Екатеринбург |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А76-16049/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черемных Л.Н.,
судей Громовой Л.В., Сафроновой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Чебаркульского городского округа (далее - Управление ЖКХ, Управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2020 по делу N А76-16049/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - общество "МРСК Урала", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости "Южный" (далее - товарищество "Южный", ответчик-1), муниципальному образованию "Чебаркульский городской округ" в лице Управления ЖКХ, ответчик-2), в котором просило:
- признать исполненными обязательства сторон по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 09.09.2016 N 6200010276 в части выполнения мероприятий, предусмотренных техническими условиями от 22.08.2016, являющихся приложением к договору от 09.09.2016 N 6200010276;
- обязать подписать акт об осуществлении технологического присоединения;
- взыскать задолженность по договору на технологическое присоединение от 09.09.2016 N 6200010276 в размере 67 419 руб. 30 коп.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование Чебаркульский городской округ в лице Администрации муниципального образования "Чебаркульский городской округ", Литвак Валерий Семенович.
Решением суда от 05.10.2020 в удовлетворении исковых требований к товариществу "Южный" отказано, исковые требования к Управлению ЖКХ удовлетворены: с муниципального образования "Чебаркульский городской округ" в лице Управления за счет средств бюджета муниципального образования в пользу общества "МРСК Урала" взыскано 67 419 руб. 30 коп. задолженности, а также 8 696 руб. 77 коп. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску, кроме того, суд обязал муниципальное образование "Чебаркульский городской округ" в лице Управления ЖКХ в месячный срок с момента вступления решения в законную силу подписать акт об осуществлении технологического присоединения.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 решение суда оставлено без изменения.
Управление ЖКХ, не согласившись с названными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы податель жалобы указывает на несогласие с предъявленным иском, поскольку считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не учли, что право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - линию электропередач ВЛ 0,4кВ, пос. Южный, г. Чебаркуль признано в 2019 году решением Чебаркульского городского суда, вступившим в законную силу 06.09.2019, а договор N 6200010276 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям между обществом "МРСК Урала" (сетевая организация) и товариществом "Южный" (заявитель) подписан 09.09.2016, когда сети были бесхозяйные, таким образом, до вступления в силу решения суда о признании муниципальной собственности на бесхозяйную вещь орган местного самоуправления не является собственником данных сетей и не может выступать в качестве иного владельца объектов электросетевого хозяйства, в связи с чем кассатор полагает ошибочным вывод судов о том, что именно Управление ЖКХ как собственник сетей несет бремя содержания спорного имущества.
Кроме того, заявитель жалобы, оспаривая выводы судов первой и апелляционной инстанций, указал, что, по его мнению, по обязательствам, вытекающим из договора N 6200010276, ответчиком является товарищество "Южный", не исполнившее обязанности по внесению платы за технологическое присоединение.
Общество "МРСК Урала" и товарищество "Южный" представили письменные мотивированные отзывы на кассационную жалобу Управления, в которых просят отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятых по делу законных судебных актов.
Проверив законность обжалуемых решения и постановления в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "МРСК Урала" (сетевая организация) и товариществом "Южный" (заявитель) подписан договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 09.09.2016 N 6200010276 (далее - договор от 09.09.2016), по условиям которого сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств ответчика: отпайка 10 кВ на КТП-356П, в том числе по обеспечению готовности объектов электрохозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик: - максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 400 кВт; - категория надежности III; - класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединения 10 кВ.; - максимальная мощность, ранее присоединенных энергопринимающих устройств 250 кВт.
Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 месяца со дня заключения настоящего договора.
Согласно пункту 10 договора размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30.12.2015 N 67/5 и составляет 67 419 руб. 30 коп. в том числе НДС (18%) 10 284 руб. 30 коп.
В соответствии с пунктом 11 договора внесение платы за технологическое присоединение осуществляется заявителем в следующем порядке: - 10 % платы за технологическое присоединение 6 741 руб. 93 коп., в том числе НДС (18%) 1 028,43 руб. вносятся в течение 15 дней со дня заключения настоящего договора; - 30 % платы за технологическое присоединение 20 225 руб. 79 коп., в том числе НСД (18%) 3 085 руб. 29 руб. вносятся в течение 60 дней со дня заключения настоящего договора; - 20 % платы за технологическое присоединение 13 483 руб. 86 коп., в том числе НСД (18%) 2 056 руб. 86 коп. вносятся в течение 180 дней со дня заключения настоящего договора; - 30 % платы за технологическое присоединение 20 225 руб. 79 коп., в том числе НСД (18%) 3 085 руб. 29 коп. вносятся в течение 15 дней со дня фактического присоединения; - 10 % платы за технологическое присоединение 6 741 руб. 93 коп., в том числе НСД (18%) 1 028 руб. 43 коп. вносятся в течение 10 дней со дня подписания акта о технологическом присоединении.
Датой исполнения обязательств заявителя по оплате расходов на технологическое присоединение считается дата внесения денежных средств на расчетный счет сетевой организации (пункт 12 договора).
