Екатеринбург |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А60-11671/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сухановой Н. Н.,
судей Вдовина Ю. В., Жаворонкова Д. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Первоуральск (далее - заявитель, администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2020 по делу N А60-11671/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения по жалобе N 066/01/18.1-417/2020 от 13.02.2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дельтастрой" (далее - общество, ООО "Дельтастрой").
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит названные судебные акты отменить или изменить полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, при наличии оснований направить дело на новое рассмотрение. Ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, указывает, что письмо общества от 21.11.2019 N 65 нельзя рассматривать как заявление о проведении аукциона, так как оно не соответствовало требованиям ни Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов", утвержденного Постановлением Администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2569 (далее - Административный регламент) (по форме согласно Приложению N 3), ни Земельному кодексу Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), полагает, что при рассмотрении данного обращения она не должна была руководствоваться положениями Административного регламента. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
При рассмотрении дела судами установлено, что общество 21.11.2019 обратилось в администрацию с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 66:58:0113001:4208 площадью 12633 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, в 193 м на запад от дома N 20 по ул. Емлина; а также с кадастровым номером 66:58:0113001:4209 площадью 17 609 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, в 180 м на запад от дома N 20 по ул. Емлина.
Постановлением администрации от 18.12.2019 N 2174 обществу в этом отказано на основании подпункта 7 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса, указанное постановление направлено на электронный адрес общества 10.01.2020.
ООО "Дельтастрой" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия администрации, совершенные при осуществлении процедуры, включенной в пункт 14 Исчерпывающего перечня процедур в сфере жилищного строительства, утвержденного постановлением 3 Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 403 (далее - Перечень N 403), и выразившиеся в нарушении порядка и сроков принятия решения о проведении или об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды на спорный земельный участок.
По итогам рассмотрения жалобы управлением вынесено решение от 13.02.2020 N N 066/01/18.1-417/2020, которым жалоба признана обоснованной, администрация признана нарушившей абзац 4 пункта 2 статьи 16 Административного регламента, что выразилось в бездействии относительно уведомления общества о принятии заявления от 11.11.2019 N 60, пункта 2 статьи 46 Административного регламента - нарушение срока принятия решения об отказе в проведении аукциона по данному заявлению; пункта 3 статьи 46 Административного регламента - нарушение срока направления обществу отказа в проведении аукциона.
Не согласившись с указанным ненормативным актом управления, администрация обратилась в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суды нижестоящих инстанций не установили совокупности оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), необходимых для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным и отказали заявителю в удовлетворении требований.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
В силу части 3 статьи 4 Градостроительного кодекса к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований, порядок внесения изменений в данные перечни, порядок ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.
К процедурам, связанным с предоставлением прав на земельный участок и подготовкой документации по планировке территории в отношении земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов и имеющих вид разрешенного использования, позволяющий осуществлять жилищное строительство согласно пункту 14 Перечня N 403, относится организация и проведение аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 39.11 Земельного кодекса проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона может осуществляться, в том числе путем обращения заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка (подпункт 6).
Положениями пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса установлен исчерпывающий перечень оснований, по которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона. В частности, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования.
При этом проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 данной статьи, и принятие им решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований осуществляется в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления (подпункт 9).
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях регулирования порядка предоставления земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов администрацией утвержден Административный регламент.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Административного регламента получение заявления и прилагаемых к нему документов подтверждается Управлением архитектуры и градостроительства путем направления заявителю специалистом, ответственным за регистрацию входящей корреспонденции, уведомления, содержащего входящий регистрационный номер заявления, дату получения уполномоченным органом указанного заявления и прилагаемых к нему документов, а также перечень наименований файлов, представленных в форме электронных документов, с указанием их объема. Уведомление о получении заявления направляется указанным заявителем в заявлении способом не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления в уполномоченный орган.
Согласно пункту 1 статьи 46 Административного регламента для начала административной процедуры по оценке возможности использования земельного участка для заявленных целей основанием является окончание проведения экспертизы документов, получение необходимой информации из органов (организаций), участвующих в предоставлении муниципальной услуги.
Решение о проведении аукциона либо решение об отказе в проведении аукциона принимается уполномоченным органом в срок не более чем 2 месяца со дня поступления заявления с указанием кадастрового номера земельного участка о проведении аукциона (абзац 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента).
При рассмотрении дела судами установлено, что 21.11.2019 общество обратилось в администрацию с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков с кадастровым номерами 66:58:0113001:4208 и 66:58:0113001:4209.
В нарушение абзаца 4 пункта 2 статьи 16 Административного регламента уведомление о получении заявления не было направлено в адрес ООО "Дельтастрой" в срок до 22.11.2019.
Администрация по итогам рассмотрения заявления отказала обществу в проведении аукциона на основании подпункта 7 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса. Правомерность отказа органа местного самоуправления в проведении аукциона по указанному основанию антимонопольным органом не оспорена и судами не опровергнута.
С учетом изложенного, поскольку общество обратилось в администрацию с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка 21.11.2019, а постановление об отказе в проведении такого аукциона вынесено администрацией 18.12.2019, то суд округа приходит к выводу о том, что отказ органа местного самоуправления в проведении аукциона вынесен с соблюдением срока, установленного подпунктом 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса и абзацем 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента.
При таких обстоятельствах, срок направления обществу отказа в проведении аукциона, предусмотренный пунктом 3 статьи 46 Административного регламента, также не нарушен.
Таким образом, окружной суд находит доводы кассационной жалобы по данным пунктам заслуживающими внимания.
В пункте 2 части 1 статьи 287 АПК РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этими судами неправильно применена норма права.
Поскольку судами нижестоящих инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены в полном объеме, но допущено неправильное применение норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить принятые по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в соответствующей части.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.09.2020 по делу N А60-11671/2020 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по тому же делу в части отказа в признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13.02.2020 N 066/01/18.1-417/2020 по эпизоду, связанному с установлением в действиях администрации городского округа Первоуральск нарушения пункта 2 и пункта 3 статьи 46 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов", утвержденного постановлением администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2569, отменить.
Требование администрации городского округа Первоуральск в указанной части удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13.02.2020 N 066/01/18.1-417/2020 по эпизоду, связанному с установлением в действиях администрации городского округа Первоуральск нарушения пункта 2 и пункта 3 статьи 46 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков в собственность, аренду из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земель, находящихся в собственности муниципального образования, по результатам торгов", утвержденного постановлением администрации городского округа Первоуральск от 01.12.2016 N 2569.
В остальной части принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Суханова |
Судьи |
Ю.В. Вдовин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение абзаца 4 пункта 2 статьи 16 Административного регламента уведомление о получении заявления не было направлено в адрес ООО "Дельтастрой" в срок до 22.11.2019.
Администрация по итогам рассмотрения заявления отказала обществу в проведении аукциона на основании подпункта 7 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса. Правомерность отказа органа местного самоуправления в проведении аукциона по указанному основанию антимонопольным органом не оспорена и судами не опровергнута.
С учетом изложенного, поскольку общество обратилось в администрацию с заявлением о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка 21.11.2019, а постановление об отказе в проведении такого аукциона вынесено администрацией 18.12.2019, то суд округа приходит к выводу о том, что отказ органа местного самоуправления в проведении аукциона вынесен с соблюдением срока, установленного подпунктом 9 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса и абзацем 2 пункта 1 статьи 7 Административного регламента."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 9 августа 2021 г. N Ф09-1678/21 по делу N А60-11671/2020