Екатеринбург |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А76-46238/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Поротниковой Е.А., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Территория комфорта" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.02.2021 по делу N А76-46238/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2021 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Территория комфорта" - Шабанова Е.С. (доверенность от 01.04.2021, диплом);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Хальфин Д.А. (доверенность N 13 от 11.01.2021, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Территория комфорта" (далее - заявитель, общество, ООО "Территория комфорта") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ГУ "ГЖИ Челябинской области", Управление) о признании недействительным предписания от 23.10.2020 N 20-7376-2082 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 09.02.2021 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность оспоренного предписания. Указывает на то, что в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 438) введен мораторий на проведение в период с 01.04.2020 по 31.12.2020 проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, к числу которых отнесен заявитель; в силу положений указанных нормативных актов в названный период внеплановая проверка обращения граждан в порядке лицензионного контроля проведена быть не могла, а внеплановая проверка угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера могла быть проведена только по согласованию с органами прокуратуры, тогда как с таким согласованием заявителя не знакомили; в распоряжении о проверке не указана дата осмотра дома, а в акте проверки неверно указана должность сотрудника прокуратуры, согласовавшего проверку, и нарушена нумерация в пунктах; при том, что проверка являлась выездной, результаты проверки сформированы на основании документов, представленных гражданином, так как часть выявленных нарушений (указанных в пункте 1 акта проверки) на момент проверки были устранены. В этой связи общество полагает, что при проведении проверки допущены грубые нарушения, исключающие возможность признания результатов проверки надлежащими доказательствами по делу. Кроме того, заявитель оспаривает факты нарушений, отраженных в пункте 2 акта проверки. В частности, в отношении наличия увлажнения кровельных элементов и ливневого желоба кровли 1 подъезда дома, а также в части не закреплении элемента устройства молниезащиты на кровле 1 подъезда указывает на то, что проект не предусматривает необходимости гидроизоляции кровельных плит перекрытия и водоотводного лотка, а также не предусматривает наличия молниезащиты. В части наличия строительного мусора возле выхода на кровлю 1 подъезда дома указывает на то, что в соответствии с нормативными требованиями, очистка кровли от мусора должна производиться 2 раза в год, 19.10.2020 общество проводило осмотр кровли подъездов и запланировало уборку мусора на октябрь 2020 года. В части отсутствия прогрева отопительного прибора на первых этажах 1 и 2 подъездов дома указывает на то, что вывод управления в этой части не соответствует действительности, так как актом осмотра от 23.10.2020 установлено, что отопительные приборы были прогреты полностью. В отношении отсутствия закрепления инженерных конструкций (кабелей) на кровле указывает на то, что эти кабели принадлежат интернет-провайдерам и не относятся к имуществу, обязанность по содержанию которого относится на заявителя. С учетом этих обстоятельств заявитель полагает, что основания для выдачи оспариваемого предписания отсутствовали, так как указанные в нем нарушения либо не подтверждены, либо были устранены на момент проведения проверки.
Как следует из материалов дела, ООО "Территория комфорта" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1147451012400 и на основании лицензии от 26.03.2015 N 0045 и протокола внеочередного собрания собственников помещений от 08.04.2019 N 1 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N 77 по ул. 250-летия Челябинска в г. Челябинске.
В связи с поступлением в ГУ "ГЖИ Челябинской области" 29.09.2020 обращения жителя указанного многоквартирного дома, на основании распоряжения от 20.10.2020 N 20-7376 2082, по согласованию с Прокуратурой Челябинской области Управлением в период с 22.10.2020 по 23.10.2020 в рамках осуществления лицензионного контроля проведена внеплановая выездная проверка ООО "Территория комфорта" на предмет соблюдения обязательных требований при осуществлении лицензируемой деятельности по управлению указанным многоквартирным домом, итоги проверки отражены в акте проверки от 23.10.2020 N20-7376-2082. В акте проверки зафиксировано нарушение заявителем положений пунктов 7, 18, 20 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (далее - Минимальный перечень), пунктов 3.2.2, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.4, 4.6.1.9, 4.6.1.23, 5.1.1, 5.6.2, 5.6.4, 5.6.6 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 N170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (далее - Правила N 170). В частности, из акта проверки следует, что визуальным осмотром установлены: 1) следы протечек кровли в виде отслоения отделки потолка, темных пятен в комнате и на балконе квартиры 40; 2) следы увлажнения кровельных элементов ливневого желоба кровли 1 подъезда; 3) наличие строительного мусора возле выхода на кровлю подъезда 1; 4) наличие незакрепленного элемента устройства молниезащиты на кровле 1 подъезда; 5) наличие не прогрева отопительного 4 А76-46238/2020 прибора на 1 этажах 1, 2 подъездов; 6) наличие провисания, отсутствие закрепления инженерных коммуникаций (кабелей) на кровле.