Судами также установлено и материалами дела подтверждено, что в связи с отсутствием оплаты, а также в связи с истечением срока исполнения обязательств по договору от 09.09.2016 истец 23.03.2017 направил в адрес заявителя письмо с приложением документов о расторжении договора (соглашение о расторжении договора, акт компенсации фактических затрат), полученное товариществом "Южный" 29.05.2017, однако ответа на указанное письмо в адрес сетевой организации не поступило.
Общество "МРСК Урала" 31.07.2017 направило в адрес товарищества "Южный" также претензию об оплате задолженности по договору от 09.09.2016, и 01.11.2017 об оплате задолженности по договору с приложением актов о выполнении технических условий, а также об осуществлении технологического присоединения для подписания, оставленные
последним без удовлетворения.
В рамках рассмотрения дела Арбитражного суда Челябинской области N А76-5792/2018 по иску общества "МРСК Урала" о расторжении договора от 09.09.2016 и взыскании фактических затрат по договору, представителем товарищества "Южный" были даны пояснения, а также предоставлены документы, подтверждающие фактическое выполнение мероприятий, предусмотренных пунктом 11 технических условий, являющихся приложением к договору N 6200010276, на основании которых истец полагает, что мероприятия, предусмотренные пунктом 11 технических условий, заявителем фактически выполнены, но в нарушении условий договора заявитель не направил в адрес общества "МРСК Урала" уведомление о выполнении технических условий, а также не направило подписанный акт осмотра (обследования) электроустановки, акт о выполнении технических условий, а также не подписало акт об осуществлении технологического присоединения.
Определением от 11.02.2019 исковое заявление общества "МРСК Урала" по делу N А76-5792/2018 оставлено без рассмотрения в связи с неявкой общества "МРСК Урала" в судебное заседание, незаявлением ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие.
Неисполнение товариществом "Южный" своих обязательств в рамках договора от 09.09.2016 послужило основанием для обращения общества "МРСК Урала" в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу, по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление ЖКХ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований к товариществу "Южный" и удовлетворяя требования истца к Управлению, суд первой инстанции исходил из того, что фактически правоотношения по технологическому присоединению возникли между обществом "МРСК Урала" и Управлением, на котором лежит обязанность по оплате технологического присоединения энергопринимающих устройств, как на фактическом владельце спорных объектов электросетевого хозяйства.
Оставляя решение суда без изменения, суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал, указав, что именно муниципальное образование "Чебаркульский городской округ" в лице Управления является лицом, на которое возложена обязанность по обеспечению электроснабжения пос. Южный.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Договор технологического присоединения представляет собой двусторонний возмездный консенсуальный синаллагматический (взаимный) договор, регулирование отношений по которому производится как специальным энергетическим законодательством, так и нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общими положениями раздела III ГК РФ об обязательствах и договоре (определения Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 304-ЭС16-16246, от 25.12.2017 N 305-ЭС17-11195).
Спорные правоотношения регулируются также нормами Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее по тексту - Правила N 861).
В пункте 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Порядок технологического присоединения, в том числе объектов, принадлежащих сетевым организациям, урегулирован Правилами N 861.
Исходя из пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
На основании пункта 16.3 Правил N 861 заявитель исполняет обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
На основании пункта 19 Правил N 861 стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов микрогенерации) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности.
Как было установлено в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и не оспаривается сторонами, в 2003 году инициативная группа собственников участков мкр. Южный организовали товарищество собственников и за собственные средства построили ТП и линии ВЛ-0,4, признанные Чебаркульской городской прокуратурой бесхозными, в связи с отказом Чебаркульским городским округом в регистрации сетей и ТП356П за товариществом "Южный".
Жильцы мкр. Южный неоднократно обращались в Администрацию Президента Российской Федерации с жалобами на бездействие местных и областных властей, в результате вместо запроектированных в мкр. Южный семи электроподстанций было решено до окончания 2015 года построить и ввести в эксплуатацию одну ТП сметной стоимостью 1 485 000 руб.
В ноябре 2015 года Администрации было выделено 348 000 руб. для строительства новой подстанции и линий электроснабжения, однако, в связи с недостаточностью выделенных денежных средств было предложено задействовать существующую ТП 356П, увеличив ее мощность с 250 кВт до 400 кВт и построить сети 0,4 кВт для электроснабжения трех застройщиков, проживающих долгое время без электричества.
Товарищество "Южный" дало согласие на реконструкцию ТП путем увеличения мощности, в связи с чем его председателем была направлена в адрес общества "МРСК Урала" заявка на выдачу технических условий.
При этом, согласно постановлению администрации Чебаркульского городского округа от 25.11.2013 N 1082 об утверждении акта выбора и схемы расположения земельного участка трассы электроснабжения и установки трансформаторных подстанций в микрорайоне "Южный" в г. Чебаркуль, по окончании строительства трасса электроснабжения, трансформаторные подстанции должны быть переданы в муниципальную собственность Чебаркульского городского округа как бесхозные.
