбург |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А50-23497/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Беляевой Н.Г., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ГУ МВД России по Пермскому краю) на решение Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2021 по делу N А50-23497/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края. Материальный носитель видеозаписи приобщен к материалам дела.
В судебном заседании через Арбитражный суд Пермского края принял участие представитель ГУ МВД России по Пермскому краю - Сидорова Е.В. (доверенность от 15.01.2021 N Д-1/2).
ГУ МВД России по Пермскому краю обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - ТУ Росимущества в Пермском крае) с требованиями: признать незаконным бездействие, выражающееся в непринятии решения об указании в карте Реестра федерального имущества балансовой стоимости капитальных вложений в сумме 214 948 руб. и об исключении из реестра федерального имущества сведений о капитальных вложениях (затратах) по объекту незавершенного строительства "Спальный корпус п/л "Дзержинец" (Дом спорта) по адресу: Пермский край, с. Усть-Качка, ул. Дубровская, 1" (карта РФНИ В23260010658), отраженное в письме от 28.08.2020 N 59-07/8322; обязать указать в карте реестра федерального имущества (РНФИ N23260006045) в разделе 2.3. балансовую стоимость в размере 214 948 руб. и издать распоряжение об исключении из реестра сведений о капитальных вложениях в объект незавершенного строительства "Спальный корпус п/л "Дзержинец" (Дом спорта) по адресу: Пермский край, с. УстьКачка, ул. Дубровская, 1" с балансовой стоимостью 214 948 руб.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба Войск национальной гвардии Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ МВД России по Пермскому краю обжаловал его в апелляционном порядке.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по Пермскому краю просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку обоснованность позиции заявителя подтверждается представленными в материалы дела документами. Полагает, что бездействие ТУ Росимущества выразилось в непринятии мер по указанию в карте 2.3. сведений о балансовой стоимости и по исключению сведений о затратах в объект, который находится в ином ведомстве. По мнению заявителя жалобы выводов судов о не предоставлении со стороны ГУ МВД России по Пермскому краю первичных документов, подтверждающих ошибочность переоценки размера капитальных вложений и достоверности данных в бухгалтерском учете, являются ошибочными. В обоснование доводов жалобы указывает, что служебной проверкой установлено, что фактически произведенные затраты ГУ "ООКС ГУВД Пермского края" составляли 214 948 руб., а представленные в материалы дела документы, подтверждают балансовую стоимость объекта незавершенного строительством двухэтажного кирпичного здания дома спорта по состоянию на 05.12.2002 в сумме 214 948 руб. Обращает внимание на то, что факт нахождения в карте реестра федерального имущества указанных сведений о капитальных вложениях в качестве недостатка отражен в акте ревизии финансово-хозяйственной деятельности КРУ МВД России от 10.02.2020, при этом в соответствии с дорожной картой (письмо ДТ МВД России от 03.09.2020 N 22/27/2-19327) на ГУ МВД России по Пермскому краю возложена обязанность принять меры к исключению обозначенных сведений из карты реестра федерального имущества. ГУ МВД России по Пермскому краю считает, что независимо от наличия какого-либо отдельного документа, подтверждающего перепрофилирование объекта с назначения "Спальный корпус" на "Дом спорта" представленными документами, имеющимися в материалах дела, в том числе и позицией третьего лица, подтверждается, что речь идет об одном и том же здании. Полагает, судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что представить запрашиваемые ТУ Росимущества документы о капитальных вложениях (сметы, акты выполненных работы, платежные документы) заведомо не представляется возможным в связи с их отсутствием, поскольку при реорганизации ГУ ООКС данные документы в ГУ МВД России по Пермскому краю не передавались. При этом отмечает, что судами двух инстанций не учтена невозможность списания обозначенных вложений в порядке, установленном Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 "Об особенностях списания федерального имущества", приказом МВД России от 16.09.2016 N537 "О списании федерального движимого имущества в Министерстве внутренних дел Российской Федерации". Кроме того, заявитель жалобы ссылается на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2021 по делу N А50-21651/2020, которым удовлетворены требования ГУ МВД России по Пермскому краю к ТУ Росимущества в Пермском крае об исключении из реестра федерального имущества сведений об объекте незавершенного строительства.
При рассмотрении спора судами установлено следующее.