По результатам проверки заявителю выдано предписание от 23.10.2020 N 20-7376-2085 об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства, которым предписано: Обеспечить надлежащее содержание крыши многоквартирного дома, для чего выполнить работы по восстановлению герметичности кровельного покрытия козырька балкона квартиры 40 и обеспечить контроль за выполненными работами во время выпадения атмосферных осадков, восстановить герметичность примыкания кровельных элементов ливневого желоба кровли 1 подъезда, провести уборку кровли от строительного мусора и привести в технически исправное состояние устройство молниезащиты на кровле 1 подъезда; Обеспечить надлежащее содержания систем отопления МКД, для чего восстановить работу отопительных приборов на 1 этажах подъездов 1,2; Обеспечить надлежащее содержание электрооборудования МКД, для чего выполнить ревизионный осмотр инженерных коммуникаций (кабелей) на кровле, с последующим устранением нарушений.
Считая предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 8.5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.
ГУ "ГЖИ по Челябинской области" является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и соответствующий лицензионный контроль, наделанное правом выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (подпункты 2-1 - 2-2 пункта 8, подпункт 6 пункта 9 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Челябинской области", утвержденного Указом Губернатора Челябинской области о 15.05.2014 N 364).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 9 этого же Положения, управление для осуществления возложенных на него функций имеет право, в том числе, выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
К лицензионным требованиям деятельности по управлению многоквартирными домами отнесено, в том числе, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110).
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В ходе проверки Управлением установлено нарушение заявителем нормативных требований, установленных для осуществления лицензируемой деятельности по управлению многоквартирными домами.
Статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1).
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных в том числе пунктом 2 части (в части отсутствия оснований проведения внеплановой проверки) и частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 этого Федерального закона (пункт 2 части 2).
Основания проведения внеплановых проверок приведены в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ. К таким основаниям в том числе отнесено мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подпункт "а" пункта 2 части 2).
В соответствии с Законом N 98-ФЗ принято Постановление N 438, которым установлены ограничения в части проведения в 2020 году проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В частности, пунктом 1 этого постановления установлены виды проводимых в 2020 году в отношении указанных лиц (к которым относится заявитель) внеплановых проверок. К числу таких проверок отнесены в том числе внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры (подпункт "а").
Суды установили, что внеплановая проверка проведена в связи с поступившим в Управление обращением гражданина, содержащего сведения о нарушении обществом требований к содержанию общего имущества многоквартирного дома, что могло повлечь наступление последствий, указанных подпункте "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ и подпункта "а" пункта 1 Постановления N438; при этом проверка была согласована с Прокуратурой Челябинской области, что подтверждается решением заместителя прокурора Челябинской области о согласовании проверки от 21.10.2020 N7/30-1227-2020.
Таким образом, проверка проведена управлением при наличии законных оснований.
Нормативное требование об ознакомлении проверяемого субъекта с решением прокуратуры о согласовании проверки отсутствует, а потому довод общества о неправомерном не ознакомлении его с таким согласованием отклонен судами. С распоряжением управления от 20.10.2020 N 20-7376 2082 о проведении внеплановой проверки, содержащим сведения об основаниях и целях проведения проверки, представитель заявителя ознакомлен, о чем свидетельствует соответствующая отметка в акте проверки. Допущенные в акте проверки опечатки не отнесены к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки.
Исходя из этого, доводы заявителя о допущенных в ходе проведения проверки грубых нарушениях отклонен судами как не нашедший подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пункта 11(1) Правил N 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 36 ЖК РФ и подпунктов "б", "в" пункта 2 Правил N 491, в состав общего имущества включаются крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции). Пункт 18 Правил N 491 относит к содержанию общего имущества многоквартирного дома текущий ремонт, который проводится для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 установлен Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом пункту 7 Минимального перечня предусмотрено, что работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, включают в себя в том числе: проверку кровли на отсутствие протечек, проверку молниезащитных устройств, заземления мачт и другого оборудования, расположенного на крыше; выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока; проверку состояния защитных бетонных плит и ограждений, фильтрующей способности дренирующего слоя, мест опирания железобетонных коробов и других элементов на эксплуатируемых крышах; проверку и при необходимости очистка кровли и водоотводящих устройств от мусора, грязи и наледи, препятствующих стоку дождевых и талых вод; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, незамедлительное их устранение.