Во исполнение указанного постановления было разработано архитектурно-планировочное задание, которое предусматривает проектирование и строительство трассы электроснабжения и установку трансформаторных подстанций в микрорайоне "Южный" г. Чебаркуль.
Указанное архитектурно-планировочное задание предусматривает наличие восьми трансформаторных подстанций, однако в настоящий момент существует только одна.
Кроме того, решением Чебаркульского городского суда, вступившим в законную силу 06.09.2019, по делу N 2-927/2019 признано право муниципальной собственности муниципального образования "Чебаркульский городской округ" на бесхозяйную недвижимую вещь - линию электропередач ВЛ 0,4кВ, пос. Южный, г. Чебаркуль.
На основании постановления Главы Чебаркульского городского округа от 25.11.2013 N 1082 в декабре 2015 года и в январе 2016 года между Управлением ЖКХ и монтажными организациями были заключены договоры на строительство разводящих сетей 0,4 кВ. до жилых домов пос. Южный г. Чебаркуль и на выполнение работ по увеличению мощности существующей ТП с 250 до 400 кВ. с заменой узла учета и блока предохранителей.
Согласно договору от 17.12.2015 N 159/15д Управление приобрело трансформатор ТМ-400/10/04.
В соответствии с договором от 21.12.2015 N 165/15д индивидуальный предприниматель Литвак В.С. обязался произвести проектные работы по замене трансформатора, монтаж и подключение трансформатора.
Платежными поручениями от 24.12.2015 N 43412, от 24.12.2015 N 43413 Управление ЖКХ оплатило стоимость трансформатора масляного по договору от 17.12.2015 N 159/15д, а платежным поручением от 29.12.2015 N 44935 оплатило работы по монтажу трансформатора по договору от 21.12.2015 N165/15д.
На основании актов о приемке выполненных работ от 23.12.2015, акта приемки-передачи от 25.01.2017 Управлением ЖКХ трансформатор был принят.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" К вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истолковав вышеуказанные нормы права применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в частности письмо от 17.05.2018, которым Управление ЖКХ просило заключить договор на технологическое присоединение по ТУ 6200010276-62-ТУ-03574, однако истцом заявка принята не была, так как договор от 09.09.2016 N 6200010276 являлся действующим и его нужно исполнить либо аннулировать, а также письмо от 24.05.2018, согласно которому именно Управление предлагало рассмотреть вопрос о переуступке прав по договору от 09.09.2016 N 6200010276, однако письмом от 28.05.2018 в заключении дополнительного соглашения о переуступке прав по данному договору обществом "МРСК Урала" было отказано, суды первой и апелляционной инстанций, установив, что поселок Южный находится в границах городского округа и после увеличения мощности трансформатор, установленный в ТП, находится на балансе Управления ЖКХ, которое, согласно Уставу, осуществляет организацию предоставления в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, пришли к верному выводу, что правоотношения по технологическому присоединению фактически возникли между обществом "МРСК Урала" Управлением ЖКХ, в связи с чем требования истца о взыскании задолженности в сумме 67 419 руб. 30 коп. за оказанные услуги по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям, основанное на законе, подтвержденное материалами дела, правомерно взыскано с фактического владельца спорных объектов электросетевого хозяйства, спорных линий.
Учитывая подтвержденность материалами дела фактического выполнения мероприятий по технологическому присоединению, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, также правомерно удовлетворил требование об обязании Управление ЖКХ подписать акт об осуществлении технологического присоединения, установив месячный срок для исполнения решения суда.
Возражения Управления о том, что оно не может нести обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения от 09.09.2016 N 6200010276 лишь по тем основаниям, что является собственником данных сетей с 2019 года, в связи с чем задолженность в сумме 67 419 руб. 30 коп. подлежала взысканию с товарищества "Южный", являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанции и правомерно отклонены с указанием на то, что товарищество не является владельцем линий ВЛ10, ВЛ 0,4, ТП 356П, отпайка 10 кВ и согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 27.04.2017, у него отсутствует какое-либо имущество, в том числе воздушные линии электропередач, подходящие к жилым домам пос. Южный г. Чебаркуль Челябинской области.
Таким образом, кассационная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность по оплате технологического присоединения энергопринимающих устройств лежит на Управлении ЖКХ как на фактическом владельце спорных объектов электросетевого хозяйства
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, так как они уже являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо новых доводов со ссылками на имеющиеся в деле, но не исследованные судами материалы Управлением не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.10.2020 по делу N А76-16049/2019 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации Чебаркульского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Черемных |
Судьи |
Л.В. Громова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из пункта 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
На основании пункта 16.3 Правил N 861 заявитель исполняет обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
На основании пункта 19 Правил N 861 стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, не позднее 3 рабочих дней после осуществления сетевой организацией фактического присоединения объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств, объектов микрогенерации) заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности.
...
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" К вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;"
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 августа 2021 г. N Ф09-3017/21 по делу N А76-16049/2019