Приказом ГУВД Пермской области от 26.08.2004 N 894 "О передаче незавершенных строительством объектов" объект незавершенного строительства балансовой стоимостью 214 948 руб. передан на баланс Лицея милиции, однако соответствующие изменения в баланс ГУ ООКСа ГУВД Пермской области и реестр федерального имущества внесены не были.
В мае 2007 года по заявке ГУ ООКСа оценочной компанией общества с ограниченной ответственностью "Тереза" проведена оценка достроенного объекта незавершенного строительства, по результатам которой установлено, что рыночная стоимость двухэтажного кирпичного здания Дома спорта по состоянию на 18.05.2007 составляет 13 600 000 руб., балансовая стоимость объекта составляет 214 948 руб. (отчет от 18.05.2007 Ж75-1/07-РН-А).
С 2007 года затраты по объекту учитывались в балансе ГУ ООКСа по счету бюджетного учета 106.00 "Вложения в нефинансовые активы" по рыночной стоимости 13 600 000 руб. ошибочно, так как оценка стоимости объекта по рыночной стоимости возможна только введенного в эксплуатацию объекта, при этом затраты на строительство, фактически произведенные ГУ ООКС, составляли 214 948 рублей.
Приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от 31.12.2010 N 1379 ГУ ООКС ГУВД по Пермскому краю реорганизовано путем присоединения к ГУ МВД России по Пермскому краю. ГУ МВД России по Пермскому краю является правопреемником ГУ ООКС ГУВД по Пермскому краю.
По итогам служебной проверки, утвержденной начальником ГУ МВД России по Пермскому краю 30.09.2019, принято решение: Центру финансового обеспечения (ЦФО) ГУ МВД России по Пермскому краю отразить в бухгалтерском учете ГУ МВД России по Пермскому краю объект незавершенного строительства "Спальный корпус п/л "Дзержинец" по адресу: с. Усть-Качка, ул. Дубровская, д.1 по фактически произведенным затратам в сумме 214 948 руб. и внести соответствующе изменения в реестр федерального имущества.
Приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от 07.09.2011 N 924 "Вопросы государственного общеобразовательного учреждения "Лицей милиции" при ГУВД по Пермскому краю им. Героя России Ф. Кузьмина" в отношении учреждения введены ликвидационные процедуры.
В октябре 2011 года ТУ Росимущества в Пермском крае проведена внеплановая проверка сохранности, эффективности использования и использования по назначению федерального имущества, находящегося в оперативном управлении Лицея милиции, в ходе которой установлено, что в пользовании Лицея милиции находится 15 объектов недвижимого имущества, приобретенных учреждением за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе здание Дома спорта площадью 719,1 кв. м. с кадастровым номером 59:32:1960001:667. На момент проведения проверки сведения об указанном объекте в реестре федерального имущества и реестре имущества Пермского края отсутствовали.
В 2011 году Лицей милиции реорганизован в НОУ школа - интернат "Лицей полиции" имени Героя России Ф. Кузьмина, затем в ГАОУ "Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя России Ф. Кузьмина" (далее - Кадетский корпус), учредителем которого являлся субъект Российской Федерации Пермский край.
В апреле 2013 года на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 здание Дома спорта площадью 719,1 кв. м. с кадастровым номером 59:32:1960001:667 принято в состав казны Российской Федерации (запись о регистрации права от 11.04.2013 N 59-59- 01/008/2013- 098).
Распоряжением ТУ Росимущества в Пермском крае от 19.09.2014 N 440-р здание с кадастровым номером 59:32:1960001:667 передано в собственность Пермского края с балансовой и остаточной стоимостью 2990.654 тыс. руб. (по состоянию на 15.06.2009), о чем сделана запись в ЕГРН от 15.10.2014 N 59-59-14/007/2014-253. Впоследствии, здание Дома спорта предоставлено Кадетскому корпусу в оперативное управление (приказ Минимущества Пермского края от 24.09.2014 N СЭД-31-02-2-02-870).
Передача капитальных вложений в объект незавершенного строительства при переходе объекта в иную ФОРМУ собственности балансодержателем не осуществлялась.
В 2019 году в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 N 2685-р и от 19.12.2019 N 3098-р Кадетский корпус передан в федеральную собственность, отнесен к ведению войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия) и переименован в Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение "Пермское президентское кадетское училище имени Героя России Ф. Кузьмина войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Пермское президентское кадетское училище).
