Екатеринбург |
|
06 августа 2021 г. |
Дело N А71-14718/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Жаворонкова Д.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общественного учреждения "Добровольная пожарная охрана учебных заведений Удмуртской Республики" (далее - учреждение, страхователь, ответчик) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.02.2021 по делу N А71-14718/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 по указанному делу.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (далее - пенсионный фонд, управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о взыскании с учреждения 7 000 руб. финансовых санкций.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Мотивированным решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.02.2021 (резолютивная часть от 29.01.2021) требования удовлетворены частично. С учреждения взыскано в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 6 000 руб. финансовых санкций; в доход федерального бюджета 1714 руб. 29 коп. государственной пошлины. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить в части удовлетворения требований о взыскании 6000 руб. финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М. Заявитель жалобы указывает на отсутствие оснований для взыскания со страхователя финансовых санкций за период январь-декабрь 2019 года ввиду того, что у него отсутствует обязанность по предоставлению сведений по форме СЗВ-М на председателя ответчика, который безвозмездно выполняет трудовые функции в некоммерческой организации - общественном учреждении; сведения были предоставлены в течении 5 дней со дня получения от пенсионного фонда соответствующего уведомления; кроме того, управлением пропущен срок для обращения в суд.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 286 и 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 данного Кодекса, с учетом особенностей, установленных названной статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 названной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения ее не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, управлением в отношении ответчика проведены проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 и 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), в ходе которых установлено, что страхователь в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ не представил в установленный срок сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за период с января по декабрь 2019 года, а также с января по февраль 2020 года.
На основании материалов проверок управлением составлены акты от 24.03.2020 (период правонарушений - с января по декабрь 2019 года), от 02.06.2020 (период правонарушений с января по февраль 2020 года).
По результатам проверок управлением вынесены решения от 06.07.2020 N 019S19200008295, от 07.07.2020 N 019S19200008355 о привлечении должника к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде взыскания финансовых санкций в общем размере 6000 руб. и 1000 руб., соответственно. В целях добровольной уплаты финансовых санкций ответчику выставлены требования.
Неисполнение страхователем в добровольном порядке требований на общую сумму 7000 руб. явилось основанием для обращения управления в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика указанной суммы финансовых санкций, по результатам рассмотрения которого Арбитражным судом Удмуртской Республики отказано в принятии заявления, о чем вынесено определение от 12.11.2020 по делу N А71-13662/2020.
Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения 7000 руб. финансовых санкций.
Оценив представленные в дело доказательства, доводы сторон, руководствуясь совокупностью сроков, устанавливающих процедуру проведения проверки и составления акта, вынесения решения о привлечении к ответственности, выставления требования, обращения в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части периода январь-декабрь 2019 года, посчитав, что требования управления в части взыскания финансовых санкций за непредставление сведений по форме СЗВ-М за январь, февраль 2020 года не подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о правомерности привлечения ответчика к ответственности за непредставление в установленный срок сведений об одном застрахованном лице по форме СЗВ-М за период с января по декабрь 2019 года по требованию от 27.07.2020 N 019S01200008364 ввиду того, что факт нарушения и вина ответчика подтверждены материалами дела, установленная статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ процедура и основания для привлечения ответчика к ответственности за совершение правонарушения управлением соблюдены.
При рассмотрении данного спора суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судами установлено, что сведения за период с января по декабрь 2019 года (по форме СЗВ-М) были представлены страхователем с нарушением установленного срока, а именно 30.03.2020 в отношении одного застрахованного лица.
Представленными по делу доказательствами факт нарушения и вина заявителя полностью подтверждены. Доказательств объективной невозможности представления сведений в установленные законодательством сроки, а также принятия всех зависящих от него мер по представлению отчетности в срок, заявителем не представлено.
Таким образом, действия страхователя содержат признаки правонарушения - непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Сроки и порядок привлечения к ответственности заявителем соблюдены.
Поскольку страхователь не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства, не предпринял должных мер для контроля за надлежащей отправкой сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по форме СЗВ-М за период с января по декабрь 2019 года, суды обоснованно удовлетворили исковые требования о взыскании с учреждения финансовых санкций на основании статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ в размере 6000 руб.
Доводы заявителя жалобы о том, что у него отсутствовала обязанность по представлению сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, на председателя ответчика, который безвозмездно выполняет трудовые функции в некоммерческой организации - общественном учреждении, отклоняются, поскольку отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанного лица выплат и иных вознаграждений за отчетный период не имеет правового значения для соблюдения обязанности по представлению в отношении него отчетности по форме СЗВ-М.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие оснований для привлечения к ответственности в связи с устранением нарушений в установленный срок не принимается, поскольку освобождение страхователя от ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, возможно только в том случае, когда страхователь самостоятельно выявив ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, представил в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Вместе с тем, судами установлено и из материалов дела следует, что сведения по форме СЗВ-М за период с января по декабрь 2019 года были направлены учреждением только после того, как пенсионным фондом было установлено их непредставление.
Доводы ответчика о нарушении пенсионным фондом срока для обращения в суд не нашли своего подтверждения.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, судом кассационной инстанции при рассмотрении данной кассационной жалобы не установлено (пункт 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального права, как и нарушений процессуальных норм, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 09.02.2021 по делу N А71-14718/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2021 по указанному делу оставить без изменения, кассационную жалобу общественного учреждения "Добровольная пожарная охрана учебных заведений Удмуртской Республики" - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя жалобы о том, что у него отсутствовала обязанность по представлению сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, на председателя ответчика, который безвозмездно выполняет трудовые функции в некоммерческой организации - общественном учреждении, отклоняются, поскольку отсутствие факта начисления в пользу вышеуказанного лица выплат и иных вознаграждений за отчетный период не имеет правового значения для соблюдения обязанности по представлению в отношении него отчетности по форме СЗВ-М.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие оснований для привлечения к ответственности в связи с устранением нарушений в установленный срок не принимается, поскольку освобождение страхователя от ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, возможно только в том случае, когда страхователь самостоятельно выявив ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, представил в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 6 августа 2021 г. N Ф09-5496/21 по делу N А71-14718/2020