Пунктами 18 и 20 Минимального перечня установлено, что общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают: проверку исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока; промывку участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; очистку и промывка водонапорных баков; проверку и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; промывку систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений. Работами, выполняемыми в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме являются: проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки; проверка и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения; техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования; контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации; обеспечение сохранности коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, установленного в помещениях, отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, а также иного оборудования, входящего в интеллектуальную систему учета электрической энергии (мощности).
Обязательные для соблюдения требования и нормативы по содержанию и 020 обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170.
В соответствии с пунктами 3.3.2, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.4, 4.6.1.9, 4.6.1.23, 5.1.1, 5.6.2, 5.6.4, 5.6.6 Правил N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки. Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя). Разрушенные защитные слои железобетонных несущих элементов крыш и выбоины с частичным оголением арматуры необходимо восстанавливать, а трещины - заделывать цементным раствором. Если повреждения привели к потере несущей способности конструктивных элементов, то их следует усилить или заменить. Несущие конструкции крыши, устройства и оборудование, в том числе расположенные на крыше, карниз и водоотводящие элементы крыши, ограждения, гильзы, анкеры, устройства молниезащиты должны быть до ремонта кровельного покрытия приведены в технически исправное состояние. Очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке. Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома.
Текущее обслуживание электрооборудования, средств автоматизации, гильз, анкеров, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей должно проводиться в соответствии с установленными требованиями.
Организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны: обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации; обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений; осуществлять мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии, по снижению расхода электроэнергии, сокращению затрат времени на осмотр и ремонт оборудования, повышению сроков службы электрооборудования и электрических сетей; обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования; контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещенности; не допускать нарушения графиков работы электрооборудования; в насосных установках применять электродвигатели требуемой мощности; осуществлять очистку от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках в сроки, определяемые ответственным за электрохозяйство в зависимости от местных условий, чистку светильников следует, как правило, совмещать с очередной сменой перегоревших ламп и стартеров, с заменой вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников; при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности; немедленно сообщать в энергоснабжающую организацию об авариях в системе внутридомового электроснабжения, связанных с отключением питающих линий и/или несоблюдением параметров подающейся электрической энергии; принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры. Системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Управлением в ходе проверки установлены нарушения заявителем указанных нормативных требований при управлении общим имуществом многоквартирного дома по адресу: г. Челябинск, ул. 250-летия Челябинска, 77. В частности, визуальным осмотром установлены: следы протечек кровли в виде отслоения отделки потолка, темных пятен в комнате и на балконе квартиры 40; следы увлажнения кровельных элементов ливневого желоба кровли 1 подъезда; наличие строительного мусора возле выхода на кровлю подъезда 1; наличие незакрепленного элемента устройства молниезащиты на кровле 1 подъезда; наличие не прогрева отопительного прибора на 1 этажах 1, 2 подъездов; наличие провисания, отсутствие закрепления инженерных коммуникаций (кабелей) на кровле. В этой связи предписанием заявителю предписано: выполнить работы по восстановлению герметичности кровельного покрытия козырька балкона квартиры 40 и обеспечить контроль за выполненными работами во время выпадения атмосферных осадков, восстановить герметичность примыкания кровельных элементов ливневого желоба кровли 1 подъезда, провести уборку кровли от строительного мусора и привести в технически исправное состояние устройство молниезащиты на кровле 1 подъезда (пункт 1 предписания); восстановить работу отопительных приборов на 1 этажах подъездов 1,2 (пункт 2 предписания); выполнить ревизионный осмотр инженерных коммуникаций (кабелей) на кровле, с последующим устранением нарушений (пункт 3 предписания).