В январе 2020 на здание Дома спорта зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В апреле 2020 года Пермское президентское кадетское училище письмом уведомило ГУ МВД России по Пермскому краю о том, что принятие решения о приемке капитальных вложений в объект незавершенного строительства отнесено к компетенции Росгвардии (письмо от 22.04.2020 N 2/280).
Департаментом строительства Росгвардии отказано в приемке капитальных вложений в объект "Спальный корпус п/л "Дзержинец" (Дом спорта), в сумме 214 948 руб., так как данные капитальные вложения ранее уже переданы на баланс Лицея милиции в соответствии с приказом ГУВД Пермской области от 26.08.2004 N 894 "О передаче незавершенных строительством объектов" (письмо от 19.05.2020 N22/3243).
На неоднократные письма об указании в карте Реестра федерального имущества балансовой стоимости объекта в размере 214 948 руб. и об исключении данных затрат, произведенных ГУ МВД России по Пермскому краю, ТУ Росимущества в Пермском крае отвечало отказом, так как не были представлены сведения, подтверждающие фактические затраты на сумму 214 948 руб.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ГУ МВД России по Пермскому краю обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что материалами дела не подтверждается совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого бездействия незаконным.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что в РФИ в карточке правообладателя ГУ МВД России по Пермскому краю учтены сведения о капитальных вложениях в объект незавершенный строительством "Спальный корпус п/л "Дзержинец" площадью 716,2 кв. м, расположенный по адресу:
с. Усть-Качка, ул. Дубровская, д. 1, в размере 13 600 000 руб. РНФИ В23260010658. Правопредшественником данных капитальных вложений являлось ГУ "ООКС ГУВД по Пермскому краю".
Сведения о капитальных вложениях в объект незавершенный строительством "Дом спорта" отсутствуют. Также в Территориальном управлении отсутствуют документы, подтверждающие перепрофилирование объекта незавершенного строительством "Спальный корпус п/л "Дзержинец" в объект капитального строительства "Дом спорта".
В ЕГРН учтены следующие сведения:
- нежилое здание "Здание дома спорта" общей площадью 719,1 кв. м, кадастровый номер 59:32:1960001:667, инвентарный номер 13102, условный номер 59-59-01/008/2013-098, расположенное по адресу: Пермский край, Пермский район, Усть-Качкинское с/п, д. Гамы, ул. Дубровская, д. 1, статус объекта "Ранее учтенный";
- нежилое здание "Дом спорта" общей площадью 716,2 кв. м., кадастровый номер 59:32:0000000:3078, инвентарный номер 8972, условный номер 59:246:002:000060620, расположенное по адресу: Пермский край, Пермский район, Усть-Качкинское с/п, с. Усть-Качка, ул. Дубровская, д. 1, статус объекта "Ранее учтенный".
Управлением Росреестра по Пермскому краю нежилое здание "Дом спорта" площадью 716,2 кв. м. с кадастровым номером 59:32:0000000:3078 снято с государственного кадастрового учета, как дублирующее здание с кадастровым номером 59:32:1960001:667.
Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 N 2685-р, поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.1 1.2019 N СК- 06/39833, распоряжения Территориального управления от 24.12.2019 N 784-р из собственности Пермского края в федеральную собственность принято Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени героя России Ф. Кузьмина" как имущественный комплекс, включающий в том числе объект недвижимого имущества - здание дома спорта, имеющее характеристики: общая площадь 719,1 кв. м., кадастровый номер 59:32:1960001:667, расположенное по адресу: Пермский край, Пермский район, Усть-Качкинское с/п, д. Гамы, ул. Дубровская, д. 1, первоначальной стоимостью 2 990 654,00 руб., остаточной стоимостью 1 423 678,22 руб. по состоянию на 01.12.2019.
При этом, судом отмечено, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной операции подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что ГУ МВД России по Пермскому краю не представило в Территориальное управление первичный документ, подтверждающий ошибочность переоценки размера капитальных вложений и достоверности данных бухгалтерского учета.
Принимая во внимание отсутствие иных документов, выявленных разночтений в сведениях РФИ и ЕГРН, судами установлено, что у Территориального управления отсутствует возможность идентифицировать капитальные вложения с введенным в эксплуатацию объектом капитального строительства "Здание дома спорта" общей площадью 719,1 кв. м., кадастровый номер 59:32:1960001:667.
В соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447, данные для внесения объектов в РФИ представляются правообладателями.
Судами установлено, что сведения о капитальных вложениях в объект незавершенный строительством "Дом спорта", расположенный по адресу:
с. Усть-Качка, ул. Дубровская, д. 1 в РФИ не учитываются, а здание Дома спорта площадью 719,1 кв. м. с кадастровым номером 59:32:1960001:667 передано в собственность Пермского края с характеристиками, внесенными правообладателем в РФИ, документы, послужившие основанием определения балансовой и остаточной стоимости здания Дома спорта, в Территориальном управлении отсутствуют.
Документы, подтверждающие ошибочность переоценки размера капитальных вложений с 214 948 руб. до 13 600 000 руб. и перепрофилирование объекта незавершенного строительством "Спальный корпус п/л "Дзержинец" в объект капитального строительства "Дом спорта", в Территориальное управление представлены не были (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, идентификация капитальных вложений с введенным в эксплуатацию объектом капитального строительства "Здание дома спорта" общей площадью 719,1 кв. м. кадастровый номер 59:32:1960001:667, находящемся в оперативном управлении ФГКОУ "Пермское президентское кадетское училище имени Героя России Ф. Кузьмина" не установлена.
В нарушение нормы статьи статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации первичные документы, подтверждающие ошибочность переоценки размера капитальных вложений и достоверность данных бухгалтерского учета, в Территориальное управление ГУ МВД России по Пермскому краю не представлены.
При изложенных обстоятельствах, в рассматриваемом случае, суды инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что со стороны ТУ Росимущества не допущено незаконного бездействия, ответ на заявление ГУ МВД России по Пермскому краю соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах не усматривается нарушения прав заявителя оспариваемым бездействием заинтересованного лица.
В отсутствие совокупности обстоятельств для признания оспариваемого отказа недействительным, в том числе нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных в рамках настоящего дела требований.
В отношении требования заявителя об обязании ТУ Росимущества указать в карте реестра федерального имущества (РНФИ N 23260006045) в разделе 2.3. балансовую стоимость в размере 214 948 руб. и издать распоряжение об исключении из реестра сведений о капитальных вложениях в объект незавершенного строительства "Спальный корпус п/л "Дзержинец" (Дом спорта) по адресу: Пермский край, с. УстьКачка, ул. Дубровская, 1" с балансовой стоимостью 214 948 руб. судами установлено следующее.
Порядок учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества, а также обеспечения полноты и достоверности содержащихся в реестре сведений о федеральном имуществе установлен Положением об учете федерального имущества, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447. Положением об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 (далее - Положение N 834) определены особенности списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями (включая государственные академии наук и их подведомственные организации), федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и их территориальными органами (далее соответственно - федеральное имущество, организации).
Пунктами 4, 4.1 Положения N 834 определен перечень имущества, о списании которого принимается соответствующее решение.
В силу пункта 13 Положения N 834 после завершения мероприятий, предусмотренных актом о списании, утвержденный руководителем организации акт о списании, а также документы, представление которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", направляются организацией в месячный срок в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации, для внесения соответствующих сведений в реестр федерального имущества.
С учетом приведенных норм действующего законодательства, принимая во внимание, что каких-либо документов, подтверждающих источник и период финансирования капитальных вложений, заявителем не представлено, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований в данной части.
Доводы заявителя отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов судов о недоказанности заявленных требований, не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся к несогласию заявителя с оценкой фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств. Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены процессуальным законодательством к компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Ссылка ГУ МВД России по Пермскому краю на иную судебную практику судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку обстоятельства, установленные по делу N А50-21651/2020, не являются преюдициальными при рассмотрении настоящего дела (часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), по указанному делу имели место иные обстоятельства, не связанные с фактическими обстоятельствами, установленными судом при рассмотрении настоящего дела. Таким образом, правовая позиция судов по другим делам, основанная на оценке иных доказательств, не влияет на оценку доказательств при рассмотрении настоящего дела.
Суды исходили из имеющихся в деле доказательств, которые исследовали и оценивали в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы судов основаны на совокупной оценке всех представленных в материалы дела доказательств, что соответствует положениям статей 168, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 25.01.2021 по делу N А50-23497/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.