Ссылки на фактическое устранение этих нарушений, в подтверждение чего в материалы дела представлены задание на выполнение работ по герметизации козырька балкона и стыков плит КПГ от 17.10.2020 (содержащий отметку собственника помещении о выполнении работ в полном объеме 22.10.2020) (л.д.100), акт контрольного осмотра от 19.10.2020 об удовлетворительном состоянии кровли (подтверждающий наличие на кровле мусора и намерение его устранить по графику на октябрь 2020 г., а также подтверждающий наличие на кровле незакрепленных кабелей интернет-провайдеров ВОПС) (л.д.017-108); акт контрольного осмотра от 26.10.2020 об осуществлении уборки мусора по графику и уборки (свертывания) оптоволоконного кабеля (л.д.103-105), отклонены судами с указанием на то, что указанные акты составлены заявителем в одностороннем порядке и сведения о фактическом выполнении указанных в них работ по герметизации до управления на момент вынесения предписания не доведены; работы по уборке мусора и свертыванию кабеля выполнены заявителем после даты выдачи предписания, такое выполнение работ не свидетельствует о незаконности содержащихся в предписании требований.
Указание заявителя в отношении выявленного увлажнения кровельных элементов и ливневого желоба кровли 1 подъезда дома, незакрепленного элемента устройства молниезащиты на кровле 1 подъезда на то обстоятельство, что проект не предусматривает необходимости гидроизоляции кровельных плит перекрытия и водоотводного лотка, а также не предусматривает наличия молниезащиты, также не принято судами. Суды отметили, что подтверждающих этот довод доказательств заявителем в материалы дела не представлено, отсутствие указанных сведений в проекте не исключает обязанности общества по содержанию общего имущества многоквартирного дом (кровли) состоянии, обеспечивающем комфортное проживание и безопасность граждан.
Ссылки заявителя в части выявленного проверкой факта наличия строительного мусора возле выхода на кровлю 1 подъезда на то, что в соответствии с нормативными требованиями, очистка кровли от мусора должна производиться два раза в год, и уборка мусора была запланирована на октябрь 2020 года (что отражено в акте контрольного осмотра от 19.10.2020), признаны судами несостоятельными с указанием на то, что сведений о дате проведения предыдущей уборки кровли от мусора заявитель не представил, что не позволяет признать соблюденными требования пункта 4.6.1.23 Правил N 170.
Исходя из этого, доводы общества о незаконности требований пунктов 1 и 3 предписания правомерно отклонены судами.
Относительно отраженного в пункте 2 предписания нарушения (отсутствие прогрева отопительного прибора на первых этажах 1 и 2 подъездов дома), заявитель отмечает, ссылаясь на акт контрольного осмотра от 19.10.2020, из которого следует, что на момент осмотра в подъездах 1 и 2 температура составляет +17°С, как и температура наружного воздуха, запуск системы отопления не требуется. Вместе с тем судами обоснованно отмечено, что акт не опровергает факт выявленного управлением по состоянию на момент проведения осмотра дома нарушения нормативных требований по проведению прогрева отопительных приборов в подъездах дома; фактически это нарушение устранено заявителем в день выдачи оспоренного предписания (23.10.2020), что подтверждено представленным в материалы дела актом контрольного осмотра. В отношении нарушения, на устранение которого указано в пункте 3 предписания (отсутствие закрепления инженерных конструкций (кабелей) на кровле) общество ссылалось на то, что эти конструкции принадлежат интернетпровайдерам и не относятся к имуществу, обязанность по содержанию которого относится на заявителя, вместе с тем подтверждающие этот довод доказательства обществом в материалы дела не представлены. Кроме того, суды правомерно указали, что принадлежность размещенных на кровле конструкций третьим лицам, не исключает нормативно установленную обязанность общества, как лица, ответственного за надлежащее состояние многоквартирного дома, обеспечить их размещение способом, исключающим безопасность граждан.
Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований судами отказано обоснованно.
Нарушений норм процессуального права судами не допущено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 09.02.2021 по делу N А76-46238/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2021 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Территория комфорта" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Территория комфорта" из федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в сумме 1500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 07.04.2021 N 551.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктами 18 и 20 Минимального перечня установлено, что общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают: проверку исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока; промывку участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; очистку и промывка водонапорных баков; проверку и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; промывку систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений. Работами, выполняемыми в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме являются: проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки; проверка и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения; техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования; контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации; обеспечение сохранности коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, установленного в помещениях, отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, а также иного оборудования, входящего в интеллектуальную систему учета электрической энергии (мощности)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 5 августа 2021 г. N Ф09-4880/21 по делу N А76-46238